Сплав в Архангельской области по рекам Подломка и Кожа

Отчет о водном спортивном учебно-тренировочном походе третей категории сложности в Архангельской области по рекам Подломка и Кожа, совершенном с 2 по 14 июня 2017 года

1. Проводящая организация

Поход был организован и проведён спортивно-туристским клубом  «Мумми-тролли» из города Санкт-Петербурга. В походе принимали участие туристы из Санкт-Петербурга и  Таллинна. Руководитель – Фёдоров Николай Васильевич.

2. Страна, республика, край, область, район, подрайон, массив (место проведения)

Поход проходил на территории Архангельской области Российской Федерации в географическом районе Русского Севера.

3. Общие справочные сведения о маршруте и группе:

Вид туризмаКатегория сложностиПротяженность активной части похода, кмПродолжительность

 

Сроки проведения

 

сплавобщаяходовых дней
водныйтретья146 км13 дней8 дней02.06 – 14.08 2017

 

 

Группа из одиннадцати человек на двух четырёхместных, одном двухместном катамаране и байдарке.

4. Подробная нитка маршрута:

 г.Санкт-Петербург – г. Плесецк – р. Подломка – о. Лопозеро – о. Жилое – шиверы Оленьи Рожки – о. Кожозеро – р. Кожа – порог Мельничный – порог Падун – порог Дедов пруд – рыболовная заградительная станция и порог Щурус – пороги Железные Ворота – порог Сиванга – порог Кямус – порог Юг – д. Усть-Кожа –  пос. Пороги – г. Архангельск – г. Санкт-Петербург

5. Определяющие препятствия маршрута

 

При определении категории сложности (к.с.) водных препятствий использовалась «Таблица оценки трудности водных препятствий» (Приложение 5 раздела 2 Регламента по спортивному туризму) и «Перечень классифицированных и эталонных туристских маршрутов и препятствий», а также общепринятые лоции данного маршрута. Уровень воды в реках крайне высок.

 

Вид препятствияКатегория сложностиДлина препятствияХарактеристика препятствияСпособ прохождения
р. Кожа
пор. Мельничный
(по большому счёту – цепь перекатов)
 1+ – 2+1,6 кмОтдельные перекаты. Максимально сложен и интересен в среднюю воду. В большую – просто валы с произвольной линией движения. В малую – всё прощает, в любой момент (сев на камень) можно вылезти и спокойно сняться.Сплав, прохождение тандемами при взаимной страховке. В самом конце порога нужно вовремя отвернуть вправо от каменистой отмели (в нашу воду затоплена), а затем грамотно влиться в финальную “горку” с заметными валами. Без осмотра.
пор. Падун.4+ 250 мВходная шивера разбивается островом на «канализацию» слева и основную струю справа на некрутом правом повороте. Первые ворота ограничены слева островом, справа камнем, и представляют собой пологий слив с небольшими 0,5 м ступенями. Далее следует участок быстротока около 40м до вторых ворот, ширина не более 4м, прямой пологий язык и прямая бочка. Далее основная струя сваливается вправо. Слева у острова высокие отбойники от зубьев. Двухметровый косой слив V-образной формы, образован отбойниками от правого до левого берега. Вторая ступень слива (1,5м) сваливается в мощную косую бочку, наиболее косую в центре. Возможен проход вдоль правого берега. Сразу за порогом вдоль ПБ удобная суводь для страховки. За порогом продолжается шивера не менее 150 м. Мы оценили порог в нашу воду 4С-5А.Сплав. Чалка сразу c правого берега в суводь, где висит портрет Че Гевары – там начинается тропа обноса. Стоянок достаточно, все в начале порога. Осмотр и страховка с берега спасконцами и с воды катамараном.
Прохождение рекомендуется вдоль ПБ, струя несет мимо мощной косой бочки в центре.
пор. Дедов Пруд2-Правый поворот, остров, основная (левая) протока перегорожена грядой, проход у самого острова. Перед порогом на ЛБ – неплохая стоянка с видом на порог.Сплав, прохождение тандемами при взаимной страховке. Без осмотра.
“Рыбзабор”В большую воду его не выставили, семга ещё не пошла на нерест. Очевидно, обнос по травянистому косогору.
пор. Щурус3+300 мСкальное сужение, косой высокий слив в бочку, затем ещё небольшой слив (с валом либо бочкой в разную воду). Перепад составляет 4,5 метров на 30 метрах длины. Крутой двухступенчатый слив сложной структуры. После входной шиверы мощный прижим к скале ЛБ, за ним слив в бочку до 1,5 м, далее по языку струя идет во второй слив высотой 1,5 м, с длинной косой бочкой через всю реку. Удобный короткий обнос для катаний. Бочка проносная. Две избы, в одной из которых периодически живёт рыбнадзор. Много места для стоянки, как на самом мысу, так и чуть ниже по течению.

 

Страховка с берега спасконцами у поворота влево и с воды катамараном. Рекомендуется держаться ЛБ, но при этом не притираться к нему, так как можно ударить судно о скалу в пене.

 

пор. Железные ворота 3400 мШивера с валами и камнями в струе

 

Сплав, прохождение тандемами при взаимной страховке. Без осмотра.

 

пор. Сиванга2 – 3+200 мВ высокую воду широкая шивера без островов (они залиты) сливается с большой плиты через всю реку. Слева – маловодно, с плиты можно прыгнуть и сразу зачалиться в суводь ЛБ. В центре – мощная держащая бочка. Справа торчит камень в сливе с огромным деревом на нем, за камнем очень мелководная протока.Походной колонной слева, в обход главной бочки. В бочке можно завариваться и кататься.
пор. Кямус2 – 4-100 мСразу после Сиванги. Струя у скалы ПБ уходит вправо, слева большое улово, в низкую воду там может быть пляж. Над уловом ЛБ мыс-плита с пирамидкой из туристского барахла, бревен, спиннингов. На заходе над главным сливом небольшая бочка-ступенька, может придержать. В главном сливе слева мощная бочка, справа – хороший чистый язык. Затем красивая длинная шивера с локальными камнями и бочками.Рекомендуется идти сходу по центру в высокую воду. Для катания можно зачалиться в суводи ЛБ, но из нее тяжело выйти на середину струи выше слива.

 

пор. Юг2 – 3-300 мП.Юг и Котел – это по сути один протяженный порог. Сначала идет язык с валами по центру, справа и слева обливные камни, потом остров, несильная струя уходит влево, после S-образного зигзага 2 небольших слива с плит, справа глубокий, слева мелкий. Ориентир второй  ступени порога – огромный валун справа на прибрежной скале.

 

Сплав, прохождение тандемами при взаимной страховке. Без осмотра.

 

 

Участники: Васильева М., Патокина А., Малышева А., Кондратович В., Кирдяшкин А., Калинин И., Романычева К. не проходили порог Падун.

6. Сведения о руководителях и участниках (указан не весь перечень опыта)

№ п/п

 

Фамилия, Имя,

Отчество

Телефон,

E-mail

Туристическая

подготовка

Обязанности в группе,  средство сплава
1.Фёдоров
Николай
Васильевич
+7 921 7504822,

moomin-papa@mail.ru

Шавла-Аргут-Катунь(5У),  Красненькая – Кутсайоки – Тумча (4Р), Улуг-О – Бий-Хем (5У),  Лебежка – З. Лица – Титовка (5У), Лоймола – Уксун (3Р, инструктор), Б. Зеленчук – Уллукам – Кубань (3 с эл. 4У – инструктор),  р. Жомболок – Ока Саянская (5Р).Руководитель группы, инструктор, капитан К-4 «SUOMI»
2.Калинкин Антон Александрович

 

8911-779-09-272У (р.Умба)Нач.связь

К-4 «Лиса»

3.Патокина Анна Владимировна

 

8953-153-11-892У (р. Шуя)Матрос

К-4 «SUOMI»

4.Панов Владимир Владимирович

 

8905-152-41-351Р (р. Волга), н/к (р. Уксун),

2У (р. Шуя), 3У (р. Умба)

Капитан

К-2 «Тритон»

5.Васильева Мария Александровна

 

8911-212-79-002У (р. Шуя)Фотограф

К-4 «Лиса»

6.Оборин Артем Сергеевич

 

8921-751-69-092У (р. Шуя)Капитан

К-4 «Лиса»

7.Малышева
Александра Александровна
8962-680-33-272У (р. Шуя)Медик

К-4 «SUOMI»

8.Романычева
Ксения Олеговна
8931-214-83-291Р (р. Оять), 2У (р. Шуя), 3У (р. Умба)Завхоз

К-4 «Лиса»

9.Кондратович Владимир

Константинович

 

(372) 637 – 08 – 964У (р. Красненькая-Кутсайоки),

Шавла-Аргут-Катунь (5Р),

Матрос

К-4 «SUOMI»

10.Кирдяшкин Александр
Александрович
8921-333- 92-441У (р. Нижний Казыр)Матрос

К-2 «Тритон»

 

11.

 

Калинин Иван Валентинович

 

8965-799-38-13

 

4У (р. Красненькая-Тумча)

 

Байдарка «Ватерфляй»

 

II. СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЕТА

1. Общая смысловая идея похода

При выборе маршрута для водного похода были предъявлены следующие требования:

  • маршрут должен быть 3 категории сложности, при этом график маршрута должен позволять провести семинарские занятий по заявленной программе, а для членов команды, не имеющих права идти препятствия 3 категории сложности, должна быть возможность без труда обнести таковые;
  • заброска и выброска должны осуществляться «колёсами в воду»;
  • на реке приветствуются отдельные ярко выраженные сложные участки, между которыми возможно обустройство стоянок и есть тропы для осмотра участков препятствий и отдельных препятствий, чтобы провести семинарские занятия по тактике, стратегии и безопасности.
  • на маршруте должны быть представлены реки с разным расходом воды.
  • маршрут должен быть включён в «Перечень классифицированных и эталонных туристских маршрутов и препятствий».

Всем этим требованиям по имеющимся описаниям в полной мере отвечал выбранный нами маршрут по рекам Подломка и Кожа.

2. Варианты подъезда и отъезда

Заброска:

Добирались мы из Санкт- Петербурга на поезде 010Я до станции Плесецкая, который уходит от Ладожского вокзала в 14:54 и прибывает на станцию Плесецкая в 08:59 следующего дня, время в пути 18 ч 5 мин. Все тяжелое снаряжение было погружено в багажное купе в штабном вагоне.

О машинах (2 «буханки» УАЗ за 35000 руб.) до р. Подломка договаривались заранее из Санкт-Петербурга с руководителем турклуба Скиталец «https//vk.com/skitalec29» из Северодвинска Владиславом Швецовым, тел.:+7(921) 481-15-85.

Есть еще координаты водителя Андрея из Плесецка Тел.: +7(964) 294-10-61 ГАЗ-66 кунг 20000 руб.

С вокзала  мы ехали около 5 часов до места, обозначенного на карте маршрута.

Выброска:

Из пос. Усть-Кожа. Остановились на ночь на противоположном берегу от поселка (то есть на ПБ), прямо напротив причала, Капитан катера, Николай Павлович Муковозов тел.: +7(911)5959688, согласился забрать нас оттуда. Катер ходит по расписанию (билет 150 руб. и 50 руб. багаж), которое нужно и проще всего узнать у Николая Муковозова и подгадать, он же может организовать и спецрейс при необходимости. По нашим наблюдениям вместимость катера составляет 30 человек с грузом.
До пос. Порог было 1 час 40 мин ходу.

Машина из пос. Порог до Архангельска была от турагентства Ветер Перемен «https//vptour.ru» контактное лицо – Седаков Александр. Нам её также заказал Владислав Швецов, так как напрямую с Седаковым Александром договориться не получилось. Из пос. Порог нас забрал водитель микроавтобуса марки Мерседес Спринтер, и мы двинулись в сторону Северодвинска, где нас должна была покинуть Аня Патокина, планировавшая навестить родителей.

В 12:30 мы были в Северодвинске.  После долгого прощания помчали в Архангельск, т.к. в 14:45 отправлялся поезд еще у 2х участников – Саши Малышевой. и Александра Кирдяшкина. В Архангельск мы прибыли в 14:00. Попрощались с Сашами и поехали на экскурсию в Малые Корелы. Водитель микроавтобуса согласился свозить нас туда, чтобы не разгружать снаряжение и не оставлять ее в камере хранения. Эта поездка обошлась нам 5000р со всей группы. В Малых Корелах у нас была заказана экскурсия, где-то на час. В Архангельск на вокзал вернулись в 19:00. Погрузив вещи в поезд №289М в 20:43 мы отбыли в Санкт-Петербург.

Полезные телефоны

Арктический комплексный центр МЧС России – филиал ФГКУ “Северо–Западный Региональный поисково–спасательный отряд МЧС России”. Руководитель: Зябрев Валерий Николаевич
тел.: +7 (8182) 278-744. info@nordspas.ru.

3. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты

  1. Аварийно можно уехать с порога Щурус. Лесная грунтовая дорога подходит к порогу и ведет в Усть-Кожу. Выше по течению от порога, по левому берегу стоят три дома Рыбнадзора, где постоянно находятся люди, есть лодка, на которой можно сплавиться до Щуруса. У работников рыбназора, по их словам, есть квадроциклы.
  2. Из Усть-Кожи. В Усть-Коже можно встать либо на левом берегу реки Кожи ДО посёлка (полянка после огородов, ПОСЛЕ домиков на правом берегу и проводов через реку), либо на левом берегу Онеги ПОСЛЕ. В первом случае пешком до “Зари” – 2,5 км. Во втором – до “Зари” – метров 700-900. Зато “после посёлка” за вещами приходится непрерывно присматривать, а на ночь на всякий случай выставлять дежурных. “Заря” до пристани “Порог” ходит один раз в сутки в 6 утра по субботам, понедельникам и вторникам, может быть в пятницу в 14:00. По Онеге на “Заре” до “Порога” плыть почти два часа. От пристани до ж/д станции “Пост 243 км” либо полчаса пешком, либо можно найти грузовик в посёлке. Местный поезд Онега-Емца приходит в 14-3 0(стоянка 20 минут, правда в тупике неподалёку от станции), другие поезда – 5-10 (1 мин стоянка, Маленьга-Емца, общий вагон), 16-39 (1мин стоянка, в Вологду). Расписание надо уточнять.
  3. С нового деревянного моста выше Щуруса, но какой транспорт туда может проехать и откуда, нам выяснить не удалось.

4. Изменения маршрута и их причины

 

Изменений в маршруте не было.

5. График движения

ДатыДни путиУчастки маршрутаКмСпособы передвиженияПогода
04.061р. Подломка – оз. Лопозеро13,5Сплав

 

постоянно менялась погода (град-дождь-солнце)
05.062 оз. Лопозеро – р. Никодимка32,5СплавНебольшая облачность преимущественно солнце
06.063р. Никодимка- р. Кожа – порог Мельничный – порог Падун22Сплав

 

Пасмурно
07.064порог Падун – порог Дедов пруд20СплавПасмурно и холодно
08.065порог Дедов пруд – рыболовная заградительная станция и порог Щурус16СплавСолнечно
09.066ДневкаСолнечно
10.067порог Щурус – пороги Железные Ворота, Чопуй, Кямус, порог Юг24СплавСолнечно и жарко
11.068ДневкаПеременная погода, вечером дождь и похолодание
12.069д. Усть-Кожа18СплавСолнечно
 

Итого: активным способом передвижения                             146 км

Расстояния активной части похода измерено по картам 1:100000.

6. Дневник похода 3 к.с. по рекам Подломка – Кожа. Архангельская область.

День 1.  2 июня – 3 июня

В 10:30 утра закупающая группа встречается на Ладожском вокзале, Саша Малышева сторожит рюкзаки, Аня, Артем и Антон закупают раскладку в Окей рядом с вокзалом по списку. В 12:20 Николай и Маша Федоровы привезли групповое снаряжение на личном автомобиле. Николай обнаружил, что забыл паспорт и в панике уехал за ним.

Закупцы попытались отнести продукты в руках на вокзал, но из-за антитеррористического контроля на входе – это оказалось затратно по времени. Решено было поймать такси, все отвезти на вокзал оптом. Тем временем, Сашу М. отправили покупать багажные билеты, которые долго не хотели ей продавать. Удалось взять последние 8 мест в багажном купе, нам дико повезло.

Ударным трудом удалось распихать все закупленные продукты в гермомешки прямо в зале ожидания вокзала.

За 20 минут до отправления прибыл Николай, весь в мыле. Героически мы закидали каты и другие крупногабаритные баулы в багажный 9 вагон. Наблюдался нервный смех. Все ужасно возмущались  по поводу безалаберной, идиотской даже, системы прохода по вокзалу для туристов. Таскать вещи до поезда было ужасно неудобно из-за антитеррористических мер.

Проводница оказалась «душкой», спросила, есть ли у нас багажные билеты на две трубы, которые мы взяли для крепления мотора на катамаран. Дядя Вова дал проводнице «отеческого леща» и с поднятой головой занес трубы в пассажирский вагон.

Дорога в поезде пролетела незаметно, мы грамотно организовали выгрузку, проводница боялась, что мы не успеем выгрузиться за 8 минут на станции Плесецкая, но мы успели за 4 мин!

Фото 1.  Железнодорожная станция “Плесецкая”

Возле перрона всех привлек плакат с Василием Ивановичем, Петькой и цистерной спирта. Фото, к сожалению, никто не сделал.  Мы вяло и уже устало загружали вещи в 2 буханки, чем вызывали недовольство водил.

Фото 2. Жд станция “Плесецкая”, загрузка вещей

По дороге закупили свежего хлеба, портвейна и вина + 30 литров бензина.   Вскоре мы свернули на грунтовку, идущую в поселение Ялгора. Все мужчины сидели в зеленой буханке, за исключением Артема, который охранял всех девушек в серой и следил, чтобы никого не развезло от усталости. В мужском микроавтобусе орали песни под гитару.

Иван, созерцая в окошко «буханки» красоты Архангельской области, заприметил на обочине яркий мешок. Оказалось, что это был гермомешок с документами и ценными вещами Сан Саныча, выпавший из идущей впереди серой «буханки». Оказалось, половину пути серая буханка ехала с отрытой задней дверью, и, кроме того, от неё был потерян ключ, отчего престарелый водитель буханки стал крайне печален.

Забрав находку, молодые люди на зеленой буханке двинулись в вдогонку, продолжая весело распевать и распивать.

Вообще, дорога была очень утомительная, пассажиров зеленой буханки укачивало, приходилось останавливаться и отдыхать. В 16:30 добрались наконец до реки. Повезло, что не было дождя – был снег. Мы быстро поставили лагерь. Стапель закончили к 21:00, Ксюша и Саша героически распаковывали и переупаковывали гермы с едой, распределяя модули с питанием на каждый день маршрута. На берегу кроме нас стояли лагерем 2 туриста из Северодвинска, которые утром привезли группу Кати Даниловой, которую недолюбливает дядя Вова, и это взаимно. Группа Кати ушла утром этого же дня, перед нашим приездом. Отбой к 00:00.

 

День 2. 4 июня

Подъем дежурных 8:30, группы в 9:00. Из-за плохой, постоянно меняющейся погоды (град-дождь-солнце) спуск катамаранов на воду задержался. Спуск к воде, в придачу, был отвратителен.

Фото 3. Загрузка катамаранов на стапеле

К нашему ужасу, выяснилось, что взятый нами мотор не работает и идти придется весь маршрут на веслах. На воду вышли только в 13:50.  Средняя скорость течения по GPS 1,5 км/ч. За день прошли 13,5 км до стоянки на правом высоком берегу перед Лопозером. В 17:00 разбили лагерь. Решено было провести попытку ремонта мотора и как следует отдохнуть перед завтрашним рывком, чтобы нагнать график. Суп на обед был сварен за 25 минут из сушеных овощей. Спасибо дежурным, слава завхозу! Мотор удалось починить, погода становилась лучше, поймали щуку на 1,5 кг, в общем, жизнь налаживалась! Отбой в 23:00.

День 3. 5 июня

Подъем группы в 7:30, дежурных в 7. Назначили физоргом Артема, провели зарядку. Выход на воду в 10:30.

Фото 4.  Протока между Лопозером и Жилым озером

Вошли в протоку между Лопозером и Жилым озером, узкая заболоченная, под мотором идти тяжело. Рыба не клевала, поэтому озеро пересекли на максимальной скорости 7,5 км/ч. В реке появилось заметное течение и уклон, берега низкие, тощие осины, зелени нет, зеленеют только ели. Появились первые шиверы, перекаты, камни залиты водой, проход свободный.

В 14:10  встали на обед на ЛБ на стоянке с канистрой, после шиверы и сразу перед крутым левым поворотом. На обед нас ждала солянка 🙂

В 15:25 вышли на воду, прошли Оленьи рожки: берега повышаются, появляются каменные плиты, валуны в русле. Продолжается это порядка километра. Экипаж Суоми тренировался в управляющих гребках. Река сужалась.

Шли под мотором следующим образом: к кат-4 Суоми с мотором лагом с левого борта был прицеплен Тритон-2. Спереди, между баллонов, зажата байдарка с Ваней. Нос байды был засунут между баллонами ката-4 Лиса с кормы. (См фото.) Управляемость данной связки невысокая, поэтому часто задевали берега, толкались носами, попадали под расчески.

Фото 5.  Протока между Лопозером и Жилым озером проходили в связке

В 18:00 мы причалили к поклонному кресту с избушкой, где было принято решение дойти в этот день до стрелки с Никодимкой, что мы и осуществили к 21:00.

Фото 6. Стоянка на мысу у креста

Фото 7.  Вывеска на стоянке “Кожозерский государственный природный ландшафтный Заказник регионального значения”

Стоянка плохая, мыс широченный, река живописная. Ночью пытались ловить рыбу, но безуспешно. Утопили 1 спиннинг. Около 2 часов ночи пожарили старую щуку. Спать.

День 4. 6 июня

Подъем дежурных в 8, группы от 8.30 до 10. Добрый Артем сказал: «Ну они же должны сами вставать!» В итоге к 10.30 лагерь был собран, но погрузка затянулась. Вышли на воду после разминки в 11:50. Река очень широкая, при впадении в Кожозеро пробовали блеснуть и эпически боролись с зацепами блесен за коряги. На озере нас ждал холодный ветер и заметное волнение.  Шли под мотором. Сделали остановку на мысе Толстик, устроив фантастическую фотосессию на скалах у сосен. Около 15:00 мы причалили к прекрасному песчаному пляжу с редкими соснами, где стояли лагерем Архангельские рыбаки. К ним были засланы гонцы в виде дяди Вовы и Николая, в результате чего они пригласили группу к костру и столу, а сами угнали рыбачить, оставив нас в лагере. Оказалось, что Саша Малышева никогда не ела суп с плавленым сыром. Рыбаки рассказали, что вода нетипично высокая для этого времени года, клева действительно нет, окунь еще не отнерестился, и, если ранее они ловили в июне по 30кг щук, то сейчас ничего не поймали – всего 5-6 рыбин.

Мы устроили купание. Нашли кучу плотного слежавшегося снега и набирали его в миски. Не хватало колы и вискиJ Пока мы обедали стояла удивительно солнечная и теплая погода.

В итоге в 16:30 мы отчалили в сторону Кожеозерского монастыря. Вопреки рассказам рыбаков, отец Михей дружелюбно отнесся к нашему визиту и даже попытался завести с Николаем разговор о политической ситуации на ближнем Востоке и о Путине. Преображенская церковь была разрушена в Гражданскую войну. Более всего впечатлили арочные окна и купольные своды из кирпича. Долго позировали у бревенчатого амбара, которому более 100 лет.

Фото 8. Совместная фотография на фоне Преображенской церкви

Фото 9. Команда молодости нашей на фоне старых хозблоков у Кожозерского монастыря

В итоге отплыли в 18:00. После Пежозера, закрепили мотор в верхнее положение и провели разъяснение экипажу об опасности предстоящего мероприятия. В Мельничном пороге мы провели учебные чалки и взаимное фотографирование. Поняли, что у нас более-менее получается. Порог Кривой был полностью залит водой, остался один быстроток. Дальше, до самого Падуна, течение очень мощное.

Фото 10.  Экипаж катамарана “Тритон” пошли на разведку

Двойке “Тритон” выдали рацию и отправили вперед к месту чалки у Падуна. Большие катамараны остались ждать перед правым поворотом, с которого видна первая, заросшая мхом скала. Парни с трудом зачалились в затопленной суводи у портрета Че Гевары. Далее, с интервалом в 5 минут, зачалили Суоми, Ватерфляй и Лису. Чалка напряженная, потребовалась помощь страховщиков.

Фото 11. Чалка в суводи перед порогом “Падун”

На большой стоянке у  начала Падуна не оказалось обещанной группы архангелогородцев, потому что они прошли мимо рыбаков на Кожозере с утра. Бегло осмотрев Падун (мы мягко говоря от него охренели), начали разгружать каты и ставить лагерь. На  Падун мы причалили около 21:00. На ужин был божественный салат с капустой. Перед сном еще раз осмотрели порог:

Входная шивера разбивается островом на «канализацию» слева и основную струю справа на некрутом правом повороте. Первые ворота ограничены слева островом, справа камнем, и представляют собой пологий слив с небольшими 0,5 м ступенями. Далее следует участок быстротока около 40м до вторых ворот, ширина не более 4м, прямой пологий язык и прямая бочка. Далее основная струя сваливается вправо. Слева у острова высокие отбойники от зубьев. Двухметровый косой слив V-образной формы, образован отбойниками от правого до левого берега. Вторая ступень слива (1,5м) сваливается в мощную косую бочку, наиболее косую в центре. Возможен проход вдоль правого берега. Сразу за порогом вдоль ПБ удобная суводь для страховки. За порогом продолжается шивера не менее 150 м. Мы оценили порог в нашу воду 4С-5А.

 

День 5. 7 июня

В 8.00 подъем дежурных, как всегда остальные встали к 9:00. Собрав личные вещи и оставив только костровое, чтобы пообедать после прохождения, в гидриках, касках и жилетах, взяв 4 пенька пошли смотреть порог.  Смотрели на предмет заваривания в бочках. Выяснилось, что все бочки в нашу воду оказались проносные. Далее перенесли  вещи и спустили Кат-4 Лиса на страховку.

Страховать остались дядя Вова, Маша, Сан Саныч и Аня. На страховку морковкой был назначен Ваня. После обсуждения опыта участников было решено, что пойдет Николай на корме слева, Антон на корме справа, спереди слева Артем, справа Вова. Саша Малышева и Ксюша  Романычева были фотографом и видеооператором.

После настройки и сигнала рации Кат-4 Суоми был готов к прохождению порога Падун.

Около 12:00 экипаж пошел на прохождение. Нервничали. Отвязали Суоми, тянули время. После сигнала рации экипаж внезапно понял, что обратного пути нет.

Фото 12. Капитан судна “Лиса” осматривает порог “Падун”

На заходе, в первых воротах, Антон передержал корму, и кат ударился правым носом о скалу.  Начали раскручивать судно вынужденным телемарком и ударились правым носом о скалу левого берега. Присутствие духа не покинуло нас, Артем сказал: «О, щас, щас…» и мы стали раскручивать судно влево, в средние ворота вошли носами, поверхностная бочка не притормозила экипаж. Вова делал энергичные подтяги, и кат пошел по основной струе. Николай крикнул 3 раза: «С Богом!» и перекрестился веслом, но всем послышалось: «Боком, боком!» Струя удачно пронесла экипаж на расстоянии не больше метра от правого берега, Антону даже не пришлось держать корму. Эффектно свалившись правее бочки, экипаж выбросило в суводь ПБ, Артем сделал мощный закол, и кат зачалился, сорвав бурю оваций.

Фото 12*. Сборный экипаж SUOMI в главном сливе Падуна

Решено было не повторять прохождение, которое и там отняло массу сил у всех.  Дежурные сварили обед. Из-за небольшого ремонта транца выход на воду задержался – в 15:30.  За Падуном следуют  непрерывные шиверы и практически час мы шли быстро и без мотора.

Фото 13.  Экипаж судна “Лиса” в шиверах после порога

По берегам попадались замшелые скалы и живописные места. То на веслах, то на моторе, по очень холодной погоде, попивая самогон из горла, мы двигались к порогу Дедов пруд, где и оказались около 20:00. После сытного ужина (и салата с ананасами, между прочим), мы сели писать наш дневник, а потом играли в Крокодила. Особенно удалось слово Ностальгия.  Разошлись за полночь, а некоторые даже под утро.

Фото 14. Стоянка на пороге “Дедов пруд”. Команда ведет дневник

С трудом продрали глаза к 10. Обнаружилось, что порвался тент и разошелся шов на Ванином Ватерфляе. Погода разгулялась, вышло жаркое солнце.  Мы сдули Ватерфляй, посадили Ваню на раму Лисы и вышли в 13:50.  Большой удачей оказалось, что  сетка у Рыбнадзора не была натянула, а это значит, что обнос был не нужен, сэкономили время.  Инспектор гостеприимно предложил нам остаться у него, сходить в баню, но было принято решение идти до порога Щурус. Было прохладно, но при этом светило теплое солнце. Мы заметили, что березы только сейчас начали выпускать первые листья.

Около 16:00 мы были у порога Щурус. Здесь нас встретила Катя и ее команда, которая рассказала, что полдня они вылавливали бревна из суводи реки. Порог Падун они не проходили а также они сказали, что расчищали несколько завалов на всем маршруте. Во время обеда группа Кати попросила выставить 2х страховщиков со спасконцом. Так мы и сделали. Антон и Коля выступили страховщиками. Катамаран-4 из Катиной команды во время прохождения порога Щурус у нас на глазах получил повреждение – сломали раму при контакте со скалой на ЛБ. В выходной бочке 3 участника вылетели из упоров. Антон был в восторге от того, что впервые в жизни вытащил человека из воды (мальчика). До ужина мы провели мастер-класс по узлам. Наглядно были продемонстрированы Антоном такие узлы как Восьмерка, Булинь одной рукой, Австрийский проводник, Стремя, Заячьи уши, Рифовый. С переменным успехом у нас получались некоторые из них. Спать легли пораньше. Перед сном поиграли в игру «Я никогда не».

День 7. 9 июня

Подъем в 9 утра. В 11 сбор на зарядку, после чего начали обсуждать тактику прохождения порога. Вначале выставили 2х страховщиков на мысу после поворота.  Это были Иван и дядя Вова. Первым экипажем шел кат-4 Суоми: Сан Саныч, Николай, Аня и Вова.

Фото 15. Команда “Суоми” в составе Коля, Вова, Аня и Сан Саныч первыми проходят порог “Щурус”. Вид с берега на пороге

Фото 16. Та же Команда “Суоми” порог “Щурус”. Вид  с правого берега за суводью

Фото 17. Та же Команда “Суоми” порог “Щурус”. Видно только Сан Саныча. Решено было назвать это фото “Рыба пошла на нерест”

Фото 18. Та же Команда “Суоми” порог “Щурус”. Теперь не видно только Сан Саныча

Было решено проходить порог держась левого берега, а затем перед последней бочкой уходить в центр. Первому экипажу вправо уйти не удалось, поэтому они вошли лагом в бочку и успешно зачалились в суводь правого берега до прижима. Для страховки второго экипажа Суоми необходимо было преодолеть вторую ступень порога и зачалиться у ПБ сразу за морковщиками. Осуществить проход из суводи во вторую ступень им удалось только с 6 раза: противоток суводи мешал пробить сбойку и выйти на струю. Когда Суоми встала на страховку пошла Лиса в базовом составе.

Фото 19. Команда “Лисы” в полном составе проходят порог “Щурус”. Фото с берега на пороге

Фото 20. Команда “Лисы”. Фото с берега на правом берегу за суводью

При прохождении порога было касание ЛБ, в результате чего порвался карман для крепления продолины со стороны левой кормы. Прошли гладко. Быстро организовали починку, приварили заплатку.

Фото 21. Маша и Антон ремонтируют катамаран “Лиса”

Далее пошла Лиса в составе:  Саша М., Вова, Антон, Ваня. При прохождении порога на правой корме порвался упор и выбило конец алюминиевой трубы, находящейся между сидениями, и опасно выставило ее в направлении груди кормового Антона. Если бы дальше были пороги, это могло бы плохо закончиться. 4 экипаж: Малышева, Оборин, Васильева, Федоров попробовали взять вправо, и практически удалось попасть в центр выходной бочки, из-за этого струя утащила в сторону страховочного ката Суоми за вторую ступень.

Фото 22. Команда в составе: Саша М., Вова, Антон, Ваня

Фото 23. Ксюша, Аня, Иван и Коля – 5 экипаж

Сказалась усталость, нас опять ударило левым бортом и опять порвались свежезаклееные швы. В 14:30 мы закончили кататься на Щурусе. Было очень тепло, и мы решили продолжить веселье. Выдали всем по конфете, поставили Тритон на страховку, выставили 2х страховщиков со спасконцами и стали прыгать в воду для самосплава и отработке спасения утопающего. Первым прыгал Иван, потерял тапок. Но нашел его позже в завале. Вторым прыгал Антон. После того, как он поймал морковку, почувствовал камни под ногами. Затем прыгала Аня, жилет ее отличался от других (пеночный), поэтому неслабо притопило, такой жилет держит хуже. Затем прыгал Артем, он поздно поймал морковку после мыса, но длина морковки была рассчитана неудачно, поэтому его не прибило к берегу, а оставило колбаситься на струе. Несколько секунд похлебал воду ртом, отпустил спасконец и самостоятельно доплыл до берега. Последним прыгал Вова. При самосплаве он зацепил ногами камни, ободрав голень в нескольких местах, также порвал штаны.  Но, несмотря на все испытания и полученные травмы, мы  были счастливые и довольные.

Далее был обед в 16:30. Дежурные приготовили нам крем суп из сыра, после мы расслабленные пошли думать, как бы нам организовать баню. Начали складывать камни на железную печку в уже стоящей бане на стоянке. В этот момент прибежал Юра Данилов из команды Кати и закричал, что им нужна помощь, т.к. их кат-4 уже минут 30-40 варит в пороге Сиваньга, который находится в 2 км ниже по течению от Щуруса.  Наши отважные спасатели бросились на помощь в составе: Вова, Антон, Николай, Ваня, подкачали Суоми и в путь! Артем остался топить баню. Пройдя минуты 3-4 по течению реки, зачалились на ЛБ перед заходной шиверой. Выпустили Юру на берег, чтобы узнать, как там четверка. Увидели, что она все еще варится в бочке, а на ней из экипажа остался только 1 человек.  Трое уже покинули судно. Мальчик стоял ногами в шивере. Суоми прошла вдоль ЛБ  и встала в противоток за бочку, слева метрах в 10 от четверки. Удерживаясь в этом противотоке, начали кидать морковку. Раза с 7 мужчине на четверке удалось поймать ее. Оба ката закрепили морковку, не завязывая, чтобы можно было в любой момент сбросить, и Суоми вытянул за собой четверку. После этого Суоми зачалилась в суводь ПБ, а четверка пошла вниз по течению. Немного подтаскивая Суоми за собой. Морковку с четверки сбросили. Суоми вытащили на берег, и экипаж спасателей немного отдохнул. Северодвинцы подошли на двойке, благодарили и приглашали в Северодвинск. Далее Суоми сделала траверс на ЛБ, начался обнос бочки. Вышли к тому месту, где отпустили Юру на берег. Сели на кат и против слабой струи пошли до порога Железные ворота. Сделали траверс на ПБ и обнесли до завала. Кат перетащили через завал по воде до места стоянки остальных катов. В районе 19 часов вернулись. К этому времени температура в бане была высокой, но камни еще не прогрелись. Было принято решение разделить ужин на 2 части – салат до бани и макарошки с тушенкой после. Первыми парились девушки, они были счастливы от того, что наконец можно целиком помыться теплой водой. Потом пошли парни.

Все за день изрядно устали, день выдался насыщенный.

День 8. 10 июня

Дежурные 8:30, остальные в 9:00. Расчетное время выхода на воду 13:00. А вышли в 12:20! Через суводь ПБ тяжелые вещи переправлялись на Лисе. Стартовали каты из суводи за мысом, в начале шиверы.

Фото 24. Погрузка вещей в суводи за мысом на пороге “Щурус”

Дошли до п. Сиваньга. Первым его прошел кат Суоми и встала на фотопозицию. Все остальные каты и байдарка прошли порог спокойно.

Фото 25. Капитан судна “Батерфляй” порог “Сиваньга”

По виду пор. Сиванга напоминает порог Большой Толли на реке Шуя. Решили спасать морковку, которую вчера запутали в корягах посередине порога северодвинцы. Лиса несколько раз пыталась пройти аккурат вдоль бочки в тень камня с корягами.

Фото 26. Команда в составе : Ваня, Сан Саныч, Антон и Вова поплыли за морковкой оставленной архангельцами

Вскоре это получилось, веревку зацепили, но она крепко сидела в корягах, пришлось отрезать.  Наблюдая за всем происходящим, Аня сказала, что у нее осталось ощущение некоторой «недокатанности». Реакция не заставила себя ждать: Николай предложил Ане, Маше и Антону повариться в бочке, покатать АнюJ Когда они зашли в бочку, она их держала довольно основательно не меньше 10 минут, и все труды левого борта были тщетны. На своей шкуре экипаж прочувствовал, как эта бочка издевалась над Северодвинцами. Кат вращало несколько раз, в какой-то момент корму кусануло, и не без помощи подтягов кат из бочки выполз. Пока кат варило, Ваня на байдарке дошел до камня с корягами в одиночку и отвязал запутавшуюся часть морковки. Мы отдохнули 10 минут и двинулись дальше. Спустя около 2 км на моторе мы подходили к п.Кямус. Было предложение идти без осмотра, но все-таки решили зачалиться к ЛБ. Тут на стоянке мы снова встретили команду Кати.

Фото 27. Общее фото на пороге “Кямус”

Суоми пошла первой, но не смогла вовремя развернуть носу на струю и в первую маленькую бочку вошла лагом. Заварили дядю Вову. Все были в шоке. Кат повернуло в бочке еще раз, на внешнем баллоне оказались Сан Саныч и Коля, они продвинули кат в сторону языка, струя подхватила носы и потащила в основной слив,  вошли по центру, но с трудом удалось зачалиться только через 200м к ЛБ.

Фото 28. Команда “Суоми” заварились в бочке перед порогом Кямус”

Фото 29. Команда “Суоми” прошл по центральному языку порог “Кямус”

Решено было делать обед на этой стоянке (Катя и Ко уже пошли дальше), предварительно обнеся Тритон и Ватерфляй и проведя Лису с базовым экипажем через порог. Кат набрал скорость, прошел порог по центру, но при попытке резко зачалиться к ЛБ (чтобы основным потоком не утащило далеко, к Суоми), его обратно засосало в порог и немного заварило. Экипаж хапнул адреналина.

Фото 30. Команду “Лисы” подварила бочка с левого берега обратно в порог после его прохождения

Фото 31. “Лиса” в заваре

Фото 32. “Лиса” в заваре

Те, кто порог не проходил, тоже захотели немного повариться (Саша М, Вова, Ваня) и, взяв Антона, решили зайти в порог снизу. Но бочка сильно закусила носы, отчего корму подкинуло метра на полтора и выкинула кат на ровном киле.  Ребята понять ничего не успели.  После этих покатушек пообедали и продолжили маршрут часов в 17.

По графику мы должны были оставаться на Кямусе, но стояла шикарная погода, солнечно и тепло, было принято решение идти  до п. Юг и сделать на нем полноценную дневку. Шли на моторе, по дороге видели рыбацкую стоянку с лодками. П.Юг и Котел – это по сути один протяженный порог. Сначала идет язык с валами по центру, справа и слева обливные камни, потом остров, несильная струя уходит влево, после S-образного зигзага 2 небольших слива с плит, справа глубокого, слева мелкого. Ориентир второй  ступени порога – огромный валун справа на прибрежной скале.

В 19:15 изучили стоянки  в районе порога, подходящая оказалась только одна тенистая в еловом лесу.  Вечер посвятили отдыху, допили водку, рыбалка как обычно не клеилась. Отбой до 00:00. Решили отсыпаться после заварок в бочках и перед ночным переходом на катере.

День 9. 11 июня

Поздний завтрак в 11:30. День пролетел незаметно. Зашили порванный тент, приклеили к Лисе 2 страховочные ручки, были выструганы несколько предметов посуды  (ложки, лопатки) и 1 кот. Продолжали пытаться рыбачить, но безрезультатно.

Вечером к нам причалили рыбаки, но с апломбом рыбнадзора. Увидев их приближающиеся лодки, мы в панике попрятали удочки и чехлы от них. Но ребята поздоровались, сходили осмотреть порог и ушли вниз по течению.

Вечером играли в интеллектуального крокодила.

День 10. 12 июня

За ночь сильно похолодало, шел дождь. Несколько человек встало раньше дежурных. Общий подъем в 9:00. Вышло солнце, на воду вышли в 11:40. Проскочили Юг, и после было еще нескольких мощных шивер. До поселка Усть-Кожа шли на моторе. По пути прошли мимо нескольких деревень.  В Усть-Коже сходили в магазин за пивом, Николай дозвонился до капитана катера, было принято решение оставаться на ночь на противоположном берегу от поселка, прямо напротив причала, Капитан согласился забрать нас оттуда. Далее мы неспешно мыли и собирали каты, не все даже стали ставить палатки, т.к. должен был быть ранний подъем (4:30), и катер должен был нас забрать в 6:00 утра, у двух берез чуть ниже стоянки. Часть группы поспало несколько часов, часть даже не ложилась. Всем были вручены памятные сувениры в форме медалей.

Фото 33. Вручение памятных медалей

День 11. 13 июня

Катер подошел без опоздания, мы быстро погрузились. До поселка Порог было 1 час 40 мин ходу. В Пороге нас уже ждать водитель Дмитрий на микроавтобусе, он охотно грузил грязную снарягу прямо в салон (у него есть прицеп, но он его не взял). Вся группа поместилась с относительным комфортом, и мы двинулись в сторону Северодвинска, где нас должна была покинуть Аня, у нее там родственники.  В 12:30 мы были в Северодвинске.  После долгого прощания помчали в Архангельск, т.к .в 14:45 был поезд еще у 2х участников – Саши М. и Сан Саныча. Дорога по большей части грунтовая (грейдерная), но микроавтобус с ней справился, даже груженый и на скорости. В Архангельск мы прибыли в 14:00, перед отправлением ребят успели всей группой пообедать в столовой рядом с вокзалом. Дядя Вова  пошел в гостиницу,  помыться и немного поспать в комфортных условиях.  Остальные участники поехали на экскурсию в Малые Корелы. Водитель микроавтобуса согласился свозить нас туда, чтобы не разгружать снарягу и не оставлять ее в камере хранения. В Корелах у нас была заказана экскурсия, где-то на час. Погода была отличная, местность очень живописная.

Фото 34. Малые Корелы

В Архангельск вернулись в 19:00. Сходили в магазин за продуктами в поезд, у вокзала разгрузили  микроавтобус  и отпустили Дмитрия с Богом. Взяли 8 багажных мест.

Фото 35. Общая фотография на пероне в Архангельске

На перроне опять встретили Катю и Юру. Дядя Вова вернулся из гостиницы, обнаружил у себя клеща, пойманного на последней стоянке в Усть-Коже. Катя профессионально клеща удалила. В поезд погрузились очень оперативно. Проводники были очень приветливые.  В дороге развлекаясь словесными играми и обсуждением всего пережитого, мы успешно домчали до Северной Столицы.

7. Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте.

На реке Кожа:

  • Порог Падун.
  • Порог Шурус.
  • Порог Кямус.

8. Перечень наиболее интересных природных, исторических и других объектов (занятий) на маршруте

Из наиболее интересных исторических объектов на маршруте стоит выделить Богоявленский Кожеозерский монастырь на Лопском полуострове, омываемом водами Кожозера.

9. Дополнительные сведения о походе

9.1. Перечень специального снаряжения

ГрупповоеЛичное
НаименованиеКоличествоНаименованиеКоличество
катамаран 4-х местный2Неопреновые шорты, носки/ костюмы1
Байдарка надувная1спас. жилет1
рации2каска1
спас концы4гермомешок2
весло катамаранное (запасное)4Весло катамаранное1
GPS-навигатор2Стропорез1
Катамаран 2-х местный1

9.2. Особенности общественного и личного снаряжения

Для координации движения группы на маршруте и организации прохождения и страховки препятствий использовался комплект из 2-х раций «Motorola GTX 1000» мощностью 5 Вт и литий-ионными аккумуляторами. Рации позволяли использовать 4 батарейки типа АА.

Для фото и видеосъёмки использовался целый ряд фотоаппаратов, в том числе две зеркальные камеры.

Для уточнения координат и навигации по маршруту использовались 2 навигатора GPS Etrex заранее отмеченными точками основных препятствий.

9.3. Особенности погодных условий

В первый день, как мы приехали на стапель, пошел снег, что сильно опечалило команду. Но с каждым днем погода начинала налаживаться, и к концу похода было совсем солнечно и радостно, мы встретили весну еще раз. Периодически были небольшие дождики. В целом можно сказать, что погода была хорошей, но холодной.

Температура днём, в основном, колебалась в диапазоне 5 – 13 градусов С, ночью падала.

III. ИТОГИ, ВЫВОДЫ, РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОХОЖДЕНИЮ МАРШРУТА

Выводы:

  1. По паводковой воде даже простые препятствия р. Кожа превращаются в мощные пороги с бочками, а ключевые препятствия оставляют сильное впечатление. Возрастает и мощь струи, камни и мели, отмеченные во многих отчетах, просто не существуют, течение быстрое.
  2. Все препятствия р. Подломка и р. Кожа можно осмотреть и при необходимости обнести вещи или суда. Такой режим позволяет брать на маршрут людей с недостаточным для третей категории сложности опытом, при условии, что они не будут проходить сложные препятствия. Также реку удобно использовать как учебную – можно внимательно обсудить линию движения, отработать страховку с берега и с воды.
  3. Маршрут интересен тем, что позволяет пройти препятствия с разным расходом воды: от маленького (или среднего по большой воде) на р. Подломка и до полноводных падунов на р. Кожа.
  4. На маршруте начиная с Кожозера есть большой выбор стоянок и возможности для рыбалки, но рыбы в данный период не было. «Забор» не был поставлен и рыбнадзор не проявлял активности.

Итоги:

  1. Наша группа совершила интересный маршрут третей категории.
  2. Несмотря на то, что мы не смогли стартовать со стапеля в день заброски, были полностью выполнены все учебные задачи, в соответствии с программой УТП.
  3. Высокий уровень воды позволил более эффективно провести тренировки на тему страховки и экстремальных ситуаций.

Рекомендации:

  1. Маршрут в данную воду рекомендован для групп, желающих повысить своё мастерство. При наличии опытного руководителя и опытных капитанов судов может быть рекомендован для части группы как первый маршрут 3 категории сложности с элементами 4 категории сложности. Бесспорно, в июле-августе река потеряет этот стремительный характер.
  2. Маршрут хорошо подходит для проведения УТП в семинарах.

IV. ОТЧЕТ ПОДГОТОВЛЕН

Отчёт подготовлен Владимиром Пановым и Артемом Обориным на основании дневника, который каждый вечер заполнялся Патокиной Анной во время похода, Маршрутную Книжку подготовила Ксения Романычева. В отчёте использованы фотографии Федорова Н.В.

V. МАТЕРИАЛЫ, ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ПОХОДУ:

  1. Отчет похода под руководством Галкиной Татьяны Александровны , г.Москва, 2014.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: