Тестирование 7 моделей катамаранных весел

В походе по рекам Тохмайоки, Янисйоки и Китенйоки турклуб «Мумми-тролли» провел тестирование нескольких моделей катамаранных весел.

Сроки тестирования: с 1 мая по 7 мая 2010 г.

Весла (цифры по данным производителей):
– Profiplast Kanoe Slalom (длина 150 см, вес 900 г), производство Чехия,
– TNP 504.0 Raft Guide (площадь лопасти 985 см2, длина 165 см, вес 1000 г), производство Чехия,
– TNP 505.0 Allround Canoe (площадь лопасти 802 см2, длина 165 см, вес 850г), производство Чехия,
– весло, предоставленное объединением туристов «Таганок» (лопасть по размеру и обводам почти полностью совпадает с Profiplast Kanoe Extrem, длина 165 см, вес 900 г), производство г. Рязань,
– Весло катамаранное фирмы «Вольный Ветер», предоставленное Интернет-магазином «Веселый Роджер» (лопасть по размеру и обводам почти полностью совпадает с TNP 504.0, длина 165см, вес 1150г), производство г. Москва,
– Весло РАЛТ Модель 323 (площадь лопасти 728 см2, длина 160 см, вес 900 г), производство г. Бийск,
– Весло РАЛТ Модель 343 (площадь лопасти 978 см2, длина 168 см, вес 1100 г), производство г. Бийск.

Схема тестирования:

– на реке Тохмайоки К2 «RB2-BM» шёл с вёслами Profiplast Kanoe Slalom и “Таганок”, К-2 “Сварожич” с вёслами TNP 504.0, К-4 “Сварог” с вёслами РАЛТ 324 и 343, а также TNP 504.0 (на К-4 «Сварог»). Периодически экипажи менялись вёслами.

– на реке Янис и реке Китенйоки весло «Таганок» убрали в запаску, весла РАЛТ 323 и 343 уехали в Санкт-Петербург вместе с экипажем К-4 «Сварог», экипажи обменивались веслами «Вольный Ветер» и TNP 505.0 для сравнения. Веслом Profiplast Kanoe Slalom, кроме правого баллона К2 «RB2-BM» (Мумми-мама), никто долго в этом походе грести не смог из-за его маленькой ростовки (личное весло Мумми-мамы), но в 2009 году на Кавказе проверку на левом баллоне К2 «RB2-BM» прошло аналогичное весло большей ростовки в руках Мумми-папы с исключительно положительными отзывами.

Критерии оценки:

Эргономика:
– удобство хвата
– баланс

Эффективность гребли:
– степень скольжения струи по лопасти,
– жесткость при захвате воды на струе.

Надежность:
– прочность лопасти на изгиб и скол,
– прочность цевья.

Ход тестирования:

На реке Тохмайоки 1 – 3 мая 2010 года был невысокий для майских праздников уровень воды, во многих порогах обнажились зубья, потребовавшие манёвров по уходу от них. На траверсах сравнивали эффективность гребли. Вёсла с большой лопастью (РАЛТ 343 и TNP 504)показали сильное сопротивление струи, потребовали большого напряжения мышц, при этом на проводках струя с них соскальзывает. Возникает ощущуние, что гребёшь лопатой – струя не захватывается, сквозь неё наоборот продираешься.

Весла с более маленькой лопастью Profiplast Kanoe Slalom и «Таганок» (Рязань), а также Ралт 323 оказывают меньшее сопротивление струе при захвате воды лопастью. Profiplast Kanoe Slalom и

«Таганок» хорошо показали себя при проводках, дуговых гребках от носа и от кормы с возвратом к исходному положению без вынимания лопасти из воды. Эти два весла отвечают главному требованию – выполняя свою задачу, они не ощущаются в руках, про них на гребле как будто забываешь. По общему мнению лучший показатель по захвату струи и по ровной, без вибраций, проводке, у рязанского весла. Не смотря на приличного размера лопасть, тонкая кромка при плавно утолщенной середине позволяет резать струю и удерживать воду на лопасти, сохраняя упор, при небольшом усилии. Положительную роль тут играл и низкий вес рязанского весла. По мнению Мумми-мамы (никто, кроме неё объективно сравнить Profiplast с «Таганком» в одном походе не мог), Profiplast на проводках «Таганку» не утсупает. Про Ралт 323 на проводках ничего положительного сказать нельзя – струя соскальзывает, лопасть сильно вибрирует из-за большой толщины по всей площади лопасти, у модели Ралт 343 это весло выигрывает только за счёт меньшей площади лопасти.

Удивляет то, что у рафтового весла TNP 504 сделано утолщение кромки (видимо, из соображений прочности), а сама лопасть слишком тонкая. В итоге, лопасть весла изгибается волной, струя соскальзывает, при этом со временем полиэтилен деформируется так, что винтообразный изгиб лопасти виден на глаз. Достаточно тонкое весло Profiplast не деформируется от воздействия струи.

Что касается прочности вёсел – тест выдержали все образцы, кроме «Таганка», которое за 3 дня сплава по достаточно глубокой и не слишком быстрой струе, получило несколько заметных сколов внизу лопасти.

На реках Янисйоки и Китенйоки 5 – 7 мая 2010 года в тест было включено весло производства «Вольный ветер» и TNP 505, а весло «Таганок» было убрано в запаски. Весло «Вольный ветер» по показателям эргономики оказалось сравнимо только с веслами Ралт, при чём Ралт 323 на проводках выигрывает. Это не удивительно, потому что, видимо, стремясь достичь большей прочности весла, производители сделали слишком толстую по всей своей площади лопасть. Толстая лопасть не спасает весло «Вольный ветер» от износа – за два дня сплава низ весла заметно обахромился.

Весло TNP 505 в отличие от TNP 504 имеет меньшую площадь лопасти при той же её толщине, что положительно сказалось на эргономике и устойчивости к деформации. При проводках и дуговых гребках вибрация ощущалась, но гораздо в меньшей степени, чем у обеих моделей Ралт, у «Вольного ветра» и у TNP 504.

Важным критерием эргономики весла является баланс. При неправильном балансе создается ощущение, что весло тяжелее, чем оно есть на самом деле, что приводит к излишнему напряжению мышц. Желательно, чтобы точка баланса была как можно ближе к нижней руке, то есть не менее, чем в 10 см от лопасти весла. Оба чешских весла TNP 504 при длине 175 см имели баланс в примерно 9 см от края лопасти. Profiplast при длине 160 см показал баланс в 11 см от лопасти. Баланс рязанского весла при длине 158 см составил 12 см. Можно сказать, что эти 2 весла обладают наиболее удобным хватом. К тому же, весло Profiplast имеет специально овалированную трубу цевья для того, чтобы весо не проворачивалось в мокрых неопреновых перчатках, и термоусадку усиленной толщины, по сравнению с постоянно обдирающейся тонкой черной пленкой не веслах TNP. Небольшое весло РАЛТ 323 при длине 165 см имело баланс в точке 10,5 см, а увеличенное РАЛТ 343 при длине 170 см – 5 см. У весла «Вольный Ветер» баланс оказался точно в лопасти, то есть 0 см при длине 165 см. К достоинствам весла можно отнести на данный момент только толстую термоусадку.

Тэшки (ручки) у всех тестируемых вёсел были весьма разнообразны. Конечно, это вопрос субъективный, но для долгой гребли оптимально, чтобы сжатый кулак обхватывал наиболее близкую к шарику форму для обеспечения удобного положения кисти и снижения нагрузки на крицепс. Самые «пузатые» тэшки у весел Profiplast, дадее идут TNP, новая тэшка РАЛТ, «Вольный ветер», старая тэшка РАЛТ и в конце рязанское.

Выводы и рекомендации производителям и покупателям:

По результатам теста мы подразделили испытанные нами весла на 3 основных типа по назначению:

– весла для плановых походов на рафтах и больших катамаранах и несложных спортивных походов – это весла РАЛТ, «Вольный Ветер», TNP 504

– весла для спортивных туристских походов с технически сложными порогами – это весла Profiplast Kanoe Slalom, TNP 505

– спортивные весла для соревнований и тренировок в слаломных каналах – это рязанское весло из турклуба «Таганок».

Весло «Вольный Ветер» мы предполагали сравнивать с такими образцами, как Profiplast Kanoe Slalom или TNP Allround Canoe 505, однако оказалось, что из-за излишне толстого, при этом мягкого, пластика лопасти нарушены и баланс весла, и эффективность захвата струи. Остается серьезно рекомендовать производителям сильно уменьшить толщину кромки весла по всему периметру, сохранив толщину у самой трубы. Это улучшит и баланс, и геометрию. Пока что весло сравнимо только с вёслами Ралт и TNP 504.

Заусеницы и сколы на нижней кромке были весьма заметны на весле «Вольный Ветер» и на рязанском весле. За короткий поход (3 дня на Тохмайоки) рязанское весло получило скол длиной 3 см и толщиной 4 мм, а также несколько мелких сколов по 3-5мм. Весло «Вольный ветер» за 2 дня на Янисе и Китенйоки обахромило нижний край сильнее, чем TNP и Profiplast, прошедшие каменистые кавказские реки. Именно поэтому произодителям стоит подумать о типе полиэтилена.

Что касается рязанского весла, то если его оснастить не алюминиевым, а карбоновым цевьем, нижний край проклеить тканью из кевларовых волокон и подобрать более устойчивую к истиранию краску, весло будет сравнимо с хорошими образцами западных производителей для слалома и соревнований.

Основным недостатком весла Profiplast Kanoe Slalom является то, что в свободной продаже в России вы его не найдёте. Пока что, это, пожалуй, единственно весло, которое отвечает всем требованиям к туристскому веслу для спортивных походов как по эргономике и балансу, так и по прочности, выигрывая по всем показателям и у собрата по стране происхождения TNP Allround Canoe 505.

Турклуб Мумми-тролли

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: