Сплав на Северном Кавказе по рекам Большой Зеленчук, Аксаут и Большая Лаба

Отчёт о спортивном водным туристском походе четвертой с элементами пятой категории сложности на Северном Кавказе по рекам Большой Зеленчук, Аксаут и Большая Лаба, совершённом с 29 апреля по 10 мая 2017 года.

I. СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ

(Паспорт спортивного похода / путешествия)

1. Проводящая организация

Поход был организован и проведён спортивно-туристским клубом «Мумми-тролли» из города Санкт-Петербурга. Руководитель – Фёдоров Николай Васильевич.

2. Страна, республика, край, область, район, подрайон, массив

(место проведения)

Поход проходил в районе Северный Кавказ, на территории Карачаево-Черкесской республики.

3. Общие справочные сведения о маршруте и группе:

 

Вид туризмаКатегория сложностиПротяженность активной части похода   км

 

Продолжитель-ность

 

Сроки проведения

 

Водная частьобщаяходовых дней
водныйчетвертая с эл. пятой98 км8 дней7 дней1.05 – 08.05

 

Группа из 21 человека, для сплава использовались 3 катамарана-четверки,

4 катамарана-двойки и каяк.

4. Подробная нитка маршрута:

Санкт-Петербург – Невинномысск – Архыз – река Большой Зеленчук – пос. Красный Карачай – река Аксаут – пос. Х. Греческий – река Большая Лаба – пос. Курджиново – Невинномысск.

5. Определяющие препятствия маршрута

Вид препятствияКатегория сложностиДлина препятствияХарактеристика препятствияСпособ прохождения
Река Большой Зеленчук
Взрывные пороги 1-3Третья500мПротяженные шиверы с поворотами и косыми валами, небольшими камнями в руслеПоходной колонной с основной струей
Порог «Пушка»Третья500мКрутопадающая горка на широком участке реки, сливы с каменных плит с широкими, но мелкими бочками, справа обрыв, слева чалка у лестницы.Тандемами по два судна с большим упреждением между ними
Река Аксаут
Порог «Мустанг»Четвертая250мСужение русла до 7-8м, резкий рост уклона, слив около 1м и пенная подушка под ним, крупные «чемоданы» в русле на заходеТандемами по два судна с большим упреждением между ними
Каньон «Осыпной»Четвертая2 кмКаньон представляет собой мощную шиверу с обливными и надводными камнями, за некоторыми есть несколько сливов высотой не более 1 м. Берега каньона осыпные крупноглыбовые, в некоторых местах скальные выходы. Слалом между камней.К-4 тандемом проходят и встают на страховку К-2
Каньоны «Красный» и «Два моста»Третья2 кмШиверы с большим падением чередуются с относительно спокойными местами. Красивые косые сливы с плит, вертикальные скалы по берегамПоходной колонной
Река Большая Лаба
Прощай РодинаПятая150мВ узком ущелье река сужается двумя плитами и образует мощный косой слив 2-2,5 метра высотой. На заходе крупный камень закрывает проход в левую часть слива, по наклонной плите, где бочка заметно слабее. Справа под большим валуном сходятся косые языки, глубокая пенная бочка. На выходе турбулентности и противотоки, пенная подушка, тянет обратно.Организовывали страховку с воды путем заноса 2 К-2 по ПБ через водопад-приток, страховку с берега прямо над сливом на ЛБ с живцом и пост 2 морковки на ПБ над сливом и на ЛБ в 100 м ниже слива.
Пронеси ГосподиПятая150мГорка в каньоне, ПБ вертикальная скала с карманами и прижимами, ЛБ труден для страховки. Общее падение 7-8 метров, на входе пенный слив, но бочка проносная. Постоянно прижимает к скале ПБ, возможны телемарки, оверкиль из-за навала.Страховка К-4 на воде сразу под «горкой», промежуточный пост морковки в небольшой суводи ЛБ.
Малый БлыбЧетвертая1,5 кмКаньон с высокими стенами, периодически крупные камни у берега, отвесные скалы. Череда косых сливов через плиты с кусачими бочками, они разделены быстротоком по 100-150м. В конце каньона стены резко вздымаются, в узкой щели косая бочка через всю реку. После выходных ворот слева суводи, справа прижим.К-4 на страховке после выходных ворот, прохождение тандемами по два судна с большим упреждением между ними
ЗатычкаЧетвертая150 мВ высокую воду логичный порог. На заходе плита через всю реку, чистый слив 1м с языком. В центре несколько очень крупных камней, проход между которыми – косые узкие и очень опасные сливы около 2м. Возможен навал на камень, оверкиль, расклинивание судна. Справа вдоль скалы ПБ чистый проход и слив с маловодной горки 1,5-2 м с небольшой бочкой.Страховка 2 К-2 с воды, спустили на чалках под слив, поставили под ЛБ и под ПБ.
Четвертый КаньонТретья2 кмСужение реки, слева на скалах выступы железистых разводов, справа дорога. Валы до 1 м, прижимы к камням, к скале ЛБ.Походной колонной с основной струей

 6. Сведения о руководителях и участниках

№ п/п

 

Фамилия, Имя,

Отчество

Город, телефон,

E-mail

Туристская

подготовка

Обязанности в группе,  средство сплава
1.Федоров Николай Васильевич, 1980Санкт-Петербург,

+7 921 7504822,

moomin-papa@mail.ru

 Шавла – Аргут –Катунь 5У, Улуг-О – Бий-Хем 5У, Жомболок -Ока Саянская 5Рруководитель, капитан

К4 «SUOMI»

2.Логинов Алексей Александрович, 1972Пушкин3У Лоймола-Уксун,

1Р Оять

оператор, матрос К4 «SUOMI»
3.Осинцева Марина Валерьевна, 1979Санкт-Петербург3У Лоймола-Уксунматрос К4 «SUOMI»
4.Трушникова Лилия Александ-ровна, 1991Санкт-Петербург3У Инзер-Лемеза-Березякматрос К4 «SUOMI»
5.Александрова Александра Васильевна, 1970Санкт-Петербург5У Чуя – Чулышман, 4Р Катуньсанинструктор

К-2 «Рафтмастер»

6.Александров Павел Донатович, 1970Санкт-Петербург5Р Чуя – Чулышманкапитан К-2 «Рафтмастер»
7.Ширяев Алексей Дмитриевич, 1974Санкт-ПетербургКутсайоки, Тумча, Уксун, Тохма, Шоа, ОттаКапитан К-4 “Лиса”
8.Бочегова Анна Николаевна, 1982СмоленскЛоймола-Укса 3Усанинструктор
К-4 “Лиса”
9.Калинин Иван Валентинович, 1981Санкт-Петербург4У Красненькая-Кутсайоки-Тумча, Шоа, Оттаматрос К-4 «Лиса»
10.Минаев Николай Вадимович, 1990Санкт-ПетербургЛоймола-Укса 3У
11.Макаров Алексей БорисовичСанкт-ПетербургОхта 3Р, Лоймола-Укса 3УКаяк
12.Калинин Александр Юрьевич, 1988 

Всеволожск

4У Чуя – ЧулышманК-4 «Рафтмастер»
13.Глушанок Павел Даниилович, 1989Санкт-Петербург4У Чуя – ЧулышманК-4 «Рафтмастер»
14.Киселев Александр Анатольевич, 1978Санкт-Петербург3У Тохма-УксунК-4 «Рафтмастер»
15.Терехов Михаил Андреевич, 1999Санкт-Петербург4У КатуньК-4 «Рафтмастер»
16.Столбов Александр Альбертович, 1970Санкт-Петербург4У Красненькая – Кутсайоки – ТумчаК-2 Белрафт
17.Мурашова Юлиана Анатольевна, 1973Санкт-Петербург4У Красненькая – Кутсайоки – ТумчаК-2 Белрафт
18.Гудков Владимир Эдуардович, 1994Санкт-Петербург3У Лоймола – УксунК-2 Вольный Ветер
19.Мусатов Дмитрий Борисович, 1972Санкт-Петербург4У Красненькая – Кутсайоки – ТумчаК-2 Вольный Ветер, промальп
20.Андреев Степан Евгеньевич, 1986Санкт-ПетербургУмба 3Р, Лоймола-Уксун 3УК-2 Тритон
21.Закревский Юрий Юрьевич, 1989Санкт-ПетербургУмба 3У, Лоймола-Уксун 3УК-2 Тритон


II. СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЕТА

1. Общая смысловая идея похода

Задачей поездки на Кавказ ставилось:

– повысить уровень выпускников Школы туризма, познакомить их с горными реками с мощным течением, сложными чалками, манёврами в струе.

– объединить и привлечь как можно больше санкт-петербургских туристов для знакомства их с Кавказом как с регионом водного туризма в целом.

– ядром группы, несколькими самыми сильными экипажами, пройти отдельные препятствия пятой категории сложности, использовав остальных участников как береговую страхующую команду.

2. Варианты подъезда и отъезда

Заброска:

Из Санкт-Петербурга и Москвы удобно добираться поездом 049А до Невинномысска или самолётом до Минеральных вод. Так как наша команда формировалась постепенно, вначале из выпускников Школы инструкторов туризма, затем присоединялись походные друзья и члены их экипажей, то в итоге мы покупали билеты на поезд не одновременно, а некоторые ребята полетели на самолёте обратно в Санкт-Петербург.

Переезд и выброска:

На вокзале Невинномысска нас встретили Сергей и Николай на двух ГАЗелях, с верхними багажниками и прицепом. В дальнейшем они и сопровождали нас всю дорогу, перевозили от реки к реке и отвезли на вокзал и в аэропорт.

Очень ответственные водители, с адекватными ценами и хорошим знанием местности.
Сергей Оленцов: +7 (928) 339-2761 и +7 (905) 448-6764 https://vk.com/id428793834

Николай (дядя Коля): +7 (928) 815-4035

Автомобили на газу, поэтому стоимость поездки вышла весьма умеренной.

3. Аварийные выходы с маршрута

На протяжении всей активной части нашего маршрута по ущелью рек шли дороги. Имея устойчивую связь по рации с водителями, Сергеем и Николаем, мы могли поднять аварийное судно и пострадавшего к дороге и увезти в ближайший райцентр (станица Зеленчукская, Армавир).

В настоящее время дорога на Загедан очень приличного качества, мы видели туристов на легковом личном транспорте, так что вывоз группы и снаряжения даже с Большой Лабы можно осуществить быстро. В нашей группе был клубный спутниковый телефон Iridium с предоплаченным пакетом минут на весь летний сезон, и мы могли обратиться за помощью и в страховую компанию практически в любой момент.

4. График движения

Дни путиДатаУчасток пути
(от – до)
Протяжён-ность
в км
Общее ходовое время, погодаОпределяющие препятствия на участке
11.05Софийская поляна – порог Пушка131:45, переменная облачность, +15 +16СПороги 1-3 Взрывной, порог Пушка
22.05Софийская поляна – порог Пушка

переезд на реку Аксаут

132:00, солнце, +16 +18СПороги 1-3 Взрывной, порог Пушка
33.05S-шивера – за каньоном «Два моста»19 + 173:00 + 2:00, плотная облачность, +12 +14СПорог Мустанг, каньоны «Осыпной», «Красный» и «Два моста»
44.05Хасаут Греческий – Курджиново – переезд на реку Большая Лаба – мост у входа в Солёные скалы.——Солнечно, +20 +22С——-
55.05Каньон Малый Блыб – мост у входа в Солёные скалы73:00, солнечно +22 +23СКаньон «Малый Блыб»
66.06Каньон Сосновый – до каньона Малый Блыб54:00, солнечно +22 +23СПороги «Прощай Родина» и «Пронеси Господи»
77.07Порог Затычка – Курджиново4 + 200:35 + 2:00,

Переменная облачность, +20С

Порог «Затычка», Четвертый каньон
88.08Невинномысск – Казьминка – Невинномысск——Солнечно, +22 +23С———

5. Техническое описание (дневник похода)

29 апреля

Группа выезжала из Санкт-Петербурга в снежно-дождливую погоду, что мы и сочли добрым знаком. Клубные катамараны и снаряжение Николай Фёдоров с Вовой Гудковым погрузили в заказную ГАЗель типа «Фермер» и отправились в 239 ФМЛ за «рафтмастерами». В это время Дмитрий Мусатов попытался оформить багажные квитанции на Московском вокзале, но, к сожалению, узнал, что все они распроданы, и нужно договариваться на месте с начальником поезда.

К счастью, Александр Киселев, Миша Терехов и целая делегация 239 ФМЛ успела съездить на вокзал заранее и приобрести места в багажном купе. Потому-то Диме они и не достались. Одним словом, заручившись добрыми словами старшего проводника в штабном вагоне, мы очень аккуратно погрузились, не смотря на суматоху Московского вокзала и плацкарты с перегородками. 2-метровые рамы «рафтмастеров» пошли в багажное купе, а «Вольные ветры» прекрасно ложились на третью полку, их упаковки размером со стандартную байдарку «Тритон».

Автомобильная часть группы (Mitsubishi L200 и Land Rover Discovery III) выехали также с утра и периодически с нами созванивались.

30 апреля

Коллектив наш оказался сборный, частично состоял из выпускников Школы туризма Базового уровня т/к «Мумми-тролли» и их друзей, а также из педагогов и выпускников известного в туристских кругах Физ-мат Лицея №239. Однако дорогу посвятили отдыху, пришиванию строп и философским беседам. Командообразующими играми решили пренебречь.

К вечеру автомобильная часть команды приехала в Невинномысск и заночевала там.

1 мая

В 5:45 утра мы прибыли в Невинномысск, и водители Николай и Сергей встречали нас у вагона. Оказалось, Дима Мусатов уже путешествовал с Сергеем, и они были рады встретиться вновь. Мы оперативно погрузились и отправились в станицу Зеленчукская. Оказалось, что Степан и Лёша немого проспали, так что они нас нагоняли по пути на своих автомобилях.

Центр жизни станицы Зеленчукская находится у РУВД и МЧС. Там и отворот в горы, на Архыз. В итоге не рискнув покупать мясо, так как жарить его на 24 человека слишком трудоемко, мы приобрели холодных напитков и около 10 утра были на рынке у аланских храмов и Лика Христа. Особо гламурные приобрели меховые изделия. Мы пожалели, что автогруппа нас не догнала, и прогулялись по Аланскому Городищу. Атмосфера цветения яблонь, груш и вишен после снежного Питера нас обворожила, и мы потратили целый час на пешую прогулку. Тут нас нагнали и ребята на собственных машинах.

В итоге к Софийской поляне добрались лишь к 13:30 и спешно начали ставить лагерь и стапелиться. Мест там очень много, но мусор отдыхающие кидают совершенно бесшабашно и просто повсюду. Поставили роскошную новинку – палатку-туалет. Быстро порезали бутербродов на сухой паёк. Нашему завхозу Лиле пришлось сильно перелопачивать закупленное в Ставрополе шоферами продовольствие, коробки не подписаны, в упаковке от восточных сладостей лежит сало, грудинка распихана кусками по разным упаковкам. Впрочем, качество продуктов очень хорошее, тушенка отличная. А вот чай был куплен просто посредственный. Правда, его и не пили, предпочитая ставропольское и карачаевское пиво. Благо температура +22 +25С располагала.

С помощью автомобильных компрессоров быстро надули все катамараны, на Suomi и на Лису сделали страховочные обвязки из яркого репшнура, чему потом были рады на каждой чалке. Распихав ценные вещи в автомобили, мы около 16:30 вышли на воду. Алена на Land Rover–е поехала вперед снимать нас на фото и видео. За ней тронулись и ГАЗели.

Прогонный участок Большого Зеленчука от Софийской поляны до порога Пушка был использован для отработки чалок и движения походной колонной, с соблюдением дистанции. Встретили на воде немало туристов, приходилось пропускать друг друга, чтоб не создавать свалки в шиверах. Обнаружили, что не взяли с собой фляги с чистой водой, и останавливались пить из живописного водопада, скатывающегося по правому берегу в реку. Порядок следования судов: Suomi – Сова – Белрафт – Рафтмастер-2 – Тритон – Рафтмастер-4 – Лиса.

Порог Пушка был нами осмотрен при заброске на Софийскую поляну. Познакомились и пообщались с водниками из Татарстана и Ярославля. Линию движения вдоль ЛБ осложняла торчащая ветка крупной сосны, а у чалки под лестницей какие-то туристы водрузили огромный банный шатер. Маневр между камнями и сосной заставил некоторые экипажи закалываться в тень камня по центру, уходить на середину реки и затем возвращаться к лестнице отчаянным траверсом. Некоторые прошли вдоль ПБ, даже не приближаясь к сосне. В целом, получилось отличное завершение длинного дня.

Лешу с Алёной, свободных от дежурства, отправили наверх в МЧС поставить печать в маршрутной книжке на их LandRover-e, сами развели большой костер. Дров в изобилии, не зря брали бензопилу. Ужин подали с салатом из свежих овощей, которым занимался экипаж Suomi параллельно с сортировкой продуктов в безымянных ящиках. Пригласили к столу водителей. В поздних сумерках (темнеет где-то в 20:30) вернувшиеся Лёша с Алёной рассказали, что сомнительного вида карачаевцы предлагали им продать наши весла, хотя бы запасные, или старые. Нас это обеспокоило, и мы назначили дежурства. Огромная команда позволила дежурить по 30 минут всего лишь, и это не сильно утомило группу. Вёсла, конечно, попрятали в ГАЗели. Некоторые ухитрились с вечера надуть катамараны, чтоб утром не тратить на это время.

Рис.1 «Погрузка в Невинномысске»

Рис.2 «Инструктаж перед выходом на воду»

Рис.3 «Погрузка катамаранов после Пушки»

2 мая

Подгадали ночное дежурство под утреннее, и в 7:30 ребята уже вовсю раскочегаривали завтрак. Тем не менее, с утра нашлись хлопоты со снаряжением, надо было собрать лагерь и убрать рюкзаки в машины, в отдельные мешки отложить сухую одежду на переодевание. Худшее подстерегало дальше – начал травить большой Рафтмастер-4. И хотя проблему с подушкой решили, засунув в банку надувной элемент от спасжилета, дальше ситуация становилась всё хуже и хуже с каждым днём, что потом всей группе добавило головной боли.

Второй заход по Большому Зеленчуку оказался по более высокой воде, и это сильно изменило характер Пушки. На воду из-за суматохи со сбором лагеря и первичным ремонтом Рафтмастера-4 вышли около 12:00, проведя несколько планёрок и групповых фото. Однако обилие других туристов на реке, который приходилось то пропускать, то обгонять, спутало всё, что мы запланировали по графику и порядку движения. Сохранили лишь договоренность, что все экипажи К-2 и каяк идут одной группой (Рафтмастер-2, Сова, Белрафт, Тритон), а за ними с задержкой все К-4 (Suomi, Лиса, Рафтмастер-4).

Алёна с Юрой решили провести горный марафон и вернуться за L200 бегом по ущелью. Их мы и встретили возле маленькой турбазки, когда причалили, чтобы размять ноги перед ключевым участком реки и выпустить вперед отряд К-2 с упреждением 3 минуты. Наши бегуны, как потом оказалось, сели в машину и обнаружили, что документов нет. Доблестное карачаевское ГИБДД остановило их, но, после разъяснения ситуации, ограничилось замечаниями и попросило 100 рублей. Все были в приятном шоке от такого милостивого отношения к туристам.

Тем временем Suomi ввалилась лагом в Пушку, сделала телемарк у правого берега и вернулась на вчерашний трек вдоль левого. Ветка сосны, беспокоившая нас 1 мая, почти полностью скрылась под водой. Чалку к знаменитой бетонной лестнице отягчали многочисленные туристы, явно мучимые похмельной тупкой, которые делали вид, что чистят овощи и моют посуду, а на самом деле просто сидели у кромки воды и не давали вытащить катамараны. Из-за этого экипаж Suomi замешкался на чалке, и не успел встать на страховку. И зря. Мимо внезапно проплыл каяк Лёши Макарова. Догонять было поздно, и за ним бросился Рафтмастер-4. Пожалуй, так даже вышло лучше, 4 крепких парня на большом судне сумели отловить тяжелый заполненный водой каяк в районе Косого порога, куда к ним немедленно выехала одна из ГАЗелей, та, что с верхним багажником. Взволнованный каякер прибежал по берегу, он кильнулся на самом мелководье у ЛБ и почти сумел руками удержать судно. Дима Мусатов, прошедший в группе «двоек», проявил инициативу и встал с «морковкой» на заходе в Пушку. Он-то и помог вылезти Лёше каякеру. Обошлось без потерь и травм.

Устроили перекус сухим пайком прямо у машин на подъезде к лестнице. Вскоре примчались и марафонцы, пойманные ГИБДД, и экипаж Рафтмастера-4. Словом, возня продлилась примерно до 15 часов. Пора было выезжать на Аксаут. На выезде из ущелья чуть не упустили каяк из прицепа, оказалось, водитель белой ГАЗели Николай так весело болтает о жизни, истории, политике и национальном вопросе, что не слышит ни сигналов, и не видит света фар. Очень пожалели, что возле Лика Христа не купили, в итоге, папах и бурок. Больше их, оказывается, купить негде. Путь наш лежал в станицу Кардоникская, где наши водители обещали показать какие-то невероятные пивные шалманы. Но мы, в первую очередь, искали хоз. товары, перец и специи. Николай Минаев купил футболку, ибо в крутом флисе ходить было невероятно жарко, а Николай Фёдоров приобрел галоши из EVO за 190 рублей, потому что новые закрытые неопреновые боты забыл дома. В дальнейшем эти галоши сыграют важную роль.

Флегматичные жители станицы играли в нарды, грузили мешки с мукой, женщины вязали, сидя прямо на улице. Туристы рыскали в поисках обещанных пивных шалманов. В итоге, адмирал похода ограничился Абрау-Дюрсо брют. Мы выехали в сторону Хасаута Греческого, известного также, как Х. Греческий на многих фото. Дело было около 16 часов. Дорога существенно ухудшилась, мы увидели водохранилище с камнями на берегу. Стало ясно, что камней много, а воды в реке мало. Правда, перспектива дождя нависала над нами. Похолодало. Тучи сгустились. Ветер поднялся. Но дождь не шёл. Стоянки до турбазы оказались заняты, а единственная свободная нам совсем не понравилась. Водители сказали, что многие ночуют прямо у притока возле забора турбазы, но нам не понравилась эта идея. Дима Мусатов агитировал ехать вверх. И мы поехали, ориентируясь на памятник героическим партизанам. Вскоре мы добрались и до него. Именно там заканчивается каньон Два Моста, несложное, но очень живописное препятствие Аксаута. Ночевать возле обелиска герою нам не захотелось, и, бросив всё снаряжение у машин, мы метнулись на другой берег, потом вниз по течению мимо бетонного цветка-мемориала, мимо коровьих поилок из разрезанных шин, мимо отмелей, к живописным деревцам у брода. Немного пришлось почистить поляну от навоза саперной лопаткой. Зато тут было в изобилии дров – топляк на завалах аж белый. И на деревцах мы натянули тенты-навесы. Из топляка изготовили и лавки. Получилась добротная стоянка. А отмель ближе к мосту и бетонному цветку идеально подходила для бани. Шоферы и наши джиперы остались ночевать у мемориала. Пришлось их навестить, чтоб договориться о логистике сплавного дня 3 мая.

Рис.4 «К-2 Тритон в пороге Пушка»

Рис.5 «К-4 Лиса в пороге Пушка»

Рис.6 «Каякер в пороге Пушка»

Рис.7 «К-2 Сова в пороге Пушка»

Рис.8 «Обелиск на реке Аксаут в конце каньона Два моста»

3 мая

Подъем дежурных в 7:30, группы в 8:00. Завтрак у нас был просто шикарный – яичница-болтунья. Погода +12 +14, пасмурно, небольшой дождь.
Сплав по Аксауту разбили на 2 волны, до обеда и после обеда. В лагере оставили двух дежурных: Юлю и Сашу, которые к 14 часам должны были приготовить борщ. Вверх по реке поехали все экипажи, кроме Белрафта, соответственно. По пути нас впечатлил каньон Осыпной, с дороги камни в русле и узкие ворота выглядели устрашающе. Прицеп тащил L200, чтоб облегчить подъемы ГАЗели. В итоге, не доезжая 3 км до Красного Карачая, мы увидели длинную и сильно обмелевшую излучину Аксаута, которая просматривалась метров на 400 и выглядела сплошной проводкой. Ниже этого обсохшего места мы и решили стартовать.

Решено было также разделиться на две подгруппы: легкие суда стартую первыми и страхуют каякера, тяжелые суда, у которых больше шансов застрять на отмелях и образовать затор, идут второй волной. Все суда были снабжены радиосвязью в диапазоне LPD. Рация также была и у водителя зеленой ГАЗели Сергея. Автомобили неспешно двинулись вниз по течению следом за группой, чтоб иметь возможность оказать помощь. Это оказалось очень разумным решением.

Примерно в 11:20 К-2 двинулись вперед, большой Рафтмастер-4 замыкал, так как возился опять с подозрительно подтравливающими сосками. На джипе впереди ГАЗелей ехала Алёна, она сделала несколько кадров нашей колонны у пешеходного мостика, за которым начинается частное лесничество. Все экипажи шли уверенно, баллоны мы немного подспустили, чтобы лучше проезжать по камням, отмели брали с разгону, не смотря на паршивую пасмурную погоду, сплав начал нам нравится.

Неожиданно за правым поворотом экипаж Suomi увидел оранжевый каяк Лёши, расклиненный между камней. Сам каякер уже был на берегу в окружении ребят с К-2. Сбить лодку сходу тараном не удалось, но шедшая замыкающим «Лиса» оценила ситуацию и грамотно толкнула каяк с камня. Зачалиться помогали всей группой. В итоге, выяснилось, что Алексей перевернулся из-за навала на плиту, а встать эскимосом обратно не смог – каяк заклинило! Пришлось отстреливаться, в результате было потеряно весло. Пробовали его искать всей группой, но в итоге оставили попытки. Лёша с разбитыми костяшками пальцев сел в машину и поехал в лагерь вместе с каяком.

Колонной вошли в теснину порога «Мустанг», который нас очень впечатлил: оставаясь относительно безопасным, он требовал очень серьезных манёвров от Suomi и «Лисы». Рафтмастер-4 периодически отставал, его приходилось ждать на песчаных отмелях под скалами. В итоге, каньон Осыпной, казавшийся негабаритом с грунтовой дороги, был пройден совершенно без труда всеми экипажами.

Чалка после навесного мостика в конце каньона Два Моста осуществляли на правый берег, экипажи «двоек» вышли на берег и помогали чалить «четверки». В лагере мы были примерно в 13:30. После сытного обеда, приготовленного экипажем «Белрафта», поехали на второй заход.

На этот раз стартовали даже ниже места лёшиной аварии, чтоб пораньше закончить сплав. И так вышли на воду в 16:20! Повторный проход был великолепен, мы запомнили ряд узких мест и прошли их чище и на скорости. Приходилось периодически отдыхать в суводях – сказывался длинный напряженный день со спасработами. К 18 часам вся колонна зачалилась в лагере, довольная результатом дня.

Какие-то карачаевцы приехали на гусеничном тракторе, но нас не беспокоили, лишь перебродили реку прямо на тракторе и занялись ремонтом лесовоза МАЗ на другом берегу.

Коля Минаев и Павел Донатович установили баню на песчаной косе сразу за висячим мостом и устроили разборки на тему как лучше её топить. У вечернего костра встал вопрос о дальнейшем графике. После длительного обсуждения, общения с шоферами, оценки сил группы, было решено, что нам едва хватит 3 дня на Большую Лабу. И от сплава по Кубани мы отказались. Оказалось, что решение было правильным.

Рис.9 «К-4 Рафтмастер в шиверах Аксаута»

Рис.10 «К-2 Белрафт в шиверах Аксаута»

Рис.11 «К-4 Лиса в шиверах Аксаута, заезд до обеда»

Рис.12 «К-2 Рафтмастер школы №239»

Рис.13 «К-4 Suomi, заезд до обеда»

Рис.14 «К-2 Сова, заезд до обеда»

Рис.15 «Каякер незадолго до аварии»

Рис.16 «К-4 Лиса на Аксауте, заезд до обеда»

Рис.17 «К-4 Лиса на Аксауте, заезд после обеда»

4 мая

Подъем дежурных в 7:30, группы в 8:00. Всё утро было посвящено сдуванию и погрузке катамаранов на крыши. Их приходится туго затягивать «трещетками» чтобы на кочках не протирались внутренние баллоны о раму верхних багажников. Погода улучшилась. К моменту возвращения в Зеленчукскую солнце жарило вовсю, температура +22 +23С. Прицеп по-прежнему тянул L200, но, не имея шнура, не мог зажечь стоп-сигналы. Карачаевский ГИБДД не дремал, сделал Степану замечание, но в итоге всё ограничилось теми же самыми 100 рублями, как и с бегунами на Зеленчуке. В станице были куплены напитки, закуски, табак. Обед по пути у нас не предполагался – дорога очень дальняя. В итоге, к 15 часам мы добрались до турбазы «Комбат». Уровень воды в реке по первому ощущению – высокий. До 16 часов быстро пообедали сухим пайком и двинулись вверх по реке. Качество грунтовки за 2016-2017 год стало существенно выше. Ведутся дорожные работы, ездят грузовики с песком, копают экскаваторы. Это позволило подниматься на машинах вверх по долине Большой Лабы с хорошей скоростью. Мы сунулись в лагерь Expert-River на Большом Блыбе, но все сухие полки были разобраны, да и участвовать в слаломных заездах наши спортсмены, в итоге, отказались. В итоге по совету шоферов мы вернулись к старому мосту, перебрались на правый берег и встали на зеленой полке в окружении буков и тисов прямо перед заходом в каньон Соленые Скалы. Рядом стояла украинская группа. Лагерь ставили уже в сумерках около 19 часов вечера.

5 мая

Утром холодно, долина Соленых Скал имеет высокие вертикальные борта. Одна из наших ГАЗелей не смогла переехать мост, поэтому пришлось повозиться, таская снаряжение туда-сюда, разворачивая вручную прицеп и так далее. Алексей Ширяев, капитан «Лисы», окончательно разболелся, ему дали антибиотики, на воду он выйти не смог. В итоге план на этот день: осмотр Прощай Родина и выводы о возможности прохождения и раскатка на Малом Блыбе. Погода +22 +23С, солнце. Все встреченные по пути туристы-водники, а также участники соревнований на приз фирмы Expert River единогласно пугали нас каким-то бульдозером, который кидает камни с дороги прямо в порог Прощай Родина с большой высоты. Мы выгрузили катамараны и снаряжение в точке старта выше каньона Малый Блыб, который осмотрели пешком. Внизу каньона, у водопада, толпились на чалках ребята в стартовых майках, среди них оказалось несколько наших петербуржских знакомцев, молодых людей и девушек. По их словам вода так высока, что затопила развешенные по суводям баннеры, обозначавшие промежуточные чалки на трассе.

Наши соседи по стоянке, а они оказались киевлянами, просили организовать им страховку на Прощай Родина. Мы попытались их уговорить проходить порог с нами завтра, 6 мая, а сегодня покататься по Блыбу. Спускать каты в ущелье для страховки Прощай Родина и не проходить этот порог сегодня не входило в наши планы. Такая огромная группа как наш табор не могла действовать не по выверенному плану, иначе наступил бы хаос.

Когда налегке мы доехали до экскаватора, оказалось, что он уже закончил работать над порогом и начинает спускаться вниз к стартовым полянам. Завтра, 6 мая, по словам самого экскаваторщика, он спустится еще ниже и не помешает нам проходить и страховать порог. Мы обрадовались и решили осмотреть слив, чтоб знать, чего ждать завтра. И неожиданно украинцы на Белрафт 4-ТТ рискнули пройти порог без катамаранной страховки с воды, только с морковками. Судно вошло в бочку с сильным креном вправо и моментально перевернулось. Течение сразу после слива замедляется, есть суводи и поганки. Поэтому экипаж весь сумел выбраться на судно и зачалиться. Но этот рискованный поступок позволил нам оценить отчаянный характер наших соседей.

Мы вернулись к Малому Блыбу в районе 14 часов. Рафтмастер -4 опять где-то травил, ребята замучались искать. Решено было оставить К-4 Лиса в конце каньона как страхующий экипаж, затем выпустить колонну во главе с Suomi, К-2 Тритон, К-2 Белрафт, К-2 Сова (Вольный Ветер), К-2 Рафтмастер, а замыкал, как обычно забыв про рацию, мучимый протечками воздуха Рафтмастер-4.

В Малом Блыбе бочки носили тормозящий характер, струя гуляла от берега к берегу, и зайти носами на слив было непросто. В сам Блыб Suomi свалилась полулагом, уходя от прижима к левой скале. Николай начал считать громко вслух: «Раз-два-три!». Гребцы уперлись в вёсла, и на счёте «шесть» бочка отпустила судно. Только лишь Suomi встал на страховку, из ущелья появился перевернутый Белрафт с Сашей Столбовым верхом на раме, а Юля Мурашова сидела пассажиром на Тритоне. Они перевернулись в одной из первых бочек. Затем на ровном киле показалась К-2 Сова, следом К-2 Рафтмастер, но без седоков. Павел Донатович и Александра плыли рядом. Им удалось быстро помочь и зачалить сразу после каньона. Столбова на Белрафте с трудом затолкали на каменный язык перед сужением реки. Суводи были подтоплены. Здоровяки Степан и Юра на Тритоне без труда высадили свою пассажирку на твердую землю.

Срочно по рациям стали выяснять происшедшее, организовали собрание-летучку. Для К-2 бочки были критическими. Сова перевернулась в начале Малого Блыба, силами Димы Мусатова возвращена на ровный киль, далее шла с дистанцией за Тритоном, который вез Юлю пассажиром. К сожалению, это заснять не удалось. Но Рафтмастер-2 сокращал расстояние, не соблюдая дистанции, и, в итоге, столкнулся с К-2 Сова, из-за чего гребцов с Рафтмастера вышибло из упоров. Обошлось без травм и ушибов. Даже было смешно. Решено было отправить на прохождение К-4 Лису. Однако Аня стала просить, чтоб за капитана сел Николай Фёдоров, который только что провел успешно Suomi через Малый Блыб. В связке с Лисой и Рафтмастером-4 решили выпустить повторно К-2 Рафтмастер, чтоб не сталкивался больше ни с кем.

Экипаж Фёдоров, Бочегова, Минаев, Калинин обвез Лису на автомобиле к началу каньона и стартовал в 16:20. Бочки аккуратно обходили, пока не свалились в одну из них под левым берегом полулагом. Николай Фёдоров сделал глубокий закол в пену и почувствовал, что ныряет следом за веслом. Аня Бочегова плашмя рухнула в воду. Катамаран сломался по всем поперечинам.

После небольшой заварки одна гондола пошла по центру, за ней потащило Фёдорова и Бочегову. Другую удачно понесло к скале слева. Держась за неё, добрался до берега Коля Минаев. Иван решительно переплыл струю и вылез на берег рядом с Колей. На руках они потащили баллон по осыпи вверх. Вскоре набежала подмога.

Ныряя в бочки и зажимая нос рукой, Николай и Аня пронеслись по струе. Тритон погнался за Аней, а Suomi за Николаем с баллоном, которых крутило в прижиме у правого берега. К сожалению, подхватить Николая и одновременно баллон у катамарана со сборным страховочным экипажем не удалось. Баллон выпустили, Николая причалили к берегу в последнем пригодном месте до сужения реки. Откашлявшись, Николай орал в промоченную рацию: «Где смолянка?», – ведь Аня родом из Смоленска. Крепкие парни на Тритоне не только догнали Аню Смолянку, но и подцепили гондолу Лисы. К ним отправили помощь, чтобы забрать обломки. Страховка снова встала на воду, и без происшествий оба Рафтмастера проскочили Малый Блыб. Теперь можно было и пошутить. Рафтмастер-4 отправили своим ходом в лагерь по шиверам Большого Блыба разводить костер, ведь было их дежурство. В итоге по воде они добрались существенно быстрее, чем остальные на машинах. Чувствовалось, что выпускникам 239 школы было маловато адреналина, в то время как Мумми-тролли хлебнули его с лихвой.

Ночью жгли большой костер и пили из неопреновых сапогов в честь оверкилей.

Рис.18 «Сидушки К-4 Рафтмастер безбожно травят»

Рис.19 «Грейдер над каньоном Сосновый»

Рис.20 «Наш любимый оператор Алёна Бахтина»

Рис.21 «К-4 Suomi проходит Малый Блыб»

Рис.22 «Аварийная колонна К-2 в каньоне Малый Блыб»

Рис.23 «Спасение Юли экипажем К-2 Тритон»

Рис.24 «Таран К-2 Рафтмастер и Сова»

Рис.25 «Поломка К-4 Лиса и самосплав»

Рис.26 «К-4 Рафтмастер и главная бочка Малого Блыба»

Рис.27 «К-2 Рафтмастер и главная бочка Малого Блыба»

6 мая

Погода по-прежнему солнечная, ночью холодно +8 +10, днем солнце и +22 +23С. Алексей Ширяев по-прежнему плохо себя чувствует, Коля Минаев с утра жалуется на озноб после вчерашней беготни в холодных гидрокостюмах. Марина и Лиля выпущены по 4 к.с. Смолянка радостно утверждает, что накупалась с лихвой. Втроем Фёдоров, Калинин и Логинов идти не могут, им в итоге приходится принять участие в береговой страховочной команде. Тем не менее, всей бригадой выдвигаемся к каньону Сосновый. В 11 утра начинаем раскладывать и надувать катамараны.

На безлесой полке левого берега выше Прощай Родины толпы туристов из Чебоксар, Ярославля, Москвы и Питера. Встречаем наших попутчиков, с которыми познакомились на Московском вокзале при старте. У них 2 К-2, один из которых пойдет Прощай Родину, а второй будет страховать. Договорились действовать сообща.

В итоге перечалили над самым сливом и вручную занесли по правому берегу через водопад К-2 Белрафт и К-2 наших новых друзей силами Фёдорова и Минаева и питерских ребят. Степан Андреев с Юрой Закревским также перечалили свой Тритон на галечную отмель правого берега выше порога и помогли с обносом. Они и встали на водную страховку. У нас оказалось 2 К-2 на страховке. Оба Николая встали с морковками. На левом берегу в относительно удобном месте ниже порога поставили еще 2 поста «морковок». Прямо над сливом в полной обвязке и сухой гидре разместился Дима Мусатов. Он был пристрахован к скале основной веревкой. Сигнальщиком и координатором был Алексей Ширяев. Алексей Логинов снимал со штатива.

Шел К-2 наших новых приятелей. Он без шансов моментально перевернулся и подварился под большим камнем правого берега. Экипаж вылез между гондол с веслами и стал давать знаки не кидать концы и не выходить из суводи на страховку. На участке быстротока ребята сами поставили кат на ровный киль и скатились вниз для осмотра Пронеси Господи. Оставалось только поаплодировать такому подготовленному экипажу!

И тут раздался крик: «Рафтмастер!» По непонятным причинам экипаж Рафтмастера-4 не пользовался рациями, которые им выдали, опять провозился с травящими подушками, баллонами, сосками, в итоге принял самостоятельное решение перечалиться туда, где оба Николая делали обнос порога. Но каменную отмель они проскочили и сходу рухнули в главный слив. Чудовищного размера Fox-800 накренился на один баллон, но прошиб унитазную бочку. Ребята зачалились справа, сразу за страховочным К-2. После небольшого возмущения безалаберностью со стороны руководителя Рафтмастер-4 отправили на страховку, а Степа и Юра оставили пустой Белрафт и поднялись наверх к оставленному на отмели кату.

И вот, в порог отправился К-2 Тритон. Парни лихо рванули влево прямо над сливом, чтоб избежать унитазной бочки в центре, выровняли носы с прицелом слиться по наклонной плите, но воды было слишком много для такого маленького судна с тяжелыми гребцами. Мгновение пробалансировав на свечке, Тритон перевернулся и остался в бочке под сливом. Юру вымыло почти сразу, и он не спеша поплыл по пене, оглядываясь в поисках морковки. Оба Николая с правого берега не смогли докинуть спасконцы – слишком далеко. Сработала страховка наших земляков – К-2 уверенно принял Юру между носами и затолкал к посту страховки на левом берегу. Степа тем временем вылез между баллонов и принял спасконец, который фактически положил ему в руки вывешенный на веревке Дима Мусатов. Уцепившись ногами, согнутыми в коленях, за раму, а руками держа морковку, Степа закричал: «Тяни!». Видимо, цеплять спасконец за раму было некогда, и он боялся его упустить в бочке. Парни рванули, и моментально вытащили Тритон в суводь. Все были счастливы и возбуждены.

Юра по берегу вернулся к Тритону, и они спустились по шивере вниз для осмотра Пронеси Господи. А страховочная группа должна была переместиться ниже порога Пронеси Господи, где уже стоял надутый Suomi. Отработавшие страховку К-2 поднимали наверх к дороге специальной веревочной системой: на фаркоп ГАЗели ставили станцию с блок-роликом, снизу 70-метровой веревкой цепляли катамаран, сверху джипом тянули вдоль дороги. По безлесому участку склона удалось всё снаряжение поднять без проблем. Перечалили Рафтмастер-4, дали ребятам инструкции и пожелали удачи и осторожности.

Осмотр Пронеси Господи затянулся. Страховка возможна только после всего участка бурной воды, по сути, уже на плёсе. В итоге, прохождение закончили к 17 часам. Тритон прошел порог чисто, слегка задев скалу правого берега и оттолкнувшись от неё веслом. Рафтмастер-4 ввалился лагом, крутанулся, и как неуправляемый земснаряд пробил жутковатые турбулентности. Все были очень воодушевлены, но и безмерно устали. Впереди еще нужно было заготовить орешник на раму Лисы.

Вечером в лагере уже в сумерках окоряли орех и бук, в то время как Павел Донатович топил баню. Светила полная луна, оставляя дорожку на черной воде.

Рис.28 «Страховка на пороге Прощай, Родина!»

Рис.29 «Установка второго поста страховки ниже порога Прощай, Родина!»

Рис.30 «Оверкиль К-2 Тритон в пороге Прощай, Родина!»

Рис.31 «Спасение Степана и К-2 Тритон»

Рис.32 «К-2 Тритон уходит на чалку перед Пронеси, Господи»

Рис.33 «К-2 Тритон в пороге Пронеси, Господи»

Рис.34 «К-4 Рафтмастер на заходе в порог Пронеси, Господи»

Рис.35 «К-4 Рафтмастер крутит телемарк»

Рис.36 «Подъем К-2, страховавших Прощай, Родина»

Утро началось с автомобильной разведки Солёных скал ниже Кирпича. В нашу поездку Кирпич был перегорожен свежесломанным сосновым бревном. Идти его не решились ни одни водники из всех, кто был на реке. Степан, Николай Фёдоров, Лёша Ширяев и Дима Мусатов отправились на разведку на L200. В итоге, насчитали от 7 до 12 мест, где К-2 точно ляжет, и где толком не организовать страховку из-за высокой воды и подтопленных суводей. Приняли решение стартовать немного выше Затычки и идти вниз до Курджиново, чтоб наверстать упущенный километраж.

Удобная полка у дороги возле гигантских камней послужила стапелем, Лисе приделали окоренные ореховые поперечины, закрепили на резиновых вязках, которые сверху продублировали скотчем и серебристым скотчем. Получилось надёжно. Катамараны Белрафт, Сова и Лиса сбросили в воду ниже Затычки. Suomi какое-то время колебался, но учитывая, что было уже около 14 часов, отказался от прохождения.

В эту воду порог Затычка наиболее удобен для прохождения и имеет чистую линию движения вдоль скалы правого берега.

Первым быстро прошел Тритон, за ним – Рафтмастер-4. После некоторых препирательств удалось объяснить экипажу К-2 Рафтмастер, что семеро одного не ждут, и нам пора выдвигаться. Быстро дошли до Рожкао, где забежали в местный магазин за вкусняшками и свежим хлебом, организовали перекус. Вышли на воду около 16 часов, и только в 18 были в Курджиново. Участок впечатлил красотой, водопадами на притоках, неожиданными косыми валами, но в целом был несложен. До начала основного поселка над Большой Лабой протянут висячий мост на тросах. Там удобная чалка, и там же нас ждали водители. Неожиданно грянул проливной дождь, что заставило побыстрее всё собрать. Степан на L200 и Алексей на Discovery забрали часть клубного снаряжения, чтоб нам меньше грузить в поезд, и около 19:30 попрощались и уехали в Санкт-Петербург. Остальная компания отправилась в Невинномысск, где большая часть группы остановилась у водителя Сергея на участке возле его большого частного дома, а несколько ребят нашли недорогую гостиницу поблизости.

Рис.37 «К-2 Тритон на выходе из порога Затычка»

Рис.38 «К-4 Рафтмастер на выходе из порога Затычка»

Рис.39 «Прощальное фото на антистапеле»

8 мая

Этот день был посвящен Казьминским горячим источникам, расположенным в 35 км от Невинномысска. Вода около 33 градусов прекрасно снимала напряжение после сложного похода. Мы оплатили абонемент на 3 часа на группу и привели себя в порядок перед поездом. Наши водители любезно отвезли нас в Казьминское и обратно в Невинномысск, где мы столкнулись с проблемой досмотра на вокзале. С трудом протащив всё снаряжение через рамки, мы погрузились в два разных вагона и в багажное купе в штабном. Проводница, поначалу обдававшая нас презрением, оказалась на удивление культурной белоруской, и дальше была благосклонна к группе на протяжение всего пути.

Рис.40 «Казьминские горячие источники»

9 мая – 10 мая

Путешествие на поезде посвятили разбору ситуаций на маршруте и записи впечатлений. Санкт-Петербург нас встретил холодной погодой, дождем, и захотелось обратно на Кавказ.

6. Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте.

  • Горные реки Карачаево-Черкесии меняют уровень и от дождей в верховьях, и от таяния ледников в жаркую погоду. Нужно понимать, что предугадать дату паводка невозможно и, вероятно, придётся менять график и порядок прохождения рек.
  • На реке Большой Зеленчук в русле нередки ветви, целые сосны, бетонные чушки с арматурой, колотые взорванные камни с острыми краями.
  • Река Аксаут обладает непредсказуемым характером, и при падении уровня воды сложность её не уменьшается, возможны поломки каркаса при расклинивании между камней.
  • Весь характер ущелья Большой Лабы напоминает серьезную сибирскую реку, не смотря на иллюзию безопасности благодаря неплохой дороге и мягкому климату. Все пороги, кроме Кирпича и Затычки, расположены в глубоких каньонах, не только страховка, но и осмотр их крайне затруднён. На обработку каньона Сосновый надо закладывать целый день с утра до вечера.

 7. Перечень наиболее интересных природных, исторических и других объектов (занятий) на маршруте

Кавказ – это удивительный пример сочетания сурового горного климата и теплолюбивых широколиственных лесов. Многие ребята из нашей группы впервые увидели леса из бука и тиса. На реке Большой Зеленчук традиционно посещают Аланские храмы и Лик Христа, где функционирует рынок сувениров. Нигде больше такого рынка по нашему маршруту нет, рекомендуем все папахи, бурки, кинжалы, лисьи хвосты и черкески с газырями покупать там.

На реке Аксаут шли бои во время Великой Отечественной войны, установлен памятник юноше-партизану, подорвавшему себя гранатой, когда его окружили немцы. Примечательно, что обелиск в форме каменного цветка изготовлен на средства Урупского горно-обогатительного комбината.

В истоках реки Большая Лаба есть горячие источники, планируется развитие курорта, дорогу улучшают прямо на глазах.

Нам удалось посетить Казьминские горячие источники под Невинномысском, комфортабельные и недорогие (сеанс 3 часа стоит 600 рублей). В этой местности действует сразу несколько курортов, мы посетили лишь один из них.

 8. Дополнительные сведения о походе

8.1. Перечень специального снаряжения

ГрупповоеЛичное
НаименованиеКоличествоНаименованиеКоличество
Катамаран четырёхместный3Каска сплавная1
Катамаран двухместный4Спасательный жилет1
Радиостанция LPD разных фирм10Гидрокостюм1
Весло катамаранное с пластмассовой лопастью запасное6Весло катамаранное с пластмассовой лопастью1
Спасательный конец (“морковка”)6Стропорез1
Веревка основная30м + 70м
Комплект альп.снаряжения1

8.2. Особенности общественного и личного снаряжения

Для координации движения группы на маршруте и организации прохождения и страховки препятствий использовались рации фирм Vector, Midland, Baofeng диапазона LPD. Рации были упакованы в 2 гриппера, без гарнитуры, и закреплены на плечевых погонах спасжилетов или в карманах. У водителей также были рации.

В отличие от экспедиционного похода, где приходится постоянно ориентироваться на реке в поисках мест для стоянки или ключевых препятствий, во время поездок на Северный Кавказ мы ограничивались описаниями коротких сплавных участков рек, как это называют каякеры, «игровых участков» или «play-run». На карты Генштаба 1:100000 нанесены участки с ключевыми порогами и чалками, с обратной стороны листа указаны ориентиры препятствий и рекомендации по прохождению. Лист заламинирован и в двух экземплярах находится у группы на воде. Как правило, «игровые участки» проходятся слаженной группой не более чем за 2 часа, и на финише ждут шоферы. Так что ни о каких GPS и компасах на воде речи не шло.

Для страховки в каньоне Сосновый мы заранее взяли достаточно альпинистского снаряжения, несколько статических основных веревок, петель, жумары, стальные карабины, гри-гри, ролики. Ответственными за горную подготовку были Дмитрий Мусатов и Алексей Логинов.

Нам не приходилось паковать личные вещи в гермомешки, все участки сплава мы шли на разгруженных катамаранах.

 

III. ИТОГИ, ВЫВОДЫ, РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОХОЖДЕНИЮ МАРШРУТА

Итоги:

Наша группа прошла заявленный маршрут не полностью в силу малой мобильности такого многочисленного коллектива и очень высокой воды на реке Большая Лаба. Однако состоялось знакомство большинства членов турклуба «Мумми-Тролли» и ФМЛ №239 с реками Кавказа, на которых из группы до этого были только руководитель и один участник. Выпускники Школы туризма прошлых лет научились обрабатывать и страховать сложные пороги в каньонах, двигаться по фоновым шиверам 3 к.с. в режиме тандема и взаимостраховки, познакомились с характером горных рек.

Выводы:

Маршрут хорош для более мобильных групп. Однако благодаря разнородному опыту участников на Большой Лабе у нас появилась мощная береговая команда, которая осуществляла помощь и проходящим Прощай Родину и Пронеси Господи, и страхующим их экипажам.

Рекомендации:

Из-за особенности температур в разных районах Северного Кавказа, начинать сплав стоит именно с реки Большая Лаба, пока в ней мало воды, а заканчивать Аксаутом, холодное ущелье которого долго не дает воде подняться.

IV. ОТЧЕТ ПОДГОТОВЛЕН

Отчёт подготовлен Фёдоровым Н.В. на основе дневниковых записей и комментариев группы. В отчёте использованы фотографии Логинова Алексея, Бахтиной Алёны, Мурашовой Юлии и др.

V. ЛИТЕРАТУРА:

  • http://www.veslo.ru/2015/otchet/kavkaz/kavkaz.html «Отчёт о водном походе по рекам Бол. Зеленчук – Аксаут – Маруха – Уллу-Кам – Кубань – Бол. Лаба – Белая 2016 год». ТК «Абрис», Московская обл., г. Королёв, ул. Коминтерна, д. 14. Маршрутная книжка № 6/2016 от 10 апреля 2016 г.
  • http://www.tk-perovo.ru/?id=50 «Отчет о водном походе Большая Лаба, Аксаут, Кубань (Северный Кавказ), 3 с эл.5 кс». РООСМТ “Туристский Клуб” (т/к Перово), маршрутная книжка: 1/4-304, руководитель: Покровченко В.В.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: