Подробное описание популярного маршрута 3 к.с. по рекам Тунтсайоки и Тумча (Мурманская область, заказник «Кутса»)

Отчет водном походе 3 к.с. по рекам Тунтсайоки и Тумча (Мурманская область, заказник «Кутса», июнь 2010 года)

I. СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ

(Паспорт спортивного похода / путешествия)

1. Проводящая организация

Поход был организован и проведён спортивно-туристским клубом «Мумми-тролли» из города Санкт-Петербурга. В походе принимали участие также туристы из г. Москвы, Московской области и г. Великий Новгород. Руководитель – Фёдоров Николай Васильевич.

2. Страна, республика, край, область, район, подрайон, массив (место проведения)

Поход проходил по Кольскому полуострову на территории Мурманской области Российской Федерации. Маршрут частично пролегал по территории государственного природного заказника регионального значения «Кутса».

3. Общие справочные сведения о маршруте и группе:

Вид туризма Категория сложности Протяженность активной части похода, км Продолжительность Сроки проведения
общая ходовых дней
Водный третья 60 км 9 дней 5 дней 26.06 – 04.07 2010

Группа из девяти человек, для сплава использовались два четырёхместных катамарана. Маршрутная книжка № 18/10

4. Подробная нитка маршрута:

г. Кандалакша — пос. Алакуртти – р. Тунтсайоки – уровень воды средний – пор. «Первенец» — пор. «Падун» — пор. «Красивый» — пор. «Яма» — пор. «Котёл» — р. Тумча – уровень воды средний — пор. «Карниз» — пор. «Змея» — пор. «Шляпа» – катер по Иовскому водохранилищу – пос. Зареченск – г. Кандалакша

5. Определяющие препятствия маршрута

Уровень воды в реках Тунтсайоки и Тумча средний.

При определении категории сложности (к.с.) водных препятствий для использованных на маршруте судов использовался «Регламент по спортивному туризму».

Водные препятствия

Вид препятствия Категория сложности Длина препятствия Характеристика препятствия Способ прохождения
река Тунтсайоки
порог «Первенец» третья 500 м Несколько проток – проход в правую вдоль острова. Разгонная шивера с зубьями в струе, косой слив 1,5 м на левом повороте, прижим вправо, слаломная выходная шивера с валами около 1 м, проход в центральный пролёт моста, прижимаясь к левой опоре. Осмотр по ПБ либо по острову, страховка после основного слива с воды либо с острова спас. концом
порог «Падун» третья 200 м Разгонная шивера, затем река разделяется на 2 протоки: правая – узкая слаломная, прижим к скале ПБ, левая – основная: 2 косых слива по 1,5 и 2 м с бочками, после соединения проток – выходная шивера с валами около 1 м, зубья в струе Осмотр по ЛБ, если идти по левой протоке и по ПБ, если идти по правой протоке. Возможна установка страховки перед выходной шиверой
порог «Кривой» третья 450 м Слив 1,5 м, бочка, выходная шивера с зубьями в струе Осмотр по ЛБ, возможна чалка к ПБ в середине выходной шиверы
порог «Красивый» третья 700 м Заходная шивера с зубьями в струе, заход в слив на крутом левом повороте, косой слив 1,5 м в скальной узости, бочка, выходная шивера с мощными валами до 1,5 м Осмотр по ПБ, страховка с воды из улова ПБ под основным сливом
порог «Яма» третья 100 м Короткая несложная разгонная шивера, 2 пологих слива 2 и 1 м, мощные бочки, на выходе – сбойка струй Осмотр по ПБ и по ЛБ, страховка с воды либо с берега в зависимости от уровня воды и опыта экипажей
порог «Котёл» третья 100 м Слив 2 м с бочкой вдоль ЛБ, прижим к ЛБ, выходная шивера с зубьями в струе. По высокой воде возможен проход вдоль ПБ. Осмотр по ПБ или по ЛБ, страховка с воды в случае прохождения порога слева; возможна береговая страховка в случае прохождения порога справа
река Тумча
порог «Карниз» третья 300 м 2 протоки: слева – узкий водопадный слив в скальной щели, проходим по высокой воде, справа – основной широкий слив 2,5 м имеющий разную структуру: у ЛБ – водопадный, у острова справа более пологий, но требуется манёвр на сливе. После слива – выходная шивера с несколькими ступеньками по 0,5 м, на выходе в скальной узости – сбойка струй с валами 1,5 м Осмотр по ЛБ, страховка с воды за сливом
порог «Змея» третья 200 м Мощная шивера с валами до 1,2 м на очень крутом правом повороте в скальной узости, сильный прижим к ЛБ Сходу, страховка тандемом
порог «Шляпа» третья 300 м 2 протоки: правая более маловодная, левая – основная. По высокой воде возможны прохождения обеих проток. По средней и низкой воде левая протока проходима ближе к острову по косому пологому сливу 1,5 м с сильным прижимом к скале острова справа, по высокой воде возможно прохождение левой протоки слева через мощную бочку, не попадая в прижим. На выходе из левой протоки – вторая ступень – слив около 0,5 м с прижимом к ЛБ. Осмотр по ЛБ и по острову. Страховка возможна с воды после первой ступени в левой протоке

6. Сведения о руководителях и участниках

№ п/п Фамилия, Имя,

Отчество

Город, телефон,

E-mail

Туристская

подготовка

Обязанности в группе, средство сплава
1. Фёдоров Николай Васильевич, 1980 Санкт-Петербург,

+7921 7504822,

moomin-papa@mail.ru

Шавла-Аргут-Катунь 5У, Худес – Кубань 4У, Печа-Конья 3Р руководитель, капитан К4 «Пингвин»
2 Фёдорова Мария Владимировна, 1983 Санкт-Петербург,

+79213169767,

moomin-mama@mail.ru

Шавла — Аргут – Катунь 5У, Худес-Кубань 4Р Капитан К4 «МКТ»
3. Притыковский Николай Васильевич, 1960 Санкт-Петербург,

(812) 786 1549

Оять 2У рем.мастер, правый кормовой К4 «Пингвин»
4. Михайлов Глеб Викторович, 1983 Санкт-Петербург,

+7921 6401075,

migleb@yandex.ru

Худес-Кубань 3У картограф, правый носовой К4 «МКТ»
5. Павлов Ярослав Анатольевич, 1972 Санкт-Петербург,

(812) 340 – 43 – 93

Охта 2У медик, левый кормовой К4 «МКТ»
6. Бирюков Андрей Алексеевич, 1966 МО, Ленинский район, пос. Воскресенское,

andy66@list.ru

Охта 1У оператор, левый носовой К4 «МКТ»
7. Колпакова Юлия Сергеевна, 1986 МО, ленинский район, пос. им. Ленина,

kolpakova10@pochta.ru

р. Ока (Орловская область) 1У оператор, левый носовой К4 «Пингвин»
8. Трошкова Юлия Николаевна, 1981 г. Великий Новгород,

(8162) 615 608

ПВД К4 «Пингвин»
9. Бойчук Вадим Владимирович, 1980 г. Москва,

(495) 417 0240

ПВД правый носовой К4 «Пингвин»

Участники Трошкова Ю.Н. и Бойчук В.В. проходили маршрут по 2 к.с.

II. СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЕТА

1. Общая смысловая идея похода

К выбираемому маршруту были предъявлены следующие требования:

заброска и выброска должны осуществляться колёсами в воду, уровень воды в реке /реках в конце июня – начале июля должен быть средний;

по маршруту должно быть много информации, река/реки должны быть часто посещаемы туристами, должны в полной мере отвечать заявленной категории сложности, так как поход для многих участников группы является во многом учебным (в походе принимает участие не основной состав спортивной команды турклуба «Мумми-тролли», поэтому экипажи сборные, уровень технической подготовки членов группы разнороден);

маршрут должен быть автономным;

маршрут не должен пролегать в погранзоне;

Всем этим требованиям по имеющимся описаниям в полной мере отвечал выбранный нами маршрут по рекам Тунтсайоки — Тумча

2. Варианты подъезда и отъезда

Заброска:

На любом из поездов, следующих в Мурманск, нужно доехать до г. Кандалакша. Наша группа выезжала из Санкт-Петербурга с Ладожского вокзала поездом № 012А в 11:02. 25. июня. Внимание: поезд ходит летом только по нечётным дням.

Из г. Кандалакша – автомашина через пос. Алакуртти к одному из мест начала маршрута по р. Тунтсайоки.

Маршрут можно начать:

а) в самом посёлке Алакуртти – на поляне в 3 км выше посёлка либо прямо у автомоста через р. Тунтсайоки в посёлке

б) ниже пос. Алакуртти можно спуститься по дороге ЛБ к пор. «Водопадный», тогда останутся непройденными пороги «Первенец» и «Падун»

в) в 10 – 15 км выше пос. Алакуртти на ЛБ

г) с места под названием «Переправа» нежил. – около 40 км выше пос. Алакуртти, подъехать можно на машине по ЛБ реки со стороны пос. Алакуртти

д) от моста в 2 км ниже ур. Калинакуссико – подъехать можно со стороны пос. Ковдор или пос. Ёнский

же с левого притока р. Тунтсайоки р. Ватсиманйоки – подъехать можно со стороны грунтовки на Алакуртти

В случаях а), б) и в) маршрут не попадает на территорию погранзоны, но «инструктаж» и проверку паспортов на посту в пос. Алакуртти пройти необходимо.

Наша группа начинала маршрут в 3 км выше пос. Алакуртти на орографически ЛБ реки Тунтсайоки.

Для заброски мы пользовались услугами фирмы «Колвица-тур». Сайт фирмы:kolvica.ru

Цена заброски в 2010 году от г. Кандалакша составила для нашей группы 4800 р., потому что нашу заброску после долгих переговоров удалось состыковать с заброской группы из Москвы из 4-х человек на реку Кутсайоки. В итоге, несмотря на то, что нас было 9, нам не пришлось полностью оплачивать второй микроавтобус, так как до посёлка пос. Алакуртти один человек из нашей группы ехал с москвичами.

Таким же образом удалось организовать и выброску из пос. Зареченск в г. Кандалакша – сроки нашего маршрута полностью совпали со сроками московской группы. Вместе мы шли и на катере.

Кроме погранзоны необходимо оформить согласование на пребывание на территории государственного природного заказника регионального значения «Кутса», через которую частично пролегает маршрут. Это необходимо сделать, обратившись в Комитет природопользования и экологии Мурманской области письмом по электронному адресу krp@amo.murman.ru либо факсом по телефону (8152) 210-040 на имя председателя Комитета А. Смирнова. В письме нужно указать нитку маршрута, сроки пребывания на территории заказника, состав группы, контактный адрес и телефон руководителя. Согласование было выслано нашей группе по электронному адресу, денежные сборы не взимались.

Выброска:

В конце маршрута река Тумча впадает в Иовское водохранилище. У групп есть два варианта:

грести 2-3 дня в зависимости от сил и ветра по водохранилищу до пос. Зареченск, либо заказать катер от пор. Шляпа до пос. Зареченск.

Заказать катер можно также через фирму «Колвица-тур», если пользоваться их услугами по выброске из пос. Зареченск в г. Кандалакша. Стоимость катера в 2010 г – 12000 р.

Наша группа воспользовалась вторым вариантом – за три часа катер довёз нас от пор. Шляпа до пос. Зареченск.

Из г. Кандалакша мы уехали 3.07. поездом № 211А в 22:55.

3. Аварийные выходы с маршрута

Аварийный выход с маршрута до порога «Юрьев день» возможен по грунтовке ЛБ назад к пос. Алакуртти. После пор. «Юрьев день» проще сплавляться вниз по реке до пор. Шляпа, где летом в сезон постоянно дежурят катера.

4. Изменения маршрута и их причины

Маршрут был пройден нашей группой без изменений.

5. График движения

Дни пути Дата Участок пути
(от – до)
Протяжённость
в км
Ходовое время Определяющие препятствия на участке
1 27.06 3 км выше пос. Алакуртти – на ПБ в 6 км за пор. «Водопадный» 18 км 15:30 – 19:00 пороги «Первенец», «Падун», «Водопадный» 3 к.с.
3 28.06 на ПБ в 6 км за пор. «Водопадный» –на ПБ после впадения ПП Энъяйоки 23 км 10:30 – 17:50 пороги «Кривой» 3 к.с., «Юрьев день» 2-3 к.с. в зависимости от воды, «Мара» — 2-3 к.с. в зависимости от воды
4 29.06 на ПБ после впадения ПП Энъяйоки – пор. «Яма» 23 км 10:30 – 17:30 пороги «Красивый», и «Яма» 3 к.с
5 30.06. катание на пор. Яма, баня пор. «Яма» 3 к.с.
6 01.07 пор. «Яма» — пор. «Карниз» 12 км 10:30 – 15:10 пороги «Котёл», «Карниз», 3 к.с.
7 02.07 пор. «Карниз» — пор. «Шляпа» 8 км 10:30 – 19:30 пороги «Змея», «Шляпа» 3 к.с.

Расстояния активной части похода измерено по картам 1:100000

6. Техническое описание

(только активная часть маршрута)

День 1 — 27 июня (воскресенье)

Подъем дежурных в 7:30, группы в 8:00, зарядка.

10:30 – выход на воду. Через 5 км гребли по широкому плёсу реку пересекает авто мост – это ориентир порога «Первенец», одного из самых технически интересных порогов на реке. Чалиться нужно за мостом к ПБ либо к острову. Левая протока по средней и низкой воде непроходима. В правой протоке в зависимости от воды возможны разные траектории прохождения порога: вдоль острова или ближе к ПБ. По нашей средней воде мы проходили разгонную шиверу вдоль острова, уходя от камней, затем был необходим резкий уход вправо для захода в косой слив (слева от острова заход перегораживала грядка острых камней), слив проходили справа, сразу после слива резко уходили влево, чтобы избежать столкновения с затычкой.

Первым проходил препятствие экипаж «МКТ», который успешно справился с прижимом в сливе, но не смог увести тяжело гружёную четвёрку от затычки справа после слива. Из-за столкновения с затычкой катамаран развернуло, пришлось совершать незапланированные манёвры по уходу от зубьев в струе. В итоге, экипаж не зачалил катамаран у острова под сливом для страховки «Пингвина», пришлось сплавляться по основной струе выходной шиверы, уходя от камней. В выходной шивере проход в центральный проём моста, прижимаясь к левой опоре. Зачалившись в конце шиверы к ПБ, экипаж со спасконцами побежал вверх по течению, чтобы страховать «Пингвин».

«Пингвин» прошел слив слишком близко к острову, из-за чего пробил левый баллон на острых камнях. Бросать спасконцы не пришлось, потому что экипаж своими силами вытащил катамаран на остров и поддул баллон за счёт нижнего отсека (в баллонах «Пингвина» сделана продольная перегородка). После этого «Пингвин» прошёл выходную шиверу и зачалился около «МКТ» в улове ПБ. Был произведён более детальный осмотр повреждений, и решено, что клеить и шить дырку будем уже на стоянке, пока что принятые временные меры позволяют катамарану идти дальше.

За порогом плёс с течением длиной около 200 м на левом повороте реки, пройдя который нужно зачалиться на ЛБ перед началом заходной шиверы в порог «Падун». Если уровень воды высокий и команда решает проходить порог по менее полноводной правой протоке, то зачалиться эффективнее на ПБ.

По средней воде правая протока для катамаранов четвёрок спортивного интереса не представляет, зато может быть опасна из-за обилия зубьев и прижима к скале ПБ.

Мы зачалились на ЛБ, осмотрели основной слив порога в левой протоке. Осмотру выходной шиверы и постановке судна на страховку под сливом мешает колючая проволока на ЛБ сразу за сливом. Слив состоит из двух ступеней, 1,5 и 2 м соответственно. Слева под скалой в сливе камни и косые валы, справа ближе к острову – проносной язык. Бочка за первой ступенью осложняет и без того требующий правильного угла заход в косую бочку второго слива, сбрасывающую судно влево. Пробив бочку второй ступени, по высокой воде экипаж может зачалить судно для страховки, но по средней и низкой воде чалке препятствуют зубья. Приходиться сразу сплавляться по основной струе в выходную шиверу, постоянно уходя от камней. Струя в шивере мощная, навалы на камни сильные, при этом в пене зубья плохо видны.

Оба наших экипажа прошли порог с вещами по намеченной линии движения.

За препятствием начинается быстрина с островами, пройти можно в любую протоку.

На левом повороте за быстриной после того, как соберутся в одно русло все протоки, начинается порог «Двойной». Заходить в порог нужно из-под ПБ в центр по гребёнке валов, порог заканчивается несколькими невысокими ступеньками с небольшими бочками. Длина порога около 150 м, к.с. – 2. Мы проходили порог походной колонной без осмотра.

За порогом реку пересекает ЛЭП, далее следует плёс около 1 км, и на крутом левом повороте нужно уходить в левую протоку в порог «Каменистый». Слева – большой бегемот, справа скала, заход в порог справа налево, на выходе слив через плиту, уход вправо. В струе много зубьев. Длина порога около 100 м, к.с. 2 -3 в зависимости от уровня воды. Мы проходили порог походной колонной.

За порогом разлив около 100 м, автомост, за ним быстрина и виден большой остров справа. В быстрине много зубьев, проходить лучше в правую более полноводную протоку.

За островом следует около 500 м плёса, за которым требуется чалка к ПБ для осмотра порога «Водопадный». На заходе в порог – островок, отделяющий узкую правую протоку, в которую и нужно идти при среднем и низком уровне воды. Слева мелко и широко, много камней, которые по высокой воде будут закрыты, что создаст другие варианты для прохождения.

В правой протоке порог состоит из двух сливов, разделённых шиверой с прижимом к скале ПБ. Первый слив водопадный, разделён плитой в центре. Проход возможен под ПБ либо слева от плиты. Перед вторым сливом есть улово под ПБ. Вторая ступень узкая, в правой части водопадная, в левой части более пологая с зубьями. За второй ступенью – выходная шивера с зубьями.

Оба наших экипажа проходили порог вдоль ПБ.

За порогом следует длинный плёс. Скорость движения катамаранов при спокойной гребле на плёсе 6-7 км/ч. Через 2,5 км встречаются остатки моста. Ещё через 4 км справа за камышами мы зачалились на стоянку, расположенную на высоком ПБ в закрытой бухточке. Напротив стоянки по ЛБ вплотную к берегу проходит грунтовка, по ней иногда проезжают рыбаки.

Вечер прошёл под знаком ремонтных работ – клеили и шили дырку на «Пингвине».

День ознаменовался переменной облачностью, t = 16-17C, повсюду наблюдали множество жухлой травы на ветках прибрежных кустов на высоте около 1,5-2 метров от глади воды – таковы следы чрезвычайно высокого паводка середины мая этого года.

Фото 1: К4 «Пингвин» на отмели после получения пробоины в пор. «Первенец»

Фото 2: К4 «МКТ» во втором сливе порога «Падун»

День 2 — 28 июня (понедельник)

Подъём дежурных в 7:30, группы в 8:00, зарядка.

В 10:30 – выход на воду. Через 3 км плёса зачалились к ЛБ перед заходной шиверой в порог «Кривой». Чалки после заходной шиверы, как написано в некоторых лоциях, нет. Ключевое место порога – слив с плиты около 1,5 м. Слив проходится ближе к ЛБ, бочка сбрасывает носы влево. Заход в порог по центру ближе к острову в обход грядки камней вдоль ЛБ, за сливом резкий уход вправо в выходную шиверу. В шивере можно зачалиться в улове ПБ у большого камня, что и сделал экипаж «МКТ». Длина порога около 450 м, к.с. – 3.

Сразу за сливом на ЛБ – хорошая стоянка с баней.

За порогом снова плёс длиной 2 км, затем несложная шивера 1-2 к.с. Через 600 м начинаются острова с шиверами в протоках. Проход в левую протоку сходу – 1-2 к.с.

Снова следует плёс около 2,5 км, за которым нужно зачалиться к ЛБ для осмотра порога «Юрьев день». Тропу осмотра местами перегораживают окопы и колючая проволока. В 15-20 м от берега проходит колея, по которой, видимо, иногда проезжают.

Порог начинается мощной разгонной шиверой, затем следует слив вдоль скалы ПБ, который проходится по центру. Слева слив ограничен плитой, которая может быть закрыта при высоком уровне воды. После слива требуется уход вправо по основной струе шиверы. Шивера очень длинная и несложная. На ЛБ есть стоянка и баня. Порог 2-3 к.с. в зависимости от уровня воды.

Через 100 м – препятствие в двух протоках, которое в лоциях называют «порог Скалистый глаз», в реальности представляющее собой S- образную шиверу длиной 250 м и сложностью 2 к.с.. На выходе в шивере нужно проходить справа от острова.

Через ещё 100 м – порог «Надежда», по сути, тоже шивера с отдельными ступеньками длиной 200м, 2 к.с. Проход в левую протку.

Через 500 м на резком правом повороте расположен порог «Подкова», длиной 100 м, сложность 2 к.с. За порогом на ЛБ – хорошая стоянка.

Всю эту череду порогов наша команда прошла сходу походнойколонной. Струя в порогах имеет хорошую скорость, принимать решения и осуществлять манёвры нужно быстро и слажено.

Через 1,5 км плёса – порог «Мара», длиной всего 30 м. Это просто ступенька высотой около 1 м с бочкой. Заход лучше осмотреть по ЛБ. Страховка возможна с берега и с воды у ЛБ. Бочка, также как и предыдущие, сбрасывает носы влево и подкусывает корму. Все участники отметили, что ступенька «Мары» не видна с воды, шум почти не слышен, что, видимо, и послужило поводом к названию порога.

За порогом — несложная шивера длиной 50 м, перед которой впадает ПП р. Эньянйоки. Сразу за шиверой на ПБ – стоянка на скале, к которой мы и зачалились в 17:50. Весь день стояла пасмурная безветренная погода, t = +16-17C.

Фото 3: К4 «МКТ» в пороге «Кривой»

Фото 4: К4 «Пингвин» на заходе в порог «Юрьев день»

Фото 5: К4 «МКТ» в пороге «Мара»

День 3 и 4 — 29-30 июня (вторник и среда)

Подъём дежурных в 7:30, группы в 8:00, зарядка.

В 10:30 – выход на воду. После стоянки через 700-800 м плёса в русле – остров, проход в любую протоку.

Через 1,8 км – чалка к ПБ перед порогом «Кошмарики». В районе порога есть стоянки на обоих берегах. Порог разделён островом на две протоки, основная протока – правая. На заходе – невысокий слив около 1 м, далее выходная шивера. Длина порога 200 м, сложность 2 к.с. На выходе в нашу воду струя разбивалась на струи большим количеством полуобливных камней, произвели осмотр и фотосессию этого живописного места. Погода солнечная, t = +22-24C, ветра практически нет.

Через 1,5 км – многочисленные и удивительно красивые острова, в протоках быстрины и несложные шиверы 1-2 к.с. Проход всё время в правую протоку, иначе возможно сесть на полуобливные камни.

После слияния всех проток справа видна стоянка на песчаном берегу, к ней можно зачалиться для осмотра пор. «Красивый». От стоянки начинается длинная заходная шивера с небольшими ступенями и уходом от камней, далее из заход в слив на крутом левом повороте. Сам порог представляет из себя слив в скальной узости около 1,5 м. За сливом – мощная сбойка струй, возможна чалка в улове ПБ, оттуда же возможна страховка. Длина порога 500 м, сложность 3 к.с. За порогом на ЛБ – хорошая стоянка, к которой возможна чалка при условии выполнения траверса струи выходной шиверы.

По ПБ идет тропа осмотра, прохождение порога заняло практически час: осмотр, выставление операторов и страховки спасконцами, прохождение обоих экипажей. «МКТ» прошел «Красивый» первым, после чего экипаж осуществил жесткий траверс выходных валов к улову ПБ и встал на съемку.

Далее следует плёс 4,5 км до порога «Вечерний», который является, по сути, мощной шиверой 2-3 к.с. Длина препятствия 200 м, заход у ПБ, затем траверс струи к центру.

Через 600 м – порог «Узкий» — чистый слив около 1 м без захода и выхода. Длина 10 м, сложность 2 к.с.

Через 100 м плёса – чалка к ЛБ для осмотра порога «Яма»: короткая заходная шивера, 2 пологих слива 2 и 1 м, мощные бочки, на выходе – сбойка струй. На пороге есть стоянки на ПБ и ЛБ. Длина порога около 100 м, сложность 3-4 к.с. Оба катамарана прошли порог с вещами, бочка сбрасывает носы влево и подкусывает корму.

На «Яме» мы встретили большое количество туристов, как спортивных групп, так и участников плановых туров. На пороге наша группа устроила тренировку, в том числе метали спасконцы. За порогом на стоянке ПБ сделали баню. Соорудить её оказалось несложно – были печи-каменки других групп, усиленные дисками от грузовиков. Вечером сходили по ПБ посмотреть на порог «Котёл».

Фото 6: К4 «Пингвин» в пороге «Кошмарики»

 

 

Фото 7: К4 «Пингвин» в пороге «Красивый»

Фото 8: К4 «МКТ» в пороге «Яма»

Фото 9: К4 «Пингвин» в пороге «Яма»

День 5 — 1 июля (четверг)

Подъём дежурных в 7:30, группы в 8:00, зарядка.

В 10:30 – выход на воду. Через 400 м плёса с течением мы зачалились на единственной чалке у ПБ перед порогом «Котёл». В высокую воду возможен проход в слив порога, как справа, так и слева, но в нашу среднюю воду в правой части слива были видны зубья. Мы проходили порог вдоль ЛБ по крутому сливу высотой около 2 м. Бочка выкидывает носы к скалам ЛБ, за сливом нужно отрабатывать вправо в шиверу. Бочка глубокая, придерживает корму. В выходной шивере есть зубья, которые не видно при осмотре с берега. На обоих берегах есть стоянки.

За порогом – разлив, река уходит вправо, после чего впадает правый приток – река Кутсайоки. После слияния река получает название Тумча.

Через 3,5 км плёса – порог «Ночной», пройденный нами сходу по струе, 2 к.с.

Ещё через 100 м чалка к ЛБ перед порогом «Карниз». На ЛБ перед и после порога есть оборудованные туристами стоянки. Порог расположен в двух протоках: левая узкая с водопадным сливом. Проходима по высокой воде. Правая протока имеет сложную структуру: в левой части слив более пологий, требуется манёвр из центра влево прямо на сливе, а у ПБ слив имеет водопадный характер. Высота слива около 3 м. За сливом следует выходная шивера в несколько ступенек по 0,5 м на широком разливе реки. Последняя ступень порога – мощная сбойка струй в скальной узости, валы до 1,5 м. Длина порога около 300 м, сложность 3-4 к.с. Под сливом перед второй ступенью возможна страховка с воды.

Мы проходили порог вдоль ПБ по водопадной части слива. Сразу после сбойки струй в скалах на ЛБ – хорошая стоянка с баней на высоком берегу.

Встали на стоянку за порогом на высоком ЛБ около 15:10 дня. Не успели повесить тент, как началась гроза с сильным ливнем. До самого вечера периодически шёл сильный дождь. К утру вода в реке заметно поднялась.

Фото 11: фирменная клубная зарядка с веслом

Фото 12: К4 «МКТ» в пороге Котел

Фото 13: К4 «Пингвин» в пороге «Карниз»

День 6 — 2 июля (пятница)

Подъём дежурных в 7:30, группы в 8:00, зарядка.

В 10:30 – выход на воду. Через 7 км плёса – небольшой остров, проход в любую протоку. В 200 м за островом видны высокие скалы ЛБ, покрытые ягелем – это ориентир захода в порог «Каньонный», представляющий собой мощную шиверу длиной 250-300 м 2-3 к.с. с валами около 1 м. «Каньонный» мы шли походной колонной по основной струе.

Через 60 м на крутом правом повороте реки – порог «Змея» длиной 200 м, 3 к.с. Порог начинается сильным прижимом к ЛБ и каменными воротцами, требующими активной отработки.

За порогом через 300 м плёса с заметным течением – чалка к ЛБ на левом повороте реки для осмотра порога «Шляпа». В случае прохождения порога по правой, более маловодной протоке возможна чалка к острову на самом заходе в порог.

Мы проходили порог по левой основной протоке вдоль скалы острова справа, отрабатывая сильный прижим к скале после слива 1,5 м с бочкой. По высокой воде слив также может быть пройден вдоль ЛБ, тогда уход от прижима сильно упрощается. За прижимом река делает резкий правый поворот во вторую ступень порога – мощную шиверу с прижимом к скале ЛБ. По обоим берегам порога и на острове есть стоянки. За порогом на ЛБ причаливают катера, в сезон они дежурят под порогом постоянно. В районе причала организована баня (цена 200 рублей с человека). Можно также стоять по ЛБ в 200 м ниже порога на стоянке на высоком песчаном берегу с травкой. Туда тоже может подойти катер. Именно на этой стоянке мы и встали, чтобы не составлять компанию нетрезвым, антистапелящимся сразу за порогом на ЛБ группам. Дрова на стоянке были – кто-то ещё до нас привёз напиленные бензопилой чурбачки.

Около 15:30 пошёл проливной дождь, сильно похолодало, поэтому мы были очень рады, что ходовой день получился коротким.

Фото 14: К4 «МКТ» уходит от прижима к ПБ в пороге «Шляпа»

Фото 15: К4 «МКТ» во второй ступени порога «Шляпа»

День 7 — 3 июля (суббота)

Около 13:00 к нашей стоянке подошёл катер с москвичами, с которыми мы вместе забрасывались. Через 3 часа мы были в Зареченске на причале ПБ. Туда же за нами пришли машины от «Колвицы-Тур». В районе причала есть оборудованное кострище, нашлись дрова.

7. Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте.

1) В случае высокого уровня воды требуют обязательного осмотра и выставления страховки следующие препятствия: порог «Первенец», порог «Падун», порог «Водопадный», порог «Кривой», порог «Юрьев день», порог «Мара», порог «Красивый», порог «Яма», порог «Котёл», порог «Карниз» и порог «Шляпа».

2) В случае низкого уровня воды многие препятствия потребуют просмотра из-за того, что камни острые, а струя имеет хорошую скорость.

3) Несмотря на популярность маршрута среди туристов, маршрут проходит в автономных условиях, что накладывает на группу дополнительные обязательства по обеспечению безопасности на маршруте.

8. Перечень наиболее интересных природных, исторических и других объектов (занятий) на маршруте

В реках Тунтсайоки и Тумча хорошо ловится рыба. Стоянки просторные и высокие, создают множество возможностей для организации походных бань. Природа региона очень красива: с плёсов реки видны сопки, к реке местами подходят скалы. Особенно красивы сопки вокруг водохранилища. Поход заканчивается в г. Кандалакша, где можно полюбоваться на Белое море.

9. Дополнительные сведения о походе

9.1. Перечень специального снаряжения

Групповое Личное
Наименование Количество Наименование Количество
Катамаран четырёхместный без рамы 2 Каска сплавная 1
Спасательный конец (морковка) 2 Спасательный жилет 1
Радиостанция «Kenwood TH-K4AT» 2 Гидрокостюм неопреновый мокрого типа 1
Весло катамаранное с пластмассовой лопастью запасное 2 Весло катамаранное с пластмассовой лопастью 1
Горелка газовая Kovea Camp 1 со щёчками 2 Гермоупаковка 1
Термос 5 Стропорез 1

9.2. Особенности общественного и личного снаряжения

Для координации движения группы на маршруте и организации прохождения и страховки препятствий использовался комплект из 2-х раций «Kenwood TH-K4AT»

9.3. Характеристика средств передвижения

В этом спортивном походе применялись следующие средства сплава:

1) К4 «МКТ» — туристско-спортивное четырёхместное судно для сплава по горным рекам с пониженной палубой и коленной посадкой гребцов, производён фирмой Корвет. Ширина 2 м, длина 5,3 м.

2) К4 «Пингвин» — туристско-спортивное четырёхместное судно, также произведенное казанской фирмой «Корвет», изначально не рассчитанное на коленную посадку. Коленная посадка обеспечивается приставными надувными сидушками, позволяющими регулировать количество человек от 4 до 6. В нашем случае экипаж «Пингвина» состоял из 5 человек. Ширина 2 м, длина 5,5 м.

 

III. ИТОГИ, ВЫВОДЫ, РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОХОЖДЕНИЮ МАРШРУТА

Итоги:

Наша группа прошла классический маршрут третьей категории сложности, автономный и логически понятный. Техническая подготовка участников за время прохождения маршрута заметно выросла. Сборные экипажи хорошо сработались, научились быстро реагировать на ситуацию.

В ходе маршрута мы заново составили лоцию реки, потому что в лоциях, изученных нами при подготовке к походу, было много противоречивых сведений.

Выводы:

Препятствия маршрута не слишком сложны, но технически интересны. В основном – это продолжительные шиверы с прижимами и навалами на зубья, хорошей скоростью струи. Это самый подходящий тип препятствий для похода, носящего учебно-тренировочный характер.

Рекомендации:

Маршрут может быть рекомендован для групп, планирующих прохождение рек горного характера, в целях подготовки к более сложным походам.

Если сократить километраж маршрута за счёт исключения гребли по водохранилищу, то маршрут может быть пройден в рамках учебно-тренировочного похода школы специализированного уровня.

IV. ОТЧЕТ ПОДГОТОВЛЕН

Отчёт подготовлен Фёдоровым Н. В. на основе дневниковых записей, которые велись в походе, откорректирован Фёдоровой М.В. В отчёте использованы фотографии Трошковой Ю.Н. и Бойчука В.В.

V. ЛИТЕРАТУРА

1. Отчет о водном походе 3 категории сложности по Кольскому п-ву (р. Тумча) 07.08. – 27.08. 2001. Руководитель: Леман Ю.Г. (Москва).

2. Отчёт о водном туристском походе 3 к.с. по реке Тумча 29.07. – 02.08. 2005. Руководитель Воробьёва Ю.А. (Москва).

3. Отчёт о водном походе 3 к.с. по р. Тунтсайоки – р. Кутсайоки от пор. Водопадный – р. Тумча 03 – 13. 07. 2009. Турклуб Перово (Москва). Руководитель Фрох Эдуард Викторович.