Манарага — царица Урала, пеше-водный поход

Отчет о комбинированном походе (водный 3 к.с., пеший с эл. 2 к.с.) по Приполярному Уралу и рекам Манарага и Косью (национальный парк Югыд-Ва, июль 2010 года)

I. СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ

1. Проводящая организация

Поход был организован и проведён спортивно-туристским клубом «Мумми-тролли» из города Санкт-Петербурга. В походе принимал участие также турист из Воронежа. Руководитель – Фёдорова Мария Владимировна. Руководитель пешей части маршрута – Демченко Леонид Григорьевич

2. Страна, республика, край, область, район, подрайон, массив (место проведения)

Поход проходил по Приполярному Уралу на территории республики Коми по национальному парку «Югыд-Ва» в Российской Федерации. Географический район – Приполярный Урал.

3. Общие справочные сведения о маршруте и группе:

Вид туризма Категория сложности Протяженность активной части похода, км Продолжительность Сроки проведения
пешком сплав всего общая ходовых дней
комбинированный: пеший – водный – эл. второй,

третья

46 км 207 км 253 км 15 дней 11 дней 09.07 – 23.07 2010

Группа из девяти человек, для сплава использовались два четырёхместных катамарана. Маршрутная книжка №19/10

4. Подробная нитка маршрута:

Санкт-Петербург — г. Инта – рудник Желанный – перевал Кар-Кар – брод р. Манарага – брод ручья Олений – сплав по р. Манарага – сплав по р. Косью – ст. Косью – Санкт-Петербург

5. Определяющие препятствия маршрута

На подходах к перевалу Кар-Кар и при подъёме на перевал — местами снежники. В реке Манарага уровень воды до пор. «Олений» низкий, после пор. «Олений» средний. Уровень воды в реке Косью средний.

При определении категории сложности (к.с.) водныхи пеших препятствий использовался «Регламент по спортивному туризму».

Пешие препятствия

Вид препятствия Категория сложности Характеристика препятствия Способ прохождения
Высокотравье в виде берёзового и ивового стланика от руч. Подничишор – до стрелки истоков р. Балбанью по ЛБ р. Балбанью 16,5 километров движения без тропы по скрытым в карликовой берёзе и ивняке неровностям склона, углубления, выходы осыпей, при крутизне склона 10 — 20 Индивидуальная страховка альпенштоком или треккинговыми палками
Переправа через ручей Подничишор н/к Ширина русла около 8 м, глубина 0,5 м, скорость течения 3 м/с Переход в брод с индивидуальной страховкой альпенштоком или треккинговыми палками
Траверс осыпного склона при движении от оз. Малого Балбанты к броду через р. Балбанью н/к 3 км траверса осыпного склона, уклон вдоль гребня 15 Индивидуальная страховка альпенштоком и треккинговыми палками
Переправа через исток реки Балбанью н/к Ширина русла около 10 м, глубина 0,6 м, скорость течения около 1,5 м/с Переход в брод с индивидуальной страховкой альпенштоком или треккинговыми палками
Осыпь живая средняя при движении от брода р. Балбанью к перевалу Кар-Кар 2 километра движения по «живым» камням до1 м при крутизне склона 30 — 35 Индивидуальная страховка альпенштоками или треккинговыми палками
Морена перед оз. Кар-Кар 2 километра средней пологой морены Индивидуальная страховка альпенштоками или треккинговыми палками
Перевал Кар-Кар, высота 1240 м Взлётка 110 м, крутизна склона 25 — 30 , движение затруднено живыми средними осыпями, снежниками Индивидуальная страховка альпенштоком или треккинговыми палками
Морена после спуска с перевала Кар-Кар 2 километра средней пологой морены Индивидуальная страховка альпенштоком или треккинговыми палками
Переправа через реку Манарага н/к Ширина русла около 10 м, глубина 0,5 м, скорость течения около 2 м/с Переход в брод с индивидуальной страховкой альпенштоком или треккинговыми палками
Движение по болоту н/к 3 километра по неглубокому легко проходимому болоту Индивидуальная страховка альпенштоком или треккинговыми палками
Переправа через ручей Олений н/к Ширина русла около 10 м, глубина 0,7 м, скорость течения около 1,5 м/с Переход в брод с индивидуальной страховкой альпенштоком или треккинговыми палками

Баллы, идущие в зачёт:

ПП:ЛП:

высокотравье 1Б – 5 балловперевал 1А – 4 балла

осыпь средняя 1Б – 4 балла 4 переправы н/к- 2 балла

морена средняя пологая 1А – 6 балловтраверс осыпного склона н/к – 4 балла

болото легкопроходимое н/к – 1,5 балла

Итого: 16,5 балловИтого: 10 баллов

Географический показатель – 8Показатель автономности – 1

К= 1+1,323/12 = 1,1

КС = 10 + 16,5 – (8*1*1,1) = 26,5 – 8,8 = 17,7 » 18 баллов

Суммарная сложность определяющих препятствий пропорционально продолжительности маршрута 3 дня должна составлять 10 – 22 балла, протяжённость не менее 45 км

Протяжённость в действительности составила 46 км, количество ОП – 18 баллов.

Водные препятствия

Вид препятствия Категория сложности Длина препятствия Характеристика препятствия Способ прохождения
на реке Манарага от балка Олений до балка Манарага по низкой воде
Шивера «Пингвин» третья 500 м Заметный уклон, зубья, воротца, навалы. Сходу, местами с проводками
Шивера «МКТ» третья – четвёртая 400 м Сливы через обливняки, ворота, навалы, очень большой уклон, прижимы к ЛБ Требуется просмотр места чалки, возможно принудительная чалка в конце участка перед первым сливом порога «Олений»
порог «Олений» пятая или непроход 500 м Череда сливов до 2 м в очень узких воротцах с затычками, навалы на отдельные зубья По нашей воде габаритный непроход, по более высокой воде потребует страховки с берега, возможно, с воды, обноса вещей
Шивера «Выходная» третья –четвёртая или непроход 800 м Прижимы, воротца, навалы на зубья, сливы с обливняков, большой уклон По нашей воде в нескольких местах участка был габаритный непроход, по высокой воде участок потребует осмотра, обноса вещей, страховки с берега
на реке Манарага от балка Манарага по средней воде
Шивера «Заключительная» третья 500 м Прижимы, воротца, зубья в струе Может потребоваться беглый береговой просмотр участка
на реке Косью от стрелки с р. Манарага по средней воде
порог «Труба» третья 500 м Сильный прижим к скале ПБ, валы 1,5 м Сходу, на заходе уход влево от прижима
шиверы«Каскадные» третья 2000 м Каскад из 4-х мощных шивер с зубьями, прижимами, валами Сходу, страховка тандемом
шивера «Кедровая» третья 1500 м Мощная шивера с прижимом на правом повороте Сходу, страховка тандемом
шивера «Аккорд» третья 500 м Мощная шивера с высокими валами и прижимом к скале ЛБ, в конце шиверы бочка через всю реку Сходу, страховка тандемом

6. Сведения о руководителях и участниках

№ п/п Фамилия, Имя,

Отчество

Город, телефон,

E-mail

Туристская

подготовка

Обязанности в группе, средство сплава
1. Фёдорова Мария Владимировна, 1983 Санкт-Петербург,

+79213169767,

moomin-mama@mail.ru

Пеший: 1Р Кольский п-ов,

Водный: Шавла — Аргут –Катунь 5У, Худес-Кубань 4Р

руководитель, капитан К4
«МКТ»
2 Демченко Леонид Григорьевич, 1960 Санкт-Петербург,

+79062280160

Пеший: 4У Ю-З Тыва,

Лыжный: 5У С-В Алтай,

Лыжный: 2Р Кольский п-ов,

Водный: 1Р Латвия

руководитель пешей части маршрута, правый кормовой К4 «Пингвин»
3. Фёдоров Николай Васильевич, 1980 Санкт-Петербург,

+7921 7504822,

moomin-papa@mail.ru

Пеший: 1У Кольский п-ов,

Водный: Шавла-Аргут-Катунь 5У, Печа-Конья 3Р

завхоз, капитан К4 «Пингвин»
4. Закиров Игорь Равильевич, 1969 г. Сосновый Бор, ЛО

+7911 2493761,

j.knecht@mail.ru

Водный: Чёрный Черемош – Белый Черемош 3У оператор, левый кормовой К4 «МКТ»
5. Калинин Иван Валентинович, 1981 Санкт-Петербург,

+7960 2620846,

ivan318@rambler.ru

Водный: Лоймоланйоки — Уксунйоки 3У оператор, правый носовой К4 «МКТ»
6. Смирнова Анна Алексеевна, 1969 Санкт-Петербург,

anja-as@yandex.ru

Горный: Алтай 2У,

Водный: р. Хойто-Ока – р. Ока 4У

медик, правый носовой К4 «Пингвин»
7. Кузнецов Алексей Игоревич, 1967 Санкт-Петербург,

+7921 9240091,

easyall@yandex.ru

Парусный: Карелия 1У

Конный: Архангельская область 1У

оператор, левый носовой К4 «МКТ»
8. Лопатин Константин Павлович, 1985 г. Воронеж,

konstantin гав lopatin.su

Пеший: Кольский п-ов 1У,

Водный: Тохма — Янисйоки – Китенйоки 3 с эл. 5 У

картограф, левый носовой К4 «Пингвин»
9. Аристов Андрей Анатольевич, 1980 Санкт-Петербург,

dragonwolf@gmail.ru

ПВД Матрос, правый баллон, К4 «Пингвин»

II. СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЕТА

1. Общая смысловая идея похода

К выбираемому маршруту комбинированного похода были предъявлены следующие требования:

поход должен проходить в новом для участников и руководителей географическом регионе;

маршрут должен включать пешие препятствия 2 к.с. и водные препятствия 3 к.с.;

регион должен иметь горно-альпийский характер;

маршрут должен быть автономным;

маршрут не должен пролегать в погранзоне;

в середине июля река/реки, по которым будет проходить водная часть маршрута, должны быть габаритны для четырёхместных катамаранов.

Всем этим требованиям по имеющимся описаниям в полной мере отвечал выбранный нами комбинированный маршрут от руд. Желанный через перевал Кар-Кар до балка Олений, откуда начинался сплав по рекам Манарага и Косью до станции Косью.

2. Варианты подъезда и отъезда

Заброска к руд. Желанный возможна на машинах типа ГАЗ66 или Урал от ж/д ст. Инта. Сам г. Инта находится в 30 км от ж/д станции, поэтому административные вопросы в городе Инта мы заранее поручили нашему водителю Геннадию Коковкину, выслав ему почтовым отправлением 1 класса ксерокс маршрутной книжки для постановки группы на учёт в МЧС и список группыс паспортными данными и пропиской для оформления пропуска в Национальный парк Югыд-Ва.

Поезд Санкт-Петербург – Воркута прибывает в Инту в 4:30 утра, поэтому 7,5 часовая поездка в ГАЗ66 по разбитой уже от самой станции грунтовке стала настоящим испытанием для нашей группы.

Средняя скорость ГАЗ66 была 25 км/час. По дороге необходимо остановиться у поста Национального парка, где проверяют пропуск в парк.

Примерно на середине пути дорога вброд переезжает реку Кожим. По высокой воде может подмочить кунг.

Около пос. Сана-Вож работала дорожная техника – улучшали дорогу.

В районе руд. Желанный необходимо требовать от водителя, чтобы вас перевезли вброд через. р. Балбанью в месте, где она вытекает из оз. Большое Балбанты, потому что идти необходимо по орографически правому берегу реки, а дорога приходит к левому берегу Балбанью.

Выброска: сплав заканчивается около нескольких домиков на ЛБ р. Косью, рядом с которыми причалены лодки-комячки. На одном из домиков намертво прибита табличка с надписью «Магазин. Закрыто на учёт». Вокруг домиков красномошное болото с морошкой, но можно просушить баллоны на мостках, и собрать рюкзаки под навесом домика с надписью «Магазин». Все домики были закрыты на замки. Вокруг мы нашли следы антистапеля предыдущих групп: части деревянных рам, резиновые скрутки. От домиков через болото уходит мокрая тропа, которая через 500 м выходит на широкую грунтовую дорогу. Дорога проложена из-за строительства газопровода Норд Стрим. Далее тропа опять ныряет в лес и через очередное болото приводит на станцию Косью.

На станции Косью зал ожидания на вокзале открыт ночью. Пейзаж вокруг удручающий – видно, что это бывшие зоны. В посёлке два каменных дома, наполовину нежилых. В одном из домов работает магазин РЖД с 10:30 до 12:30 и с 16:30 до 20:30. Остальные строения – деревянные бараки и сараи. Сотовой связи нет. К туристам проявляет нездоровый «интерес» местная молодёжь.

Контакты:

  • Геннадий Коковкин, ГАЗ66 с надписью Skitalets Travel, электронная почта lemvaiz@mail.ru, помогает в оформлении путёвки в национальный парк, в постановке группы на учёт в ПСО. Стоимость заброски вместе с путёвкой на 9 человек (график для парка см. ниже) – 25000 р.
  • Татьяна – организует заброску на Приполярный Урал, электронная почта severtour.inta@gmail.com, тел.: 89121321022
  • Баранов Г.М, тел./факс: (82145) 632-94 с 11:00 до 19:00, электронная почта oven80@narod.ru — организует заброску.
  • Куприенко В.И., тел. (82145) 613-06, моб.тел. 89215521689 – организует заброску.
  • Валерий Белов – очень хорошие отзывы, своя машина. Тел. (82145) 632-89
  • ПСО, г. Инта, ул. Мира 41, 169830, тел. (821-45) 343-33
  • Национальный парк Югыд-Ва: http://www.yugydva.komi.com/

 

Версия графика маршрута для Национального парка (меньше дней — дешевле путёвка*):

1. рудник Желанный — под перевалом Кар-Кар

2. под перевалом Кар-Кар — ручей Олений

3. ручей Олений — стрелка с ручьем Профиль Манараги

4. стрелка с ручьем Профиль Манараги — стрелка с рекой Индысей

5. стрелка с р. Индысей — впадение реки Вангыр

6. впадение реки Вангыр — ст. Косью.

Итого 6 дней 9 человек. Стоимость путёвки составила 6500 р.

*В Национальном парке есть своя туристическая служба, поэтому сокращать график необходимо с умом, чтобы выглядело правдоподобно.

3. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты

Аварийный выход с пешей части маршрута и р. Манарага возможен только обратно к руд. Желанный.

Кроме перевала Кар-Кар из долины р. Балбанью в долину р. Манарага ведёт также более простой перевал Зигзаг через долину р. Лимбекою.

С водной части маршрута после впадения в реку Косью самый быстрый способ выхода с маршрута – сам сплав по реке Косью. Уже в районе впадения р. Индысей есть шанс встретить людей – сразу после впадения р. Индысей на ПБ Косью на дереве табличка с надписью «наб. р. Фонтанки», хорошо заметная с воды. В этом месте расположена целая заимка: домик с тремя спальнями, баня, туалет, оборудованное кострище с навесом. Видно, что это место нередко посещается людьми. Ниже по течению после «каньона» на ПБ Косью есть трёхэтажная изба.

4. Изменения маршрута и их причины

Изначально мы предполагали совершить радиальные выходы на г. Народа и Манарага, но избыло несколько обстоятельств, помешавшее нам это сделать:

— при движении вдоль р. Балбанью от оз. Большое Балбанты мы по совету нашего водителя и из-за дефицита информации в отчётах избрали орографически левый берег. Главный аргументом было то, что ЛБ суше, а по ПБ тропа заболочена. На самом деле идти нужно именно по орографически правому берегу р. Балбанью, потому что на ЛБ хорошая сухая дорога быстро заканчивается. Нам пришлось около 10 км идти без тропы траверсом по берёзовому стланику, периодически пересекая осыпи. В районе ручьёв стланик сменялся довольно высоким ивняком, сохранявшим все свойства карликового. Переходить же на ПБ Балбанью было уже поздно, потому что подходы к берегу сильно заболочены, а переправа потребовала бы много сил и времени. Таким образом, мы, сами того не желая, значительно усложнили маршрут.

— участник Аристов Андрей, который не был готов к препятствиям такой сложности и имел неподходящую обувь, стёр себе ноги на подходах к перевалу Кар-Кар

— на второй день на стоянке под перевалом Кар-Кар сломалась одна из двух газовых горелок, перегорел шланг

По этим трём причинам мы решили сначала пройти перевал Кар-Кар, а потом уже принят решение о восхождении на г. Народа. Когда мы спустились с перевала, состояние ног Андрея ухудшилось, к тому же опять начала портиться погода. Поэтому было принято решение идти к балку Олений.

От восхождения на гору Манарага нас заставили отказаться следующие причины:

— из-за дефицита информации о водной части маршрута (при подготовке маршрута нам не удалось найти ни одной лоции рек Манарага и Косью) мы не знали, что сплав от балка Олений по средней и низкой воде чреват трудоёмким обносом порога «Олений» и шиверы «Выходная», являющейся второй ступенью каскада. По средней и низкой воде оба эти участка – габаритный непроход для катамаранов. По высокой воде – порог «Олений» — пятая категория сложности.

Мы начали сплав от балка Олений, из-за чего нам пришлось совершить экстренную чалку в конце шиверы «МКТ» к ПБ перед первым сливом пор. «Олений». Для обноса негабаритного порога мы совершили сложную переправу через реку Манарага, опять-таки незапланированно повысив сложность пешей части маршрута. Затем последовал изнурительный 1,5 км обнос каскада вещами и катамаранами по тропе ЛБ с траверсом двух осыпей

-на следующий день сразу после старта в мелководную шиверу К4 «Пингвин» сломал 2 поперечины. Пришлось осуществлять срочный ремонт, точнее, рубить новые. Все это отнимало драгоценное время.

— после таких приключений мы приняли решение о необходимости глубокой разведки р. Манарага, поэтому, дойдя до балка Манарага, мы решили отложить восхождение в пользу разведки реки. Разведка была произведена и показала, что до стрелки с Косью основные препятствия – мелководные шиверы с зубьями, которые могут потребовать проводки.

— на обратном пути с разведки началась сильная гроза, продолжавшаяся в несколько заходов до утра. Уровень воды в реке поднялся на 50 см, большинство зубьев оказалось залито. Река открывала нам возможность быстро и без неприятных приключений преодолеть последний участок, зато в горах после таких сильных дождей подстерегали камнепады, и добавилось снега.

Количество пеших препятствий, пройденных нашей группой, было достаточным для маршрута второй категории сложности, а то, что горы Манарага и Народа так просто к себе не подпустили, заставляет нас задумываться о возвращении на этот маршрут.

5. График движения

Дни пути Дата Участок пути
(от – до)
Протяжённость
в км
Ходовое время Определяющие препятствия на участке Метеоусловия
1 11.07. руд. Желанный – оз. Малое Балбанты 12 км 15:00 – 19:30

пешком

Высокотравье 1Б – 8 км,

переправа через ручей Подничишор н/к

С утра дождь, после обеда солнце, сильный ветер
2 12.07 Оз. Малое Балбанты – оз. под перевалом Кар-Кар 15 км 9:00 – 19:00
пешком
Высокотравье 1Б -8,5 км, траверс осыпного склона н/к 3 км,

переправа через р. Балбанью н/к,

осыпь живая средняя 1Б – 2 км, морена средняя пологая 1А – 2 км

Переменная облачность, после обеда дождь и сильный ветер, заметное похолодание до +5 — + 3 С
3 13.07 Оз. под перевалом Кар-Кар – балок Олений 15 км 9:30 – 19:00
пешком
перевал Кар-Кар 1А,

морена средняя пологая 1А – 2 км,

переправа через р. Манарага – н/к,

легко проходимое болото – 3 км,

переправа через р. Олений – н/к

Переменная облачность, к ночи сильное похолодание до +3 С,
днём до +20 С
4 14.07 Балок Олений – на ЛБ р. Манарага в после шиверы «Выходная» 4 км сплав,

1,5 км

пешком

Всего:

6 км

15:30 – 18:00 сплав,

18:00 -22:00

пешком

Шивера «Пингвин» 3 к.с., шивера «МКТ» 3 к.с., пор. «Олений» непроход, шивера «Выходная» непроход» — обнос 1,5 км Ясно, t = +15 — +22 C
6 15.07 на ЛБ р. Манарага в после шиверы «Выходная – балок Манарага 4 км 12:00 – 14:30

сплав

Мелководная шивера с зубьями 2 к.с. Ясно, затем сильная гроза

t = +10 — +25 C

7 16.07 балок Манарага – на ЛБ р. Косью напротив р. Капкан-Вож 41 км 10:30 – 18:00

сплав

Шивера «Заключительная» 3 к.с., пор. «Труба» 3 к.с.,шиверы «Каскадные» 3 к.с. Переменная облачность, сильный ветер, после обеда дождь
t = +15 — +3 C
8 17.07. на ЛБ р. Косью напротив р. Капкан-Вож Дождь, сильный ветер,

t = +3 — +5 C

9 18.07. на ЛБ р. Косью напротив р. Капкан-Вож – на ЛБ напротив скалы Красный камень 104 км 9:30 – 19:30

сплав

Шивера «Кедровая» 3 к.с., шивера «Аккорд» 3 к.с. С утра дождь, после обеда северный ветер, солнце,

t = +5 — +20 C

10 19.07. на ЛБ напротив скалы Красный камень — около о-в Рыбачьих на ПБ 26 км 10:30 – 15:00

сплав

Шиверы, перекаты 1 -2 к.с. Переменная облачность,t = +12 — +23 C
11 20.07. около о-в Рыбачьих на ПБ Переменная облачность, кратковременный дождь,

t = +15 — +24 C

12 21.07 около о-в Рыбачьих на ПБ – ст. Косью 28 км сплав,2,5 км пешком

Всего: 31 км

10:30 – 12:00 сплав20:30 – 21:30 пешком Перекаты 1 к.с. Переменная облачность,t = +13 — +25 C

Расстояния активной части похода измерено по картам 1:100000

6. Техническое описание

(только активная часть маршрута)

День 1 — 11 июля (воскресенье)

Прибытие на ст. Инта в 4:30 утра. Морось, холодно, сразу же встречают комары.

В 4:50 выехали на ГАЗ66 Геннадия Коковкина, в машине с нами ехал ещё один рыбак до Сана-Вожа, который постоянно ездит на рыбалку в Югыд-Ва. С Коковкиным также ехал его напарник.

Сам город Инта находится в 30 км от ж/д станции, поэтому мы в Инту не заезжали. Геннадию заранее по почте мы выслали ксерокс маршрутной книжки для постановки нашей группы в МЧС. Заявка в МЧС нужна также для оформления разрешения на посещение Национального парка Югыд-Ва. Для парка мы составили специальный укороченный до разумных пределов график похода, приняв во внимание сведения из прочитанных отчётов о том, что в парке работает какая-то дама, якобы разбирающаяся в маршрутах. Для оформления разрешения на посещение парка потребовался список группы с паспортными данными и сведениями о прописке. Всё это также заранее было выслано Геннадию, который оформил для нас это разрешение. Стоимость разрешения для нашей группы в 9 человек составила на 7 дней 6164,32 рубля.

В разрешении написано, что «любые посещения рекреантами национального парка должны исключать: организацию туристических стоянок, палаток, разведение костров за пределами специально предусмотренных для этого мест…». Нужно отметить, что к разрешению не прилагалось никакой схемы или списка этих «предусмотренных» мест. На маршруте мы не нашли ни одной организованной стоянки.

Также примечательно, что Интинская АСГ (аварийно-спасательная группа), разрешившая нашей группе выход на маршрут, о чём была сделана соответствующая надпись с печатью в пункте 13 маршрутной книжки, не проявила никакого интереса к тому, чтобы мы сняли группу с учёта после прохождении маршрута.

Дорога от самой станции Инта грунтовая и в очень плохом состоянии. ГАЗ66 ехал со скоростью не более 25 км/ч. Ещё до брода через реку Кожим в предгорьях справа от дороги в кунге расположен пост национального парка Югыд-Ва. Дорога в этом месте перегорожена шлагбаумом. На посту был один мужчина, который, проверив наше разрешение, общался вежливо, предлагал воду из родника.

Около брода через Кожим на ПБ есть какие-то избы, явные места стоянок. Пока наш водитель осматривал место брода, мимо нас по Кожиму прошла группа с детьми на четырёх- и шестиместных катамаранах. Брод проходит через галечный остров, в некоторых местах брода достаточно глубоко – по высокой воде может подмочить кунг.

Сразу за бродом дорога ненадолго улучшается, но потом опять начинается очень плохой участок. В районе пос. Сана-Вож работала дорожная техника. На ручье, впадающем в р. Балбанью были видны самодельные маленькие конструкции для мытья золота. В Сана-Вож высадился наш попутчик-рыбак.

В нескольких километрах от руд. Желанный ГАЗ-66 Геннадия, у которого всю дорогу барахлил стартёр, сломался. На починку ушло около 30 минут.

В итоге, к руд. Желанный мы приехали в 13:40. Геннадий отказался перевозить нас на орографически правый берег р. Балбанью, сказав, что дорога там заболочена. По ЛБ в зоне видимости шла отмеченная на карте сухая тракторная дорога. Из-за дефицита сведений, почерпнутых из отчётов, в основном написанных не по форме и очень путано, мы поверили опыту Геннадия и не стали настаивать на броде.

Пообедали, вскипятив воду на горелках. До самого спуска в долину р. Манараги про дрова можно забыть.

В 15:00 мы стартовали по тракторной дороге вдоль озера Большое Балбанты. Дул сильный ветер, предвещавший перемену погоды. Примерно через 1 час хода дорога пересекла неглубокий ручеёк и закончилась. Дальше пришлось двигаться без тропы по полкам, заросшим берёзовым стлаником, местами сменявшимся осыпями. Около ручьёв движение осложнялось локальными зарослями ивового стланика, высотой до 2 метров. Скорость движения упала до 2 км в час. Сильно докучали комары.

Берега оз. Малое Балбанты с нашей стороны заболочены. Пригодное место для стоянки удалось найти только ближе к впадению р. Балбанью в озеро около полусгнившего балка, куда мы пришли к 19:30.

На ПБ озера в месте выхода из него р. Балбанью есть несколько деревянных строений, но ни обещанных чумов, ни оленей мы там не увидели. Над озером по ПБ возвышаются живописные горы Старик и Старуха.

На озере очень много комаров, просто какой-то ад.

Фото 1: дорога вдоль озера Большое Балбанты скоро кончится

Фото 2: до озера Малое Балбанты стланик сначала был невысокий

Фото 3: брод ручья Подничишор

Фото 4: комары и ад на озере Малое Балбанты

День 2 — 12 июля (понедельник)

Подъем дежурных в 7:00, группы в 7:30. Вышли в 9:00.

Ветер, облачно, погода переменчивая, явно затягивает. Комаров ветер не пугает.

От стоянки на озере Малое Балбанты двигаться ещё труднее: борта долины становятся круче, берёзовый стланик выше, чаще появляется мощный ивняк, стланики чередуются с осыпями. Шли медленно, страхуясь альпенштоками и периодически поминая неласковыми словами Геннадия и авторов отчётов. Всё это время по орографически правому берегу Балбанью заметна тропа, явно подзаболоченная, но свободная от стланика.

Только через 8,5 километров изматывающего движения с «водными» рюкзаками уже перед самым поворотом долины на запад в месте, где река разливается разбоями, дорога с правого берега перебирается на левый, и царство стланика заканчивается.

Двигаться сразу стало легче, хотя дорога в некоторых местах мокрая и подзаболоченная. Но через 2,5 километра дорога упирается в брод через Балбанью и заканчивается. Брод некатегорийный, глубина реки примерно по колено.

Сразу за бродом сделали обед. Погода заметно испортилась, ветер усилился, начинался дождь, похолодало. К сожалению, от холода сжижался газ, произошла вспышка топлива, повредившая пьезоподжиг и подводной шланг. Одна горелка вышла из строя.

Вышли в направлении ледникового озера с островом под перевалом Кар-Кар. Двигаться решили по ручью, который вытекает из озера. Сначала пошли по его орографически левому берегу траверсом осыпного склона крутизной 30 – 35 градусов. С тяжёлыми рюкзаками по живой осыпи двигались очень медленно и осторожно, страхуясь альпенштоками. Особенно неприятны были места, где крупные камни осыпались, и осталась рыхлая земля с мелкими осколками, уезжающая из-под ног.

Примерно через 500 – 700 м упёрлись в снежник, перекрывавший дальнейшее движение вдоль кромки воды и по ЛБ ручья. Пришлось переходить на орографически правый берег ручья, подниматься на 30 — 40 метров по травянистому склону крутизной 30 — 35 градусов и двигаться траверсом около 3 км.

К этому времени облака опустились ниже, и мы оказались в их зоне. Видимость снизилась до 30 – 50 метров. Ветер не стихал, похолодало до температуры, близкой к нулю, шёл дождь.

С момента выхода от места брода Балбанью прошло уже 3 часа, но озеро под перевалом всё ещё не было достигнуто. Сквозь облачность стал различим поворот долины ручья вдоль прижима по орографически правому берегу. Двигаться дальше по ПБ вдоль прижима было небезопасно и сложно – требовалась страховка перилами. Снежник, закрывавший ручей, в этом месте сужался, позволяя перейти обратно на левый берег ручья. Осуществив непростой спуск по осыпному склону, мы перешли на ЛБ ручья и началось утомительное движение по морене.

Орографически правый берег ручья на повороте и после него повышался, превращаясь в стену, а левый берег, наоборот, выполаживался, выходя на плато. Это и есть место, где ручей вытекает из озера, соединяясь с ручьём, стекающим со снежников г. Народы. В действительности виден только каньон этого второго ручья, а ручей из озера вытекает под камнями незаметно. Это обстоятельство и сильная облачность, из-за которой не было видно озера, заставили нас потратить некоторое время, чтобы сориентироваться и не уйти вверх по каньону ручья на г. Народа.

Только к 19:00 мы, наконец-то, пришли к месту стоянки на озере с камнем, отмеченной каменным сложением для горелок и стеночками, закрывавшими палатки без юбок от пронизывающего ветра. Погода не улучшалась.

Фото 5: траверс осыпного склона при движении вверх по р. Балбанью

Фото 6 : стланик и осыпи при движении вверх по р. Балбанью

Фото 7: стланик и осыпи сменяли друг друга

Фото 8: брод р. Балбанью

Фото 9: осыпи при движении к перевалу Кар-Кар

Фото 10: брод истока р. Балбанью при подъёме к перевалу Кар-Кар

День 3 -13 июля (вторник)

Подъём в 7:00. Стали появляться прорехи в облаках.

Выяснилось, что у Андрея ноги стёрты в кровь, потому что он шёл два дня по стланику в берцах. Это уже не первый случай в нашей практике, когда любовь к милитаристскому стилю оборачивается для хозяев берцев большими проблемами при движении по осыпям и траверсом. Ноги пришлось перебинтовать, и было принято решение, что прежде всего нужно перевалить за Кар-Кар, а потом уже задумываться о восхождении на Народу.

Вышли в 9:30 с полной загрузкой рюкзаков. Облачность поднялась, открылся перевал. Подъём начинается траверсом травянистого склона вправо, затем необходимо преодолеть короткую осыпь и выйти на небольшую полочку. Отсюда путь маркирован турами и проходит траверсом влево по средней осыпи, преходящей местами в крупную. Периодически встречались небольшие снежники. Один из них лежал под самой седловиной. Крутизна склона в некоторых местах доходит до 45 градусов. Но в целом подготовленная группа осуществляет подъём быстро.

Уже в 10:00 мы поднялись на перевал. Облака разошлись, открылся незабываемый вид в сторону Манараги. Из тура сняли записку турклуба «Южный Урал» г. Челябинск, группа в составе 3х человек. Ребята под руководством Милюкина А.В. шли в сторону ручья Южный, здоровье группы было «отличное». Было странно, что записка датирована 05.07.01 20:12. Видимо, в годе была описка, потому что записка лежала без пакета или бутылки и не могла сохраняться так долго в таком отличном состоянии.

Оставили свою записку и начали спуск с перевала, который оказался значительно сложнее, чем подъём. Крупная осыпь на крутом склоне преодолевалась медленно с тяжёлыми рюкзаками. У озерца под взлёткой были к 11:10, отдыхали 20 минут. На перевал снова наползли облака. Предложение остаться лагерем здесь и подняться на г. Народа налегке было отвергнуто большинством группы, потому что все боялись за Андрюхины ноги, к тому же, у нас осталась лишь одна горелка, а о дровах на моренном плато не было и речи.

В 11:30 медленно двинулись вдоль моренного плато с озерцами к следующей ступеньке спуска. Камни на плато крупные, идти очень тяжело. Спускались слева по линии воды, пока не вышли на ещё одно небольшое плато с озерцами, по которому разбросаны огромные камни и протекает довольно заметный ручей. Тропы нет, местами лежат пятна снежников.

Перейдя ручей, сделали очередной 15 минутный привал. Некоторые члены группы очень сильно устали, поэтому привал несколько растянулся. С хвостом группы пришлось задержаться замыкающему Коле и руководителю пешей части маршрута Лёне, а в это время Костя, Лёша и общий руководитель Маша уже пробрались между глыбами к травянистому спуску справа, где остановились поджидать остальную часть группы. Однако, рельеф плато настолько сложен, что не было видно, как оставшаяся часть группы спустилась слева. Посовещавшись, решили, на всякий случай, дождаться, пока ребята спустятся, чтобы убедиться, что всё в порядке. Через полчаса ребята появились внизу на сухой полянке у истоков Манараги. Только после этого Костя, Лёша и Маша тоже спустились к ручью.

У ручья сделали часовой привал на обед – нашлись сухие ветки стланика, удалось организовать костёр.

От места привала и далее вдоль всей долины реки Манарага идёт тропа. Сразу после выхода с привала мы перебродили ручей и вышли на сухую полку с вереском. Стали появляться отдельные лиственницы. Через 2,5 километра тропа спустилась с полки к месту брода через реку Манарага. Мы бродили реку чуть выше слияния нескольких ручьёв, после которого, собственно, и можно сказать, что это уже река. Брод представлял собой некатегорийный переход нескольких рукавов в ивняке. Однако, если воды будет больше, то последний переход через ручей, непосредственно имеющий название Манарага, потребует усилий нескольких человек. Придётся двигаться по трое-четверо.

После брода тропа идёт по правому берегу реки Манарага, местами тропа серьёзно заболочена, но болото неглубокое – скорее, обычная чавкалка по колено. Многие из нас переоделись в сплавную обувь.

Примерно,в 300 метрах от брода через ручей Олений мы встретили одинокого путника, который налегке ходил пешком через Кар-Кар на Манарагу, а теперь возвращался обратно. Это был единственный человек за весь поход, которого мы увидели в этих краях.

Брод через Олений оказался даже более интересным, чем брод через Манарагу, хотя тоже был некатегорийным.

Балок Олений расположен не сразу за бродом, хотя после брода можно встать на ровной полянке на краю заболоченного кустарника. Но материала для рам на этой стоянке не найдётся.

После брода тропа обходит заболоченный кустарник и через километр выводит к балку Олений. От брода видно повышение берега и границу леса – это и есть поляна с балком. Балок представляет собой небольшой вагончик, стоящий на ровной сухой полянке. С дровами и берёзой для рам проблем нет.

У балка мы были только к 19:00, пройдя за день 15 километров.

Фото 12: озеро Кар-Кар при утренних лучах солнца

Фото 13: начало подъёма на перевал Кар-Кар

Фото 14: подъём на перевал Кар-Кар

Фото 15: на перевале Кар-Кар, вид в сторону долины р. Манарага

Фото 16: перевал Кар-Кар со стороны долины р. Балбанью

Фото 17: нам открылись удивительные виды

Фото 18: спуск с перевала Кар-Кар

Фото 19: Каровое озеро за перевалом

Фото 20: гигантские морены с пятнами снежников

Фото 21: привал на морене перед спуском в долину Манараги

Фото 22: появилась тропа в долину реки

Фото 23: спуск по отрогу к слиянию всех истоков Манараги

Фото 24: Нас ждала череда бродов

 Фото 25: брод ручья Олений

День 4 -14 июля (среда)

Подъем в 8:00

Сразу же занялись заготовкой берёзы на рамы. К 15:30 всё было готово, группа пообедала, запаковала вещи, и мы вышли на воду.

От балка Олений идёт несложная, но быстрая и мелководная шивера 2 к.с. В струе много зубьев,с которых тяжёлые гружёные К4 приходилось часто спихивать, но полноценных проводок удалось избежать. Через 500 – 600 шивера упрощается до быстротока, и через 50 метров на крутом левом повороте начинается шивера «Пингвин» 3 к.с. Уклон возрастает, навалы на зубья становятся ощутимыми, слалом в воротцах требует чёткого и быстрого манёвра. Имеет смысл произвести беглую береговую разведку участка по ПБ до места чалки около полянки с каменкой.

Наша группа шла шиверу «Пингвин» без разведки, в конце шиверы пришлось делать экстренную чалку к ПБ, не дойдя буквально 50 метров до удобного места чалки у каменки, потому что у К4 «Пингвин» вышибло скрутки. Ребята делали надпилы, чтобы избежать дальнейших аварий.

После короткого участка быстротока на левом повороте начинается сложная крутопадающая шивера «МКТ» (3 – 4 к.с.), которая является заходной шиверой в порог «Олений» — 5 к.с. или непроход в зависимости от воды. Этот участок необходимо осмотреть по ПБ, в конце шиверы перед первым сливом порога выставить сигнальщика и чальщика.

Так как в отчётах чёткой лоции реки найти не удалось, мы, полагаясь на свой богатый сплавной опыт, не стали делать разведку и стартовали в шиверу «МКТ». По сравнению с предыдущими препятствиями шивера очень напряжённая – навалы на камни, воротца, сливы с обливняков, прижимы. Примерно через 400 метров, экипаж К4 «Пингвин» увидел, что очередные ворота запираются зубьями, и выбросился на ПБ, перегородив сильно суживающуюся струю. К4 «МКТ», шедший сзади, резко выбросился на отмель (в более высокую воду –островок) слева, чтобы не создавать аварийную ситуацию.

Экипаж «Пингвина» вытащил катамаран на ПБ, после чего было решено произвести осмотр участка силами экипажа «МКТ» по ЛБ. Выяснилось, что ворота – это начало порога «Олений». В пороге несколько сливов от 1 до 2 метров в узких воротах с затычками. По нашей воде порог был габаритным непроходом. По более высокой воде – это препятствие в духе Верхнего Аксаута или Шавлы протяжённостью около 500 метров. Падение на этом участке около 40 м на 1 км (по Google Earth). Осмотр и страховка возможны по ЛБ.

Правый берег обрывистый с осыпями, поэтому осуществили перильную переправу катамарана «Пингвин» и его экипажа на отмель ЛБ.

В 18:00 мы начали разбор катамаранов для обноса порога «Олений». Маша и Аня сделали глубокую разведку реки на участках порога «Олений» и шиверы «Выходная», в ходе которой выяснилось, что шивера во многих местах тоже будет габаритным непроходом. Проводка осложнена подходящими к реке осыпями. На последнем участке шиверы берег подмыло, образовался земляной обрыв. Шивера «Выходная» — 3 к.с. в начале, упрощается в конце, переходя в участок разбоев и островов, протяжённость около 800 м.

По ЛБ прослеживаются остатки тропы, над отмелью перед порогом мы нашли остатки деревянной рамы. Длина обноса около 2 км. Сначала приходится идти по осыпям и через лес обходить подмытые части берега, потом появляется явная тропа, выходящая на луга, в конце которых есть неплохое ровное место для стоянки.

К 22:00 часам в три ходки обнос порога «Олений» и шиверы «Выходная» был завершён. Катамараны разбирали не полностью: сдували, снимали поперечины, баллоны скручивали вдоль колбаской, связывали скрутками и несли по двое.

Фото 26: стапель у балка Олений

Фото 27: ремонт К4 «Пингвин» в шивере «Пингвин»

Фото 28: К4 «Пингвин» в конце шиверы «МКТ»

Фото 29: экстренная чалка в конце шиверы «МКТ»

Фото 30: переправа экипажа К4 «Пингвин» через р. Манарага перед пор. «Олений»

Фото 31: Леониду пришлось взять Анино весло

Фото 32: страховка последнего маятником при переправе через р. Манарага перед пор. «Олений»

Фото 33: габаритный непроход на заходе в пор. «Олений»

Фото 34: обнос пор. «Олений» и шиверы «Выходная»

Фото 35: удобный способ обноса баллонов

День 5 — 15 июля (четверг)

Подъем в 7:30. Костя и Коля произвели разведку реки по ЛБ, никаких серьёзные препятствий не обнаружили.

Катамараны снова собрали и в 12:00 вышли на воду. Первым отчалил «Пингвин» и в 50 метрах у ПБ сломал на зубе две передних поперечины. Экипаж «МКТ» перечалился к ПБ, чтобы не происходило разделения группы. На вырубку и замену поперечин ушло около 1 часа. В это время мы видели большие заросли золотого корня, произрастающего по краям галечных отмелей в огромном количестве.

В 13:00 стартовали окончательно в мелководную шиверу 2 к.с. Примерно через 2 км сплава между островов и заболоченных берегов увидели по ПБ высокий подмытый берег и отмель из крупной гальки, но чалиться к ПБ было уже поздно, поэтому зачалились в небольшое улово ЛБ напротив отмели. Решили сделать разведку, поэтому экипаж К4 «МКТ» провёл катамаран вверх по течению на 20-30 метров и перечалился на отмель ПБ. Над отмелью на берегу оказалась ровная полянас кострищем, откуда уходила явная тропа на перевал Студенческий и гору Манарага. Никакого балка в округе мы не нашли.

К4 «Пингвин» на принудительной чалке перечалили на отмель ПБ. Катамараны вынесли на крутой берег и тщательно зафиксировали. В 15:00 поставили лагерь, чтобы сделать полуднёвку и разведать реку до стрелки с Косью.

На разведку отправились Костя, Коля, Маша и Ваня. Тропа всё время теряется, упираясь в ручейки и болота. Постоянно подходили к реке, чтобы оценить препятствия. На протяжении 2-3 км основные препятствия – это шиверы 2 к.с., прижимы в кусты и разбои. Примерно за 1 км от стрелки выделяется шивера «Заключительная» 3 к.с. – увеличивается уклон, начинается слалом в воротцах с навалами на отдельные зубья. По ПБ можно произвести беглый осмотр участка. Перед стрелкой по ПБ появляются участки леса.

До стрелки шли около 2 часов. На обратном пути торопились, потому что погода портилась и собиралась гроза. Гроза застигла нас примерно на середине пути 19:00 часов. Судя по звуку, молнии били в 1,5 – 2 км от нас, гора Манарага была полностью закрыта тучами. Гроза принесла с собой сильный ливень, моментально стала расти вода. Это было хорошо заметно по бродам через ручьи. С перерывами заряды ливня продолжались до утра.

Фото 36: Старт после обноса от места ночлега

Фото 37: поломка двух поперечин на К4 «Пингвин» сразу после старта

Фото 38: шиверы р. Манарага ниже пор. «Олений» по низкой воде

Фото 39: безымянные шиверы, впереди пик Урал

Фото 40: возвращение с разведки р. Манарага под дождём – вода растёт на глазах

Фото 41: дождь шел всю ночь

День 6 -16 июля (пятница)

Подъем в 7:30.

Дождь закончился, но погода сохранялась неустойчивая. На горах прибавилось снега. После такого сильного дождя существенно выросла опасность обвалов.

В реке вода поднялась на 50 см, скрыв большинство зубьев в шиверах. Посовещавшись, приняли решение не идти на Манарагу, а сплавляться до Косью, пока позволяет уровень воды.

Вышли на воду – струя стала мощнее, сплав динамичнее. В протоках ощущались прижимы к кустам. Но можно было не беспокоиться за катамараны, не сниматься с зубьев, не делать проводок. Экипажи периодически менялись: один уходил вперёд, чтобы зачалиться и сфотографировать второй.

Около полудня зачалились на стрелке с Косью на отмели ЛБ. В леске за отмелью обнаружили отличную стоянку. На ПБ Косью был виден балок, но мы к нему не чалились. Погода опять начала портиться.

После дождя Косью вздулась и выглядела внушительно. От стрелки с Манарагой до впадения р. Моренный около 2,5 километров несложных, но динамичных шивер. После ручья Моренный видно сужение русла в скалах – это ориентир порога «Труба» — 3 к.с. Порог «Труба» длиной около 500 м начинается мощным косым валом (по более низкой воде, видимо, сливом и бочкой), за которым струя прижимает к скалам ПБ. Сложность порога 3 к.с. Сам порог удивительно красив – голубая прозрачная вода зажата в высоких скалах. В середине каньона мы зачалились к ЛБ, чтобы сделать несколько кадров.

За порогом «Труба» препятствия 3 к.с. по нашей воде продолжаются ещё около 2 км в виде шивер «Каскадные». В шиверах высокие валы до 1,5 м, навалы на отдельные камни, сливы с обливняков.

Участок заканчивается заметным островом, после которого река успокаивается, начинается целая система островов, в которых по ЛБ впадет ручей Профиль Манараги. К этому времени сильно похолодало, подул сырой пронизывающий ветер, и начался мелкий дождь.

Зачалились за левым поворотом, как потом оказалось на огромном острове, на ЛБ у стоянки с баней напротив г. Медвежья Лапа. Перекусили, развели костёр, чтобы согреться. Сделали разведку, чтобы выяснить возможность подъёма на гору Колокольня, но упёрлись в широкую и глубокую протоку, отделявшую наш остров от основного берега. Протоку можно было бы перебродить, но только с помощью навесной переправы. Первому пришлось бы плыть в неопрене и со страховкой. По такому холоду от этой идеи все отказались.

Решили идти до стоянки, которая по лоциям должна быть на ПБ около устья р. Капкан-Вож. Скорость течения очень высокая – 15 км/час: 29 км до р. Капкан-Вож мы преодолели за 1:45. На участке продолжаются непрерывные шиверы не выше 2 к.с., появляются перекатыс большими галечными отмелями.

За 2 км до устья Капкан-Вожав русле огромный остров, сразу за ним впадает справа безымянный ручей.

Зачалились на стрелке с Капкан-Вожем. Никакой стоянки не обнаружили. Берег невысокий, сильно заросший лесом и кустарником. Перечалились на ЛБ к большой отмели с чёрным песком сразу после окончания подмытого берега. Пройдя вверх по течению 50 метров, обнаружили удобную полку, где и поставили лагерь. Было уже около 18:00. За день прошли 41 километр.

Дождь и сильный ветер продолжались, температура воздуха упала до +5 — +3 градусов.

Фото 42: Справа над нами величественно нависала сама Царица Урала — гора Манарага

Фото 43: К4 «МКТ» в шиверах р. «Манарага» после дождя

Фото 44: К4 «Пингвин» в безымянной шивере перед стрелкой с р. Косью

Фото 45: стрелка р. Манараги и р. Косью

Фото 46: заход в пор. «Труба», сразу после прижима

Фото 47: К4 «Пингвин» на выходе из пор. «Труба»

Фото 48: К4 «МКТ» в шиверах «Каскадные»

Фото 49: К4 «Пингвин» в шиверах «Каскадные»

День 7 -17 июля (суббота)

Дождь и холод продолжались весь день. Мы прикинули километраж по карте и решили сделать днёвку, понадеявшись, что при такой скорости течения нагоним график без проблем.

День 8 — 18 июля (воскресенье)

Подъём в 7:00.

Всё ещё дождливо и холодно, но появились признаки улучшения погоды.

Около 10:00 вышли на воду, дождь прекратился, но холодный ветер не утихал.

На всякий случай решили попробовать дойти до устья Вангыра, потому что боялись, что потом течение сильно замедлится. После Капкан-Вожа продолжаются фоновые шиверы 2 к.с. Затем на ЛБ перед левым поворотом над остальными деревьями выделяется разлапистая макушка кедра – это ориентир шиверы «Кедровая» 3 к.с., протяжённостью 1,5 км. Это мощная шивера с прижимом на правом повороте реки.

После шиверы «Кедровая» опять одна за другой следую шиверы 2 к.с. до притока по ПБ, отмеченного на карте как пересыхающий. За притоком начинается мощная шивера «Аккорд» с прижимом к скале ЛБ и большой косой бочкой. После шиверы на ПБ на высокой скалке есть красивая стоянка,а у скалы ЛБ – глубокое зелёное улово. Продолжительность шиверы 500 м, сложность 3 к.с.

Каскад двоечных шивер продолжается, справа впадает р. Нидысей, после чего шиверы продолжаются до впадения р. Индысей. На ПБ около впадения Индысея на берегу несколько строений: домик с 3мя спальнями, баня, оборудованное кострище с навесом, туалет. На берегу на дереве табличка с надписью: «наб. р. Фонтанки». Зачалились около домиков, в них никого не обнаружили. Осмотрели хозяйство и попили чаю.

После впадения Индысея перекаты и шиверки продолжаются, река входит в каньон длиной около 10 км. В каньоне сложных препятствий нет: шиверы 2 к.с. и несколько несложных прижимов, но очень красиво. В начале каньона на ПБ увидели в первый и последний раз за всё время пребывания в Югыд-Ва табличку с надписью «Место стоянки».

После каньона на ПБ встретилась трёхэтажная изба, в которой на первый взгляд никого не было. Чалиться к избе не стали.

До самого слияния с Вангыром на реке продолжаются простые шиверки, появляется много перекатов и островов. Течение остаётся быстрым – около 1,5-2 м в секунду.

К 19:30 мы добрались к месту стоянки – полке на ЛБ напротив скалы Красный камень в 2,5 км ниже устья реки Вангыр. За день пройдено 104 км. Потеплело, снова вылезли комары.

Фото 50: К4 «Пингвин» в безымянных шиверах перед р. Индысей

Фото 51: та самая табличка

Фото 52: многочисленные шиверы без категории

Фото 53: перед каньоном у реки Индысей

Фото 54: локальные прижимы

Фото 55: скала «Красный камень»

День 9 -19 июля (понедельник)

Подъём в 8:00, выход на воду в 10:30. Начинается лабиринт из островов, берега в основном низкие, много кустов. Над галечными отмелями встречаются ровные полки с травой и невысокими берёзками. Появляются местные рыбаки на лодках-комячках. На полках по берегам кое-где видны рыбацкие кострища. Продолжаются перекаты и участки быстротоков. Пройдя 26 километров, в 15:00 мы встали на ПБ в районе островов Рыбачьих на высокой ровной полке с берёзками. По дороге останавливались ловить хариуса. Но хариус ловился только у места стоянки. Сильно докучают комары.

Фото 56: довольно крупный хариус

День 10 — 20 июля (вторник)

Прикинули оставшийся километраж и решили остаться на днёвку. Из группового тента 24 м квадратных соорудили баню. Целый день отдыхали, топили баню, ловили и ели хариуса. Погода неустойчивая, кратковременные дожди.

Мимо проходили местные на комячках, особого интереса к нам не проявляли, подвезти не предлагали.

День 11 — 21 июля (среда)

Подъём в 8:00, выход на воду в 10:00. К 12:00, пройдя стрелку с Изъяю по ЛБ, зачалились у нескольких лодок-комячек по ЛБ. Берег высокий, но сверху заболочен. На берегу стоит несколько домиков, один из нихс намертво приколоченной табличкой «Магазин. Закрыто на переучёт». Обнаружили следы антистапеля проходивших раньше групп.

Место антистапеля заболочено: красномошник и морошка, много комаров. Просушить снаряжение можно на деревянных мостках с навесом, проложенных между домиками.

На станцию от реки не ведёт никакой дороги. Нам пришлось организовать разведку в составе Маши и Кости, которая выяснила, что нужно пройти около 500 метров по мокрой тропе через низкорослый лес, затем выйти на отличную грунтовку. Грунтовку построили и используют газовщики для прокладки и обслуживания газопровода «Норд Стрим». Как выяснилось при общении с газовщиками, по дороге на станцию попасть можно, но это петля около 7 км. Правда, газовщики очень дружелюбны и готовы подвезти, а также помочь, если что-то случилось. Местные ходят на станцию по очередной тропе, уходящей с грунтовки в лес по деревянным мосткам. Тропа мокрая, пересекает болото по гати. В общей сложности от места антистапеля до станции около 2,5 км. Идти лучше в сплавной обуви.

На станции Косью зал ожидания на вокзале маленький, но на ночь не закрывается. Мобильная связь в посёлке отсутствует. Всего в посёлке два многоквартирных каменных дома, в которых половина квартир нежилая, о чём свидетельствуют выбитые окна. Остальные строения – это какие-то бараки и сараи. В одном из домов работает магазин РЖД с 10:30 до 12:30 и с 16:30 до 20:30. Можно купить необходимые продукты. Даже в посёлке есть комары.

Так как в посёлке делать абсолютно нечего, то до 20:00 вечера мы сушили снаряжение, собирались и отдыхали на мостках у реки. К 21:00 мы пришли на станцию, и к нам тут же подъехала «Жигули» «шестерка» без номеров с местными пацанами в нетрезвом состоянии. Наше общение было недолгим и без последствий, но только потому, что большую часть нашей группы составляли неконфликтные мужчины среднего возраста.

На вокзале мы спокойно досидели до отправления нашего поезда Воркута – Санкт-Петербург в 03:58 утра.

Фото 57: изба у места антистапеля

Фото 58: последние записи походного дневника

7. Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте.

Пешая часть маршрута:

1)Сложность брода через реку Манарага и ручей Олений сильно зависит от уровня воды, который меняется в считанные часы.

2)В регионе происходит быстрая смена погоды, приводящая к условиям сильно ограниченной видимости и усложняющая ориентирование.

Водная часть маршрута:

1)Шиверы реки Манарага опасны негабаритами в низкую воду,а высокую воду заметно усложняются и требуют навыков работы на горной реке не ниже 3 к.с.

2)Чалки по высокой воде затруднительны.

3)Опасность представляет то, что порог «Олений» или примерно 4 к.с. в высокую воду или габаритный непроход, и находится он в середине каскада препятствий с очень сложными промежуточными чалками и непростой береговой разведкой. Если у группы нет опыта прохождения подобных участков, следует обнести весь каскад, включая шиверу «МКТ» и шиверу «Выходная».

4)Сплав по реке Косью требует постоянного внимания из-за обливняков, сложных перекатов и прижимов.

5)Фактически, аварийные выходы на маршруте отсутствуют: придётся либо возвращаться назад в пос. Желанный, либо уже сплавляться до ст. Косью.

8. Перечень наиболее интересных природных, исторических и других объектов (занятий) на маршруте

На маршруте возможна встреча с оленеводами и оленями, так как недалеко от озера Малое Балбанты проходят тропы миграции оленей. Но постоянных чумов, как рассказывается в более старых отчётах, на озере Малое Балбанты нет.

Интерес представляет девственная природа Коми, особую ценность имеет удивительно чистая и прозрачная вода, не помутневшая даже в паводок. Прозрачность воды в реках достигает 4 метров.

Интересными занятиями является ловля хариуса и радиальные выходы к вершинам Приполярного Урала.

9. Дополнительные сведения о походе

9.1. Перечень специального снаряжения

Групповое Личное
Наименование Количество Наименование Количество
Катамаран четырёхместный без рамы 2 Каска сплавная 1
Спасательный конец (морковка) 2 Спасательный жилет 1
Радиостанция «Kenwood TH-K4AT» 2 Гидрокостюм неопреновый мокрого типа 1
Весло катамаранное с пластмассовой лопастью запасное 2 Весло катамаранное с пластмассовой лопастью 1
Основная верёвка 10 мм 50 м Стропорез 1
Горелка газовая Kovea Camp 1 со щёчками 2 Гермоупаковка 1
Термос 5 Обвязка нижняя и 2 карабина 1

9.2. Особенности общественного и личного снаряжения

Для координации движения группы на маршруте и организации прохождения и страховки препятствий использовался комплект из 2-х раций «Kenwood TH-K4AT»

Для распилки дров использовалась лучковая пила шведской фирмы Bahko.

Для фото и видеосъёмки использовался целый ряд фотоаппаратов, а также 2 видеокамеры.

9.3. Характеристика средств передвижения

В этом спортивном походе применялись следующие средства сплава:

1) К4 «МКТ» — туристско-спортивное четырёхместное судно для сплава по горным рекам с пониженной палубой и коленной посадкой гребцов, производён фирмой Корвет. Ширина 2 м, длина 5,3 м. Для крепления рамы используются широкие карманы, что в случае с деревянной рамой было очень удобно.

2) Баллоны К4 «Пингвин» также произведены казанской фирмой «Корвет»,изначально не рассчитан на коленную посадку. Коленная посадка обеспечивается приставными надувными сидушками, позволяющими регулировать количество человек от 4 до 6.Ширина 2 м, длина 5,5 м.

В раскладку вместо тушёнки входило сублимированное мясо, изготовленное домашним способом, а также сублимированная капуста.

III. ИТОГИ, ВЫВОДЫ, РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОХОЖДЕНИЮ МАРШРУТА

Итоги:

Наша группа прошла напряжённый и интересный маршрут, автономный и логически понятный. Пешая часть маршрута достаточно продолжительна и представляет собой не просто способ заброски на реку Манарага, но и технически интересный, а также очень красивый пеший маршрут. Из-за дефицита информации по пешей части маршрута нами были пройдены незапланированные препятствия в виде берёзового и ивового стланика, а также совершена сложная перильная переправа через реку Манарага перед заходом в порог «Олений».

Наша группа составила лоцию реки Манарага и уточнила характер и продолжительность препятствий на реке Косью.

Выводы:

Маршрут проходит по территории Национального парка Югыд-Ва, что требует сбора группы и оформления пропусков заранее, но никак не помогает в случае аварии на маршруте. Аварийные выходы с середины маршрута отсутствуют. Маршрут автономный и протяжённый. Водная часть маршрута требует умения работать на струе, опыта прохождения рек горного характера. Пешая часть маршрута осложнена весом рюкзаков с водным снаряжением и нестабильностью погоды.

Рекомендации:

Маршрут может быть рекомендован только для сильных групп, имеющих опыт пеших забросок на водные маршруты, либо имеющих опыт пеших походов не ниже 2 к.с. Опыт водных походов должен включать прохождение рек горного характера, навыки работы и чалок на струе.

При подготовке маршрута нужно уделить большое внимание распределению группового снаряжения и составлению раскладки.

IV. ОТЧЕТ ПОДГОТОВЛЕН

Отчёт подготовлен Фёдоровой М. В. на основе дневниковых записей, которые велись в походе, откорректирован Фёдоровым Н.В. В отчёте использованы фотографии Демченко Л.Г., Закирова И.Р., Кузнецова А.И. и Калинина И.В. Видеосъёмку во время похода производили Фёдоров Н.В. и Демченко Л.Г.

V. ЛИТЕРАТУРА:

1. Отчёт о пеше-горно-водном походе 4 к.с. по Приполярному Уралу июль – август 2008. Волжский городской туристский клуб. Руководитель Волгин В.П.

2.«Манарага – земля анемонов», отчёт о пеше-водном походе по Приполярному Уралу с 5 по 16 июля 2009 года. Автор Елена Станиславчик.

3.Краткое описание сплава по реке Косью с фото. Автор Данько Ю.В, 2004 г.

Приложение 1

GPS точки маршрута

1. Рудник Желанный: 65°12‘59.91СШ 60°16‘15.08ВД

2. оз. Малое Балбанты: 65° 9‘23.47СШ 60°13‘44.67ВД

3. развилка ручьёв – истоков р. Балбанью: 65° 5‘45.55СШ  60°10‘10.72ВД

4. стоянка у оз. с островом: 65° 4‘12.25СШ 60° 7‘1.67ВД

5. перевал Кар-Кар: 65° 4‘4.70СШ 60° 5‘55.79ВД

6. слияние истоков р. Манарага: 65° 4‘11.75СШ 60° 0‘48.68ВД

7. р. Олений (стапель): 65° 2‘50.14СШ 59°55‘47.78ВД

8. стоянка для восхождения на г. Манарага: 65° 1‘6.52СШ 59°50‘39.22ВД

9. стрелка с р. Косью: 65° 0‘0.89СШ 59°46‘45.64ВД

10. р. Профиль Манараги: 65° 0‘27.56СШ 59°40‘18.17ВД

11. р. Капкан-Вож: 65° 6‘30.70СШ 59°34‘1.77ВД

12. р. Нидысей: 65°13‘28.94СШ 59°29‘27.69ВД

13. р. Индысей: 65°15‘36.89СШ 59°27‘34.17ВД

14. р. Зыбкаланъель: 65°17‘35.96СШ 59°18‘45.57ВД

15. р. Изъяель верхний: 65°16‘13.62СШ 59°13‘21.14ВД

16. р. Вангыр: 65°21‘57.75СШ  58°50‘43.58ВД

17. стоянка у скалы Красный камень: 65°23‘16.40СШ 58°50‘3.95ВД

18. р. Изъяю (лодочные гаражи): 65°36‘2.63СШ 58°58‘26.82ВД

19. станция Косью: 65°36‘58.11СШ 58°58‘23.46ВД