Западная Лица и Титовка. Каменное Заполярье.

Отчёт о водном спортивном туристском походе пятой категории сложности по рекам Кольского полуострова Западная Лица и Титовка, совершённом с 21 июля по 1 августа 2011 года

I. СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ

1. Проводящая организация

Поход был организован и проведён спортивно-туристским клубом «Мумми-тролли» из города Санкт-Петербурга. В походе также участвовал экипаж учителей, представляющих туристский клуб физико-математического лицея №239.

2. Страна, республика, край, область, район, подрайон, массив (место проведения)

Поход проходил в северо-западной части Кольского полуострова на территории республики Мурманской области в Российской Федерации.

3. Общие справочные сведения о маршруте и группе:

Вид туризмаКатегория сложностиПротяженность активной части похода 190 кмПродолжительностьСроки проведения
Водная частьПешеходная частьобщаяходовых дней
Водныйпятая71 км38 км12 дней9 дней21.07 – 01.08 2011

Группа из десяти человек, для сплава использовались пять двухместных спортивных катамаранов. Маршрутная книжка № 39/11

4. Подробная нитка маршрута:

оз. Куыркъяврлубол – р. Лебежка (уровень воды – габаритный непроход) – р. Западная Лица (уровень воды средний) – пор. «Кюри» – радиальный выход на ур. Чёртов Перевал – пор. «Пятый падун» – шивера «Плюшка» – пор. «Шампанский» – падуны «Четвёртый» и «Третий» – радиальный выход на пор. «Второй падун» – радиальный выход на г. Адмирал – гора – автопереезд на р. Титовка в район аэродрома – р. Титовка (уровень воды низкий) – шивера «Островная» – пор. «Каменец» – шивера «Вспомни маму» – (уровень воды средний) – каскад шивер «АБВГДЁ» – пор. «Эдик» – пор. «Прорыв» – пор. «Подушка» – пос. Старая Титовка – радиальный выход к Баренцеву морю.

5. Определяющие препятствия маршрута

На реке Западная Лица уровень воды был несколько выше среднего для конца июля. На реке Титовка в начале сплава уровень воды был низкий, затем вырос до среднего.

При определении категории сложности (к.с.) водных препятствий для использованных на маршруте судов использовался «Регламент по спортивному туризму».

Водные препятствия

Вид препятствияКатегория сложностиДлина препятствияХарактеристика препятствияСпособ прохождения
р. Западная Лица
порог «Кюри»четвертая400 мНа заходе каменистая горка через всю реку, затем слалом с отдельными сливами в воротах между обливными и полуобливными камнями, крупные бегемоты в русле. На выходе 3 протоки, основная средняя.Осмотр по ПБ, страховка возможна спасконцом или судном на выходе из порога по ПБ. Линия движения сильно зависит от уровня воды, в высокую воду порог упрощается.
порог «Пятый падун»пятая300 мПорог начинается шиверой с большим уклоном, обливняками, локальными бочками. Далее 2 слива подряд в каменных щеках, первый 1,5 м, второй 4 м. Второй слив разделен камнем на 2 языка, основной правый. Выходная шивера осложнена воротами, зубьями.Осмотр по ЛБ. Страховка сразу после второго слива спасконцом со скальной полочки на ЛБ, либо судном из суводи ПБ под сливом.
шивера «Плюшка»третья900 мШивера на длинном плавном правом повороте. Осложнена обливняками в русле. Ключевое место – во второй трети препятствия.Сходу по основной струе.
порог «Шампан-ский»третья150 мСправа гряда скал перегораживает проход, слева 3 протоки: в первой слив с пенным котлом, во второй и третьей косые сливы в узких воротахОсмотр по ЛБ, страховка спасконцом неудобна, на выходе из порога разбои, мелко.
порог «Четвертый падун»четвертая200 мОриентир – пологие скальные выходы. Порог состоит из двух сливов, разделённых участком быстротока длиной около 30-40 м. Струя осложнена обливняками и зубьями. Второй слив – 2,5 м, косая придерживающая бочка, за сливом мелко – пенная подушка, выходная шивера осложнена зубьямиОсмотр по тропе ЛБ. Страховка возможна только с воды уже за вторым сливом. Линия движения сильно зависит от уровня воды.
Порог «Третий падун»пятая300 мОриентир – сужение русла, скальные выходы. Разгонная шивера, небольшая сбивающая носы бочка над самым сливом, слив 3 м -крутой у ЛБ, более пологий с косым свалом у ПБ. За порогом – длинная выходная шивера, осложнённая зубьями и сетью браконьеров, которую по договорённости опускают.Осмотр по ПБ. Страховка с ЛБ спас. концом либо с воды сразу за сливом. Выбор линии движения зависит от уровня воды.
р. Титовка
порог «Каменец»третья – четвёртая200 мОриентир – остров, камни в русле. Категорийность сильно зависит от уровня воды. По низкой воде порог разбивается на узкие, забитые камнями протоки со сливами, линия движения сложная.Необходим осмотр по ПБ и навыки слалома.
Шивера «Вспомни маму»третья100 – 150 мОриентир – камни в русле.

Ряд косых ворот, зубья и каменные глыбы, заметный уклон. Выраженных сливов нет.

Напряжённый слалом, можно сходу
Шивера 03третья100 – 150 мОриентир – камни в русле. Заметное падение, но выраженных сливов нет.

Ряд косых ворот, зубья и каменные глыбы.

Напряжённый слалом, можно сходу
Каскад шивер «АБВГДЁ»третья2000 мОриентир – камни в русле. Каскад состоит из 6 шивер. Наиболее крутопадающая – А. Она короткая и забита камнями. Шивера Б – пологая и длинная. В и Г – мощные в одном русле без слалома, прижимы. После впадения притока справа – шивера Д, мощная, слалом в воротах, прижим. Последняя Ё – простая. Отдельные шиверы сравнимы с известным порогом «БСТ» на р. Кутсайоки.Сходу со взаимостраховкой после каждой шиверы.
порог «Эдик»четвёртая200 мОриентир – на самом выходе из озера. Порог на заходе разделён большим островом, правая протока при заходе из озера не очевидна. В правой протоке расположен порог «Дубль». Его слив издали нам показался более чистым, заход мы не осматривали. Чтобы попасть в основную струю выходной шиверы требовалась проводка.

В левой протоке – порог «Эдик». На заходе слив порога разделён каменным островком. Проход справа от каменного островка ближе к основному острову. Слив состоит из двух ступеней, расположен на повороте близком к 90 градусам. На выходе бочка, затем выходная шивера с многочисленными воротцами, в конце крутая ступенька слива через валунную грядку.

Осмотр по ЛБ. Страховка спас. концом с ЛБ сразу за сливом.

Линия движения сильно зависит от уровня воды. Нужна техника работы в сливе, навыки слалома.

Порог «Прорыв»пятая100 мОриентир – каньон. Высота скал до 30 м, резкое сужение русла, разгонная несложная шивера, слив около 6 м в узкой скальной щели. Мощная опрокидывающая бочка. Справа и слева за сливом – мощные суводи обратного хода с подсосом под скалы. Порог из серии – зашёл ровно, а дальше, как вынесет. Категорийность условная.По ЛБ, как советуется в большинстве лоций, осмотр удобен, но обнос затруднён и требует навески перил при спуске судов. Имеет смысл разведать обнос по ПБ – там удобнее спускать суда на воду. С ПБ стоит выставить второй спас. конец, там же можно спустить страховочное судно. Первый спас. конец нужно выставить со скалы ЛБ, чтобы ловить клиента в левой суводи обратного хода.
порог «Подушка»»третья300 мОриентир – понижение скал каньона, круглое расширение русла, островок. Длинная разгонная шивера с зубьями, скала по ПБ, пологий слив на правом повороте не более 1,5 м, мощная, но по средней воде проносная бочка. Короткая выходная шивера с мощными чистыми валами.Осмотр по ПБ, страховка спас. концом или с воды из улова ПБ сразу за сливом до начала выходной шиверы.

Пешеходные препятствия

В активной части маршрута несколько участков, включая волоки и радиальные выходы, были пройдены пешком. Движение осуществлялось по грунтовым дорогам и простым тропам, категорийных препятствий пройдено не было.

6. Сведения о руководителях и участниках

№ п/пФамилия, Имя,

Отчество, год рождения

Город, телефон/

e-mail

Туристская

подготовка

Обязанности в группе, средство сплава
1.Фёдорова Мария Владимировна, 1983Санкт-Петербург, +79213169767,

moomin-mama@mail.ru

УТП Лоймоланйоки – Уксунйоки 3У (инструктор), Шавла – Аргут –Катунь 5У, Худес-Кубань 4Р, Улуг-О – Бий-Хем 5РРуководитель,

капитан К2 «Светофор»

2Фёдоров Николай Васильевич, 1980Санкт-Петербург,
+7921 7504822,moomin-papa@mail.ru
Шавла-Аргут-Катунь 5У, Худес – Кубань 4У, Печа-Конья 3Р, УТП Лоймоланйоки – Уксунйоки 3Р (инструктор), Улуг-О – Бий-Хем 5УЗавхоз, К2 «Светофор»
3.Лубов Александр Николаевич, 1981Санкт-Петербург,

+79210933567,
a.lubov99@yahoo.com

р. Воньга – Белое море 2У, УТП Лоймоланйоки – Уксунйоки 3У (выпускник ШВТ МКТ)Видеооператор, К2 «Лис»
4.Закиров Игорь Равильевич, 1969Санкт-Петербург, г. Сосновый бор

+79112493761,

j.knecht@mail.ru

Комбинированный пеше-водный поход руд. Желанный – пер. Кар-Кар – р. Манарага – р. Косью 3У водный, элементы 2У пешийРем. мастер, капитан К2 «Лис»
5.Иваненко Иван Вячеславович, 1983Санкт-Петербург,

+7921 7565610,

vervolk@bk.ru

Лоймоланйоки – Коласйоки – Уксунйоки, Худес – Кубань 4УОператор, капитан К2 «Белрафт»
6.Яковлева Галина Викторовна, 1983Санкт-Петербург,

+79215860214,
ja_galia@mail.ru

Лоймоланйоки – Коласйоки – Уксунйоки 3У, Улуг-О – Бий-Хем 5УМедик, К2 «Белрафт»
7.Александров Павел Донатович, 1970Санкт-Петербург,

+7921 6385455,
don_2006_70@mail.ru

Жом-Болок – Ока Саянская 4РКапитан К2 «Гоша»
8.Александрова Александра ВасильевнаСанкт-Петербург,

(812) 550 – 60 – 20

Жом-Болок – Ока Саянская 4УМатрос К2 «Гоша»
9.Кузнецов Виктор Николаевич, 1956Санкт-Петербург,

+7911 2426953,
kwn0@mail.ru

Уда 6УВидеооператор, капитан К2 «Пчёл»
10.Романов Александр Анатольевич, 1987г. Зеленоград МО,

+7903 1558253,

majoy@mail.ru

Тохмайоки – Янисйоки – Китенйоки 3 с элементами 5УНавигатор, матрос К2 «Пчёл»

II. СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЕТА

Общая смысловая идея похода

Основной задачей было совершить интересное, как с технической, так и с познавательной точки зрения путешествие, затратив как можно меньше средств и времени на заброску и выброску.

Выбранный и пройденный нами маршрут полностью отвечал поставленной задаче:

– заброска и выброска на поезде до г. Мурманск – это всего лишь сутки езды в одну сторону от Санкт-Петербурга без пересадок в удобном для погрузки водного снаряжения и недорогом плацкартном вагоне.

– заброски, переброски и выброски с включённых в маршрут рек осуществлялись на машине ГАЗель и занимали от 1,5 до 4 часов.

– радиальные выходы, включённые в маршрут, позволили нам познакомиться с историей северной части Кольского полуострова, тесно переплетённой с историей Великой отечественной войны.

2. Варианты подъезда и отъезда

Заброска и Выброска:

Поезда: из Санкт-Петербурга и из г. Москвы в г. Мурманск ходит несколько прямых поездов. Основная часть нашей группы ехала поездом 022 ЧА Санкт-Петербург – Мурманск. Поезд отправляется с Ладожского вокзала в 17:20 и прибывает в г. Мурманск на следующий день в 21.58. Александр Романов из г. Зеленограда МО добирался московским поездом и ждал нас в Мурманске с 12:26.

Обратно из Мурманска мы ехали все вместе на московском поезде № 211, отправлением из г. Мурманск в 17:24. На Ладожский вокзал в Санкт-Петербург поезд прибывает в 20:36 следующего дня, а в Москву ранним утром третьего дня.

Автомашина: мы заранее договорились про автообеспечение всех наших перемещений с ИП Федяковой Светланой Александровной (8 – 8152 – 701073). Её фирму нам посоветовали туристы – водники из Санкт-Петербурга, которые в 2010 году проходили похожий маршрут и пользовались услугами данной фирмы. Когда мы приехали в г. Мурманск, у жд. вокзала нас действительно ожидал водитель от Федяковой на машине ГАЗель класса бизнес. Увидев нашу группу (10 человек, 12 рюкзаков и рамы), водитель сказал, что он опасается за машину и отказывается нас вести. К тому же оказалось, что он вообще не представляет себе, куда нам нужно ехать – он там никогда не был. При этом мы заранее объясняли госпоже Федяковой, сколько у нас будет груза, согласовали с ней маршрут, выслали ей карту с точками и днями. У водителя была распечатка этой карты, он смотрел на неё испуганными глазами. Мы позвонили Федяковой, попросили её решить вопрос. Она предложила нам прислать другую машину, цена на которую тут же выросла с обещанных 3300 р. за первую ходку до 4700 р. Про остальные ходки она не могла нам вообще ничего гарантировать. Мы потребовали рассчитать нам окончательную цену всего заказа, после чего Федякова в истерике бросила трубку.

Нам пришлось срочно искать другого водителя. На вокзальной площади это оказалось проблематично – водители маршруток в основном не работают на себя, либо уже отъездили целый рабочий день и не хотят брать заказы поздно вечером.

У нас были выписаны контакты других водителей из различных отчётов, но среди них оказался только один номер мобильного телефона, все остальные были городскими, и поздно вечером по ним никто не отвечал.

По единственному мобильному телефону мы дозвонились до Дмитрия Гнускина, который и обеспечил нам все переезды на маршруте по ценам, гораздо более низким, чем были заявлены Федяковой. Контакты Дмитрия: +79217248074, +7902 2811131, 8 – 8152 – 751131. Цены: заброска к оз. Куыркъяврлубол 2000 р., переезд с «Третьего падуна» на р. З. Лица – к р. Титовка 5000 р., выброска из пос. Старая Титовка в г. Мурманск 3000 р.

При этом Дмитрий ездит на абсолютно такой же машине ГАЗель бизнес и не боится плохих грунтовых дорог с камнями и туристов со снаряжением. К моменту переезда с р. З. Лица на р. Титовка, чтобы нам было удобно грузить рюкзаки, Дмитрий снял ряд задних сидений.

Когда мы выбрасывались в г. Мурманск в конце маршрута Дмитрий абсолютно бесплатно завёз нас в местный пивовар с разливными сортами разливного пива и подождал нас, пока мы совершали покупки, а некоторые члены команды даже успели выпить по кружке. На прощание Дмитрий сказал, что он не готов принимать заказы от туристов. Так что всем Дмитрия рекомендуем!

3. Аварийные выходы с маршрута

На р. Западная Лица от порога «Кюри» и до конца сплавного участка всё время возможен выход на трассу А-138 Мурманск – Киркенес. Наибольшее расстояние от трассы – в районе пор. «Кюри» – 6 км, может быть пройдено по грунтовой дороге. В остальных местах удаление не превышает 2 км.

Сплав по р. Титовка более автономный. В верхнем течении реку пересекает ж/д ветка, по ЛБ реки проходит плохая грунтовка, которая выводит к грунтовке на Луостари, пересекающей реку бродом после шиверы 02. Грунтовка на Луостари идёт через действующий военный полигон. По этой грунтовке может проехать даже ГАЗель. Вообще, часть реки от брода попадает на территорию полигона, о чём свидетельствуют окопы и мишени по обоим берегам реки за бродом.

В районе озера Лайя на ПБ на карте отмечены плохие грунтовки. По ним можно вернуться назад к грунтовке на Луостари – об этом свидетельствуют рыбаки с лодкой, которых мы встретили в районе шиверы «Вспомни мама» на ПБ.

Следующий аварийный выход возможен уже только из района Прорыва к трассе А-138. В конце ущелья, сразу за порогом «Подушка» на ЛБ мы видели рыбаков.

4. Изменения маршрута и их причины

На реке Лебежка ловить воду никому не советуем – судя по всему, вода здесь даже в паводок не поднимается на достаточную для прохождения порогов высоту. В местах основного падения река бьётся на многочисленные узкие протоки, запертые зубьями и стиснутые низкорослыми зарослями кустарников по берегам. По сути, реку можно назвать ручьём. По орографически ПБ реки на некотором удалении проходит грунтовая дорога. Мы решили, что самым простым выходом для нас будет обнос по грунтовке собранных судов и рюкзаков. Обнос составил 6 км, по дороге мы посетили братскую могилу воинам – оленеводам.

На Западной Лице уровень воды был средний и падающий. Для прохождения порогов Западной Лицы – это была идеальная вода, но мы оценили, что р. Титовка меньше по расходу, чем З. Лица, поэтому решили, что попытка заброситься в верховья р. Титовки – на участок р. Аким выльется в сплошную проводку. Мы решили заброситься в район бывшего аэродрома – это в 1,5 км выше пересечения р. Титовка ж/д веткой. Возместили километраж и время мы очередным пешим радиальным выходом – на г. Адмирал-гора, где осмотрели вырубленные в скале фашистские укрепления.

Других принципиальных изменений маршрута не было.

5. График движения

Дни путиДатаУчасток пути
(от – до)
Протяжённость
в км
Ходовое времяОпределяющие препятствия на участке
122.07.оз. Куыркъяврлубол – разведка р. Лебежка – волок вдоль р. Лебежка – оз. Ножъявр3 км
сплав,
6 км пешком
13:35 – 19:00пороги р. Лебежка – габаритный непроход
223.07р. Западная Лица – пор. «Кюри» – шивера без имени8 км
сплав12 км пешком
10:00 – 20:00пор. «Кюри» 4 к.с.
324.07шивера без имени – «Пятый падун» – шивера «Плюшка» – порог «Шампанский» – «Четвёртый падун» – «Третий падун»15 км
сплав
9:15 – 18:15«Пятый падун» 5 к.с., «Четвёртый падун» 4 к.с
425.07«Третий падун» – радиальный выход на «Второй падун» – радиальный выход на г. Адмирал -гора300 м

сплав

8 км

пешком

9:30 – 18:00«Третий падун» 5 к.с.
526.07.автопереезд на р. Титовка к шивере «Островная», стапель– км11:00 – 15:00
627.07.шивера «Островная» – порог «Каменец» – оз. Лайя – шивера «Вспомни маму» – шивера 03 – перед оз. с урезом 109,825 км
сплав
10:20 – 18:00пор. «Каменец» 3-4 к.с., шиверы «Вспомни маму» и 03 3 к.с.
728.07.перед оз. с урезом 109,8 – пор. «Подушка»13 км

сплав

9:45 – 20:20каскад шивер «АБВГДЁ», пор. «Эдик» 4 к.с., пор. «Прорыв» 5 к.с.
829.07.пор. «Подушка» – пос. Старая Титовка7 км
сплав
10:00 – 13:00пор. «Подушка» 3 к.с.
930.07.Радиальный выход к вдп. «Мельничный каскад», «Прощание славянки» и к Баренцеву морю12 км (в одну сторону)
пешком
10:00 – 19:30брод н/к через разрушенную дамбу

Расстояния активной части похода измерено по картам 1:100 000

6. Техническое описание

(только активная часть маршрута)

День 1 – 22 июля (пятница)

Так как из-за описанных выше проблем с водителями заброска растянулась во времени (из Мурманска мы выехали около полуночи), то наш день начался с полуночи: в полночь мы выехали из Мурманска, а около 1:30 нашли нужный отворот к оз. Куыркъяврлубол – это оказалась грунтовка в плохом состоянии. Мы решили не испытывать ночью терпения водителя Дмитрия, которого мы итак нашли в последний момент, и который нас ещё должен по дороге неизвестного качества перевезти на р. Титовка, а затем забрать в Мурманск. Поэтому, свернув с трассы, мы отпустили Дмитрия и, сделав небольшую разведку, нашли в 150 м на берегу озера кривоватую, но вполне сносную поляну с остатками кострища. На поляну от грунтовки ведёт отворот в виде колеи.

Спать удалось лечь только около 3:00 ночи. Поэтому выход на воду с учётом стапеля состоялся только в 13:35.

Через 30 минут зачалились на ПБ перед бродом – в этом месте озеро сужается до 25-30 м, появляется течение и мелководный перепад высот. Здесь ещё с войны сохранилась рокадная грунтовка. Именно по этой грунтовке мы совершили обнос негабаритных препятствий р. Лебежка. По карте р. Лебежка имеет хорошее падение: перепад высот 58 м на длину сплавного участка 5 км – 11, 6 м на км. Такое падение характерно только для рек горного характера. К сожалению, Лебежка очень маловодна. На участке основного падения ручей бьётся на несколько проток, разделённых островами. Ширина проток не более 2 м, каждая потока осложнена зубьями. По берегам – плотные, заболоченные заросли низкорослого березняка.

Обнос по грунтовке по ПБ составляет 6 км. Ближе к концу обноса (права по ходу движения в сторону р. Западная Лица) встречается памятник – братская могила воинам-оленеводам, сражавшимся в боях за Кольский полуостров в Великую отечественную войну.

В 19:00 мы встали лагерем перед началом пор. «Кюри» – в этом месте грунтовка пересекает р. Западная Лица.

Не успели мы поставить лагерь, как приехали 2 машины: УАЗ «буханка» и Мицубиси «Делика». УАЗ без колебаний пересек реку над порогом, но водитель «Делики» решил, что его машина здесь не пройдёт. Он позвонил водителю УАЗа, тот поехал обратно и застрял, даже не достигнув середины реки. Машина заглохла. Мы помогали организовать спас. работы: один из членов экипажа «Делики» Антон пошёл в брод, чтобы поймать трос с лебёдки УАЗа. Наш завхоз Николай страховал Антона двумя сцепленными морковками, а руководитель Мария делала кадры «героев» для истории. В итоге, спас. работы закончились благополучно, а спасённый УАЗ постоял 10 минут, просох и завёлся. Мужики от счастья подарили нам бутылку водки и дали e-mail, на который попросили выслать фото. После похода мы фото выслали, но ответа не получили.

Фото 1: р. Лебежка в устье

Фото 2: Обнос р. Лебежка по грунтовой дороге

Фото 3: Спас. работы УАЗа

День 2 – 23 июля (суббота)

В 10:00 вышли на осмотр порога «Кюри» по ПБ, который совместили с заносом вещей. Чалка возможна на обоих берегах перед порогом. Порог хорошо заметен и слышен. На заходе в порог – каменистая горка через всю реку, затем слалом с отдельными сливами в воротах между обливными и полуобливными камнями, крупные бегемоты в русле, на выходе 3 протоки, основная средняя. Длина порога около 400 м. Порог по нашей воде – техническая «четвёрка», по более высокой воде, скорее всего, упростится.

Прохождение порога с заносом вещей, фото и видеосъёмкой пятью экипажами заняло почти 2 часа.

Сразу за порогом – 2 шиверы 1 к.с., затем 7- 8 км плёса с разливами. На плёсе встречаются хорошие места для стоянок. Начиная с района пор. «Кюри» и далее на плёсе есть отдельные островки соснового леса.

В конце плёса – очередной разлив, берега песчаные встречаются рыбаки. Здесь к реке подходит трасса А-138. На ПБ видна стела памятника ВОВ и красный флаг. Река выходит из разлива в левом углу резким сужением. Сразу же после сужения начинается шивера – 2 к.с., длина около 150 м. Затем река течёт в живописных высоких берегах со скальными выходами, встречаются перекаты. За шиверой – небольшое расширение русла, затем новое убыстрение течения, перекат. После переката на ПБ есть стоянка – несколько полян с подъездами для машин. Мы заняли самую удобную поляну. Несколько раз подъезжали машины с отдыхающими и рыбаками, но, увидев наш лагерь, не задерживались, хотя за лагерем дальше по отвороту были свободны ещё 2 поляны, а день был выходным.

После обеда выдвинулись в радиальный выход на Чёртов перевал. Здесь во время Второй мировой войны было остановлено наступление фашистских войск, уже совершавших попытку форсировать реку Западная Лица. Фашистские войска были отброшены на ЛБ р. З. Лица, после чего долгое время линия фронта в этом месте оставалась неизменной – наши войска на Чёртовом перевале держали оборону против горных егерских формирований врага в жестоких условиях заполярного климата.

Чтобы попасть на Чёртов перевал, нужно с места описанной нами стоянки, либо выше по течению, в районе стеллы, выйти на трассу А-138. От стелы нужно пройти около 100 м вверх по течению З. Лицы, затем повернуть на восток. Грунтовка отмечена на карте масштабом 1:100000. После того, как грунтовка обогнёт озерцо с урезом 105,7, она пересечётся с ещё одной грунтовкой, уходящей на север. Именно эта грунтовка и выведет наверх – к лысым макушкам сопок, где мы нашли множество следов войны: ячейки, окопы, блиндажи, осколки бомб. Все укрепления сделаны из камня – с использованием рельефа местности. По дороге на перевал мы встретили чёрных копателей.

С сопок над грунтовкой открываются прекрасные панорамные виды на долину р. З. Лица и окрестности. Кроме «эха» войны на Чёртовом перевале много каменных сложений, которые можно смело назвать сейдами: сооружения из глыб на ножках.

Чтобы совершить именно кольцевую радиалку, необходимо продолжить движение по грунтовке на север: грунтовка спускается с сопок, поворачивает к западу и выходит на трассу А-138, по которой можно вернуться к началу радиалки. Именно так мы и сделали. Всего пройдено 12 км. Совершить эту радиалку всем очень советуем.

Фото 4: Кузнецов – Романов в пор. «Кюри»

Фото 5: Фёдоровы в пор. «Кюри»

Фото 6: Закиров – Лубов в пор. «Кюри»

Фото 7: Иваненко – Яковлева в пор. «Кюри»

Фото 8: Александровы в пор. «Кюри»

Фото 9: Чёртов перевал

День 3 – 24 июля (воскресенье)

Выход на воду в 9:15.

Плёс от шиверы до «Пятого падуна» прошли за 1 час 5 минут – примерно 1,5 км после стоянки плёс течёт. В этом месте трасса А-138 идёт по самому берегу реки. Затем течение замедляется, плёс расширяется.

Чалка перед «Пятым падуном» на ЛБ перед началом заходной шиверы. Ориентир порога – нагромождение глыб в русле. Тропа осмотра и обноса по ЛБ. Вещи обнесли сразу.

Заходная шивера мелководная, имеет заметный уклон, осложнена зубьями. В самом конце шиверы перед основным сливом – небольшая бочка, затрудняющая чистый заход в слив. Слив разделён на две ступени: первая около 1,5 м с мощной бочкой, выкидывающей вправо на трек. Трек наваливает на скалу ПБ во второй 4- метровой ступени слива. Вторая ступень разделена большим зубом посередине, поэтому, чтобы не вылететь на зуб в водопадном сливе, приходится вписываться в трек. Бочка под основным сливом мощная, опрокидывающая. Сразу за сливом под скалой ПБ – мощная суводь обратного хода, удобная для страховки с воды. С берега можно страховать слева сразу за сливом спас. концом. За сливом – короткий участок быстротока и осложнённая зубьями, делящаяся на протоки, выходная шивера. Мы обносили вещи по ЛБ, поэтому за сливом экипажи уходили влево и чалились в середине шиверы в улове ЛБ. Туда же со скал спускается тропа обноса.

Первым шёл адмиральский экипаж Фёдоровых. Страховка осуществлялась спас. концом с ЛБ. Экипаж постарался пройти бочку верхнего слива по наиболее безопасной траектории – правее, что, несмотря на попытки уйти за бочкой резко влево, привело к выносу судна на трек. Катамаран чиркнул шнуровкой правого стрингера об острую скалу. Как потом выяснилось, шнуровка порвалась, но при сильном давлении баллонов она оказывает лишь страхующую роль. В бочку более тяжёлый левый баллон провалился с головой, а правый пролетел по воздуху, но к перевороту катамарана это не привело. Экипаж, пройдя порог, зачалился в суводи ЛБ и подстраховал следующий экипаж Кузнецова – Романова, который, учтя нюансы, прошёл уверенно и чисто. На страховку с воды встал экипаж Кузнецова, Фёдоровы зачалили свой К2 в улове ПБ выходной шиверы, чтобы сменить страхующего спас. концом и оператора.

Экипаж Александровых также слегка чиркнул скалу ЛБ, экипаж Иваненко – Яковлева полностью скрылся в бочке, но вышел ровно, экипаж Закиров – Лубов зацепил камни в заходной шивере, из-за чего в слив вошёл косо и в бочке встал на кормовую свечу, но киля не произошло.

На ПБ в конце выходной шиверы мы видели браконьеров, занимающихся ловлей сёмги, – они проверяли свои сети.

До шиверы «Плюшка» – около 3 км плёса. Шиверу мы оценили третьей к.с., шли сходу. Шивера продолжительная – около1 км. Наиболее интересная часть препятствия во его второй трети. От конца шиверы виден мост. Если зачалиться перед мостом на ЛБ, то можно значительно сократить радиальный выход к Адмирал-горе, на вершине которой расположено два немецких бункера и целая сеть окопов. Гора зажата между шоссе и грунтовой дорогой, идущей от шоссе вверх по ЛБ З. Лицы.

Мы на гору сразу не пошли – решили совершить радиальный выход уже из базового лагеря на «Третьем падуне», если будет позволять время.

Менее чем в 1 км ниже моста – порог «Шампанский», чалка к ЛБ. Порог требует осмотра, так как линия прохождения сильно зависит от уровня воды – в пороге несколько проток со сливами. Все сливы осложнены зубьями, прижимами. В нашу воду была проходима левая протока, выход из которой разделялся на несколько частей. Большинство экипажей после захода резко уходила вправо, огибая скальный выступ, чтобы пройти в слив в косых воротах, прыгая через обливняки. Экипаж Александровых лавировал между зубьями ближе к ЛБ, чтобы пройти в левый слив с небольшим живописным котлом, из-за которого порог и получил своё название. Порог оценили третьей к.с.

За порогом – короткий плёс около 500 метров и чалка к ЛБ перед порогом «Четвёртый падун». Порог требует обязательного осмотра, так как оба слива порога в зависимости от уровня воды делятся на протоки. Вообще, судя по отчётам пороги «Шампанский» и «Четвёртый падун» по более низкой воде непроходимы. Скорее всего, именно так и получится.

По нашей воде мы разгружали вещи на «Четвёртом падуне», который оценили четвёртой к.с. Большинство экипажей проходило порог вдоль самого ПБ, экипаж Александровых – по центру с посадкой на обливняк. Бочка после второго слива придерживала корму, протаскивала суда влево и выпускала уже ближе к центру реки. Выходная шивера за порогом мелководна, осложнена зубьями.

От конца порога за круглым коротким плёсом виден заход в «Третий падун». Чалка перед падуном к ЛБ удобная. На ЛБ есть стоянка на полке прямо над заходной шиверой. Порог – 5 к.с. Слив около 3 м – водопадный в левой части, косой со свалом под скалу ПБ в правой части. Заход в слив может быть осложнён зубьями. На выходе – шивера с зубьями и сеть браконьеров, которую они снимают на время прохождения по договорённости.

Страховка – спас. концом или судном с ЛБ. Мы страховали обоими способами.

Порог шли по центру, некоторые экипажи чуть правее центра. Бочка не придерживала. В водопадной части порога – бочка маловодна, носы катамарана практически ударялись в камни.

В порог прыгает сёмга – это очень красивое зрелище. Также порог посещает рыбнадзор, что тоже довольно увлекательно со стороны. Спиннинги на пороге лучше не доставать, чтобы не стать участниками «представления». Браконьеры сами предложат рыбу. От порога можно уехать на машине – по ЛБ подходит вполне приличная грунтовка, выводящая к трассе А-138.

Мы устроили на пороге базовый лагерь.

Фото 10: Фёдоровы в первом сливе пор. «Пятый падун»

Фото 11: Кузнецов – Романов заходят во второй слив пор. «Пятый падун»

Фото 12: Иваненко – Яковлева в первом сливе пор. «Пятый падун»

Фото 13: Александровы заходят во второй слив пор. «Пятый падун»

Фото 14: Закиров – Лубов в бочке под вторым сливом пор. «Пятый падун»

Фото 15: Фёдоровы во втором сливе пор. «Четвёртый падун»

Фото 16: Кузнецов – Романов в бочке второго слива пор. «Четвёртый падун»

Фото 17: Иваненко – Яковлева в первой ступени пор. «Четвёртый падун»

Фото 18: Закиров – Лубов во втором сливе пор. «Четвёртый падун»

Фото 19: Александровы в первой ступени пор. «Четвёртый падун»

Фото 20: Порог «Шампанский», Фёдоровы

Фото 21: маленький котёл порога «Шампанский», Александровы

День 4 – 25 июля (понедельник)

Поговорив с браконьерами, мы решили что к «Первому падуну» даже не будем приближаться – ЗАТО работает во всю, военные там, судя по всему, ловят рыбу, а заодно и нарушителей. Поэтому утром мы произвели пешую разведку «Второго падуна» – хотелось оценить возможности выноса с порога судов и сложность самого порога. К порогу шли по очень плохой заболоченной узкой тропе ЛБ около 1,5 км. По этой тропе суда можно вынести, только полностью разобрав их. Сам порог длинный – около 1 км. Основной слив – в конце порога – это пологий язык в скальной узости с бочкой. Все остальные ступени порога – мощная шивера в узостях. Идти порог можно с вещами. В зависимости от воды 3-4 к.с. На обратном пути пошли другим путём – сразу поднялись повыше по берегу, надеясь обнаружить выход на какую-нибудь грунтовку, но не нашли ничего кроме березняка и болот с морошкой. В итоге, примерно через 1 км мы вышли на грунтовку, ведущую от «Третьего падуна» к трассе А-138, по которой и вернулись в лагерь. Обдумав всё увиденное, решили, не заниматься прохождением «Второго падуна» – порог не слишком интересен технически, а вынос судов с него очень трудоёмок. Обсуждали вариант – взять только 1 катамаран, а потом его заносить по порогу вверх, но и этот вариант отвергли – заносить нужно почти километр по заболоченной узкой тропе.

В итоге, решили пройти «Третий падун», а потом сходить радиально на Адмирал-гору.

Попросили рыбаков снять сеть, выставили страховку. Все экипажи прошли порог без неприятных приключений, некоторые даже по два раза.

После обеда мы радиально сходили на Адмирал-гору – осмотрели бункеры, окопы, сфотографировали вид на реку в районе шиверы «Плюшка».

Вечером приехал рыбнадзор, спросил у нас, не мы ли их вызывали, на чём мы пришли, где наши суда. Общались представители власти очень дружелюбно, никаких претензий к нам не имели. «Оформили» спиннингистов, которые ловили сёмгу под падуном, «не заметили» сеть браконьеров и уехали.

Фото 22: Кузнецов – Романов в пор. «Третий падун»

Фото 23: Закиров – Лубов в пор. «Третий падун»

Фото 24: Иваненко – Яковлева в бочке пор. «Третий падун»

Фото 25: Александровы в пор. «Третий падун»

Фото 26: Пещера в Адмирал-горе

День 5 – 26 июля (вторник)

Водителя Дмитрия мы попросили завести к шивере “Островная”. О качестве дороги мы имели весьма смутное представление. До пос. Луостари мы доехали быстро – дорого везде неплохая. На мосту через р. Титовка пограничники проверили паспорта – даже не спрашивали, куда мы едем. Мы отдали им список группы.

К Луостари ехали через г. Спутник – там везде стоит военная техника. Перед Луостари восстанавливают деревянный монастырь. В самом Луостари дорога превратилась в грунтовую и закончилась – точнее упёрлась в шлагбаум военной части. Мы спросили у военных, как нам попасть к реке – нам показали на что-то, засыпанное шлаком и очень отдалённо напоминающее дорогу. Водитель Дмитрий вздохнул, но мужественно повёз нас по грунтовке. В какой-то очередной яме пробили задний левый скат, и Дмитрий сказал, что стоит разгрузить машину. Решили, что Николай и Александр Романов с навигаторами поедут с Дмитрием до места – разгружать вещи, а остальные пока пойдут пешком. Дмитрий вернётся за нами во вторую ходку. ГАЗель уехала, мы пошли пешком и вскоре вышли на военный полигон – всюду была военная техника, стояли самоходки, по дороге проходили солдаты. На нас никто не обращал внимания. Навстречу проехало несколько грузовиков, что зародило у нас мысль об автостопе. Действительно, через некоторое время нас нагнал ГАЗ66 с открытым кузовом из кусков настила для взлётно-посадочной полосы, который мы благополучно остановили. Водитель ГАЗ66 Сергей хорошо знаком с местами, сразу понял, куда нам нужно, согласился завезти. Денег не попросил, так как ехал попутно. Оставил телефон +7921 0403603, сказав, что может «завезти нас в любое болото». Сам водитель живёт в Луостари.

Свою ГАЗель мы догнали сразу на отвороте с грунтовки от Луостари на грунтовку ещё более худшего качества, идущую по ЛБ Титовки. Николай с Александром как раз замеряли глубину очередной лужи. Дмитрия мы отпустили, а вещи перегрузили в ГАЗ66, который нас и довёз до места – на орографически ЛБ в 100м ниже разрушенного моста, являющегося ориентиром начала шиверы “Островная”.Основная протока – правая, но мелко везде. Шивера – 1-2 к.с. На ПБ над шиверой – остатки столбов с колючей проволокой.

День 6 – 27 июля (среда)

Вышли в 10:20. На плёсе до шиверы 01 клевала рыба, но ничего не удалось поймать. Течение на плёсе слабое.

Шивера 01 мелководная, не выше 2 к.с. Шли сходу, прыгая по камням. От шиверы до порога «Каменец» около 500 м. Чалка к ПБ для осмотра. Ориентир – камни в русле и остров. Порог требует обязательного осмотра, так как слив расположен в нескольких протоках, осложнённых зубьями и прижимами. Уклон в пороге заметный, требуются хорошие навыки слалома. Порог 3-4 к.с. в зависимости от воды. По высокой воде препятствие скорее всего упростится до 3 к.с.

Экипаж Александровых разгружал вещи и заносил их, а остальные экипажи шли с вещами. Все экипажи шли по правой протоке, не обходилось без посадки на зубья.

Над порогом на высоком правом берегу есть стоянка и длинное узкое озеро.

За порогом реку пересекает ЛЭП, после которого вскоре начинается шивера 02, также маловодная – 2 к.с. Основная протока – правая. За шиверой – короткий плёс с течением до брода – в этом месте очень мелко, может потребоваться проводка. Брод образует грунтовка от Луостари. На ЛБ перед бродом на скале есть белая памятная доска с неразборчивым текстом.

За бродом тянется зона подрубленных берёзок с брустверами по ЛБ и мишенями по ПБ. Мы подумали, что очень удачно заехали через полигон – нас хотя бы видели, предупредили бы, если бы были учения. А вот те, кто заезжает с ж/д станции могут сами случайно стать мишенью.

До озера Лайя тянется скучный плёс. Само озеро живописно – много песчаных красивых берегов, есть возможности для стоянок. Когда мы были уже примерно в километре от выхода из озера, ветер стал усиливаться – собиралась гроза. В 14:15 мы зачалились на обед на выходе из озера, где нам пришлось задержаться почти на 1,5 часа, так как гроза приблизилась – молнии ударяли близко от нас, выходить на воду было опасно. Гроза сопровождалась ливнем.

В 15:45 мы вышли на воду – через 500 м после выхода из озера два препятствия – шиверы «Вспомни маму» и 03. Обе шиверы 3 к.с. с большим уклоном, выбираемым невыраженными ступенями сливов, засорённых скальными обломками и зубьями. В шивере 03 река делится на две протоки, основная правая. Шли обе шиверы сходу, с посадкой на камни, прыжками через обливняки.

Перед шиверой «Вспомни маму» мы видели рыбацкую лодку, сам рыбак ловил под шиверой.

За шиверой 03 – разлив плёса, затем река сужается, появляется течение, камни в русле, мелко. Затем следует разлив – озерцо с урезом 114,1 м – идти вдоль ПБ. За разливом в русле – остров, основная протока – правая. Река сужается, но при этом мелко. Течение ускоряется, много камней, мелей из валунного материала, перекаты. На этом участке до озерца с урезом 109,8 м берега высокие, можно найти место для стоянки. Мы встали на ПБ в бухте перед мыском, закрывающем выход в озерцо с урезом 109,8 м в 18:00. После обеда дождь не прекращался, опять начались раскаты грома и молнии.

День 7 – 28 июля (четверг)

К утру дождь превратился в морось. Вода заметно выросла. Это очень помогло нам при прохождении остальных препятствий реки Титовка – мы обошлись без проводок и обносов.

За озерцом с урезом 109,8 м следует каскад шивер «АБВГД», мы добавили к названию ещё букву Ё, так как шивер всего 6, а не 5. Все шиверы мы шли сходу. После каждой шиверы страховали друг друга с воды. Благодаря выросшей воде, на камни почти не садились – уверенно слаломили. Шивера А короткая с большим уклоном, напомнила 03 и «Вспомни маму». Шивера Б очень длинная, несложная. Шиверы В и Г – в одном русле с мощными валами, прижимами. Перед шиверой Д справа впадает большой порожистый приток р. Каменка. Его выходной порог мы оценили как пригодный для сплава, если уровень воды будет выше среднего. Таким образом, к шивере Д Титовка увеличивает расход. Шивера интересная – похожа на порог «БСТ» на р. Кутсайоки – в конце шиверу запирает каменная глыба, уходить от прижима к которой нужно резко вправо. Последняя шивера Ё – простая.

Сразу за шиверой Ё на ЛБ стоял лагерь москвичей на двух К4. Ребята пожаловались нам, что все препятствия им пришлось идти в проводку, – они шли до дождя.

За шиверой Ё до островов перед озером Титовское – участок мелководных даже после дождя перекатов. По низкой воде многие перекаты потребуют проводки.

Озеро Титовское мы шли против сильного встречного ветра, поэтому продвигались медленно. Хорошо, что на озере есть острова.

В 13:30 мы зачалились перед порогом «Эдик» на ЛБ. Порог находится сразу на выходе из озера. Если зачалиться справа – на острове, то можно осмотреть также порог в правой протоке, который называют «Дубль». Мы на остров не чалились, поэтому заход в порог не осматривали. Сам слив «Дубля» показался нам даже полноводнее, чем слив «Эдика», но выход в основную струю выходной шиверы был закрыт множеством зубьев. Порог «Эдик» мы оценили четвёртой к.с., требующей хорошего и точного слалома. Вещи занесли по тропе ЛБ. Порог проходим вдоль острова – левая часть слива перекрыта каменной плитой. Слив косой, осложнён зубьями, состоит из двух ступеней, расположенных под углом 90 градусов друг к другу на левом повороте. Под вторым сливом – бочка, на выходе – шивера с многочисленными воротами и сливом с валунной грядки в конце. Все экипажи прошли порог в основном чисто, только экипаж Закиров – Лубов сел после первого слива на обливную плиту у острова.

От конца выходной шиверы «Эдика» виден вход в ущелье, в котором расположен порог «Прорыв». На правом повороте реки за полкой ЛБ нужно зачалиться к пологим скалам до начала заходной шиверы в порог «Прорыв». Место чалки видно от порога «Эдик».

Осмотр порога «Прорыв» по ЛБ удобен, а вот обнос очень затруднён – требует подъёма и спуска судов по скалам. Имеет смысл зачалиться к ПБ для разведки возможностей обноса вещей и судов вокруг скалы ПБ, так как спуск на воду по ПБ удобнее – не требует провески перил. На ПБ скалы начинают понижаться быстрее, чем на ЛБ. К сожалению, оценить ситуацию мы смогли только, когда заносили страхующий катамаран Фёдоровых по скалам ЛБ. Поэтому решили, что разведывать тропу по ПБ уже не будем.

Порог оценили условно пятой к.с. На самом деле, порог технически непонятный – зашёл ровно, а дальше как получится. Страховку выставили с воды в улове ЛБ и с ПБ спас. концом – на скальную плиту ПБ экипаж Фёдоровых доставил Романова Александра.

Первым прошёл порог экипаж Александровых. Зашли ребята ровно, но в бочке вымыло Александру, работавшую на правом баллоне. Павел с катамараном благополучно вышли из скальной узости, а Александру протащило вдоль скалы ПБ. Чтобы отталкиваться от скалы, Александра выбросила весло. Страхующий экипаж поймал Александру и весло и вернул их на катамаран Павла. Ребята встали на страховку с воды. Николай сменил Александра Романова на страховке с берега, а Мария как руководитель вернулась на рабочий берег, чтобы оценивать обстановку и заодно сменить фотографа Ивана.

Вторым пошёл экипаж Кузнецов – Романов. В бочке Кузнецова выбило из упоров, но он удержался на раме. Экипаж вышел в полном составе и на ровном киле, но попал в суводь обратного хода под скалой ЛБ. В суводи катамаран начало прижимать к скале ЛБ, грозя притопить и перевернуть, но экипаж креном выровнял баллоны и вышел на струю.

Следующим пошёл экипаж Закиров – Лубов. Катамаран погрузился в бочку целиком и всплыл уже перевёрнутым. Лубов сам вылез на скалу ЛБ, а Закирова придержало в бочке около 10-12 секунд, а затем также как и Александру притёрло к скале ПБ. Игорь вдоль скалы стал перебираться к страхующему спас. концом Николаю. Николай помог ему вылезти на скалу. Игорь себя чувствовал нормально, но на шлеме у него было большое белое пятно, явно от удара.

Катамаран забило в суводь обратного хода под отвесную скалу ЛБ и не выпускало оттуда. Руководитель вызвала с ПБ Николая, которого вместе с Игорем Александровы перевезли на рабочий ЛБ. Фёдоровы навесили станцию над трещиной в глубине суводи под скалой ЛБ. Николай страховал, Мария спустилась по трещине к судну, зацепила катамаран морковкой. Ещё во время подготовительных работ Виктор Кузнецов зацепил катамаран на «удочку» – он спустил со скалы палку, привязанную на морковку. Но дело спасения судна от этого не сдвинулось в положительную сторону.

Мария прицепила к раме катамарана другой спас. конец и попыталась выкинуть морковку на струю, чтобы её поймал катамаран Александровых и выдернул пострадавший кат из суводи за собой. Но спас. конец упорно возвращался в суводь. Тогда Мария зафиксировала «удочку» на карабин, поставила катамаран вертикально на один баллон, и ребята вытянули судно вертикально вверх вдоль скалы.

Все эти работы заняли почти 1,5 часа. Катамаран получил повреждения – разошёлся днищевой шов – дырка около 15 см.

Для желающих проходить порог можно посоветовать ставить над левой суводью спас. конец, тогда человек, попавший в улово самосплавом, сможет вылезти по щели наверх. Только спас. жилет должен иметь хорошую обвязку, а спас. конец необходимо оснастить карабином.

Когда мы проводили спас. работы аварийного судна, на пороге нас догнали москвичи. Они встали в районе «Эдика» на стоянку, а на «Прорыв» пришли по берегу, увидев, что мы занимаемся прохождением. Посмотрев на результаты, ребята решили, что порог на следующий день обнесут.

Пострадавший катамаран было необходимо обнести за порог, так как было ясно, что экипажу не стоит делать ещё одну попытку прохождения. Время приближалось к 20 часам вечера, места для стоянки над порогом «Прорыв» на ЛБ нет. Оценив всю совокупность факторов, адмирал приняла решение, что прохождения порога на этом заканчиваются. Экипаж Иваненко – Яковлева, чьё судно осталось последним в начале порога, не возражали, и пострадавшее судно и оставшийся катамаран обнесли за порог.

За порогом ущелье продолжается ещё около 300 м, в конце – участок с несколькими невысокими валами и круглое расширение русла, сразу за которым островок и начало шиверы. В лоциях эта шивера обозначена номером 04, но на самом деле – это заходная шивера в порог «Подушка», расположенный сразу за скальным выступом ПБ на правом повороте реки.

Перед скальным выступом есть улово для чалки к ПБ, куда мы и зачалили свои суда. Здесь на высокой полке – хорошее место для стоянки. В глубине за стоянкой – красивая скала и небольшое лесное озерцо. Встали поздно – в 20:20, за день прошли 25 километров.

Фото 27: Фёдоровы в пор. «Эдик»

Фото 28: Кузнецов – Романов в пор. «Эдик»

Фото 29: Закиров – Лубов в первом сливе пор. «Эдик»

Фото 30: Иваненко – Яковлева в бочке пор. «Эдик»

Фото 31: Александровы в пор. «Эдик»

Фото 32: спуск катамарана «Светофор» для страховки в пор. «Прорыв»

Фото 33: Александровы в пор. «Прорыв»

Фото 34: Кузнецов – Романов в пор. «Прорыв»

Фото 35: Закиров – Лубов за секунду до оверкиля в пор. «Прорыв»

Фото 36: спас. работы катамарана «Лис», часть первая

Фото 37: спас. работы катамарана «Лис», завершающая часть

День 8 – 29 июля (пятница)

Утро началось прохождением последнего порога ущелья – «Подушка». Порог похож на обычные карельские падуны – разгонная шивера, пологий слив, бочка. Оценили третьей к.с. Первым без вещей прошёл адмиральский катамаран и встал на страховку в улове ПБ.

Никаких проблем порог не вызвал – все экипажи прошли чисто.

За порогом следует двухкилометровый участок быстротока с мелководными перекатами. По низкой воде, скорее всего, потребует проводки.

Сразу за порогом «Подушка» на ЛБ есть места для стоянок – к ним подходят отвороты с трассы А-138.

За перекатами река успокаивается, до моста в посёлке Старая Титовка тянется плёс. В 300 м выше моста на ЛБ виден деревянный дом и будка водомерного поста. Здесь мы зачалились, поднялись мимо дома к шоссе и увидели гостиницу из соединённых вместе вагончиков. На территории гостиницы есть кафе, поляна с чумом, баня. Мы арендовали чум за 1000 р. в сутки с группы и заказали баню – 500 р. за 1 час. Вокруг чума нам разрешили на траве поставить палатки, здесь же мы разобрали и просушили суда и снаряжение. Баню мы заказали на 3 часа, но никто над нами с часами не стоял. В чуме мы готовили на газу. Некоторые ребята в чуме ночевали.

Поздно вечером к нам пришли москвичи – они тоже до утра поставили палатки вокруг чума.

Фото 38: Фёдоровы в пор. «Подушка»

Фото 39: Кузнецов – Романов в пор. «Подушка»

Фото 40: Александровы в пор. «Подушка»

Фото 41: Закиров – Лубов в пор. «Подушка»

Фото 42: Иваненко – Яковлева в пор. «Подушка»

День 9 – 29 июля (пятница)

Утром мы заперли чум и отправились в радиальный выход к морю. Нужно дойти от гостиницы по шоссе почти до моста, перед самым мостом будет грунтовка по ЛБ р. Титовка.

С дороги отходят отвороты к водопадам «Мельничный каскад» и «Прощание славянки» (он же «Добрыня»).

До «Мельничного каскада» можно дойти и по воде. Чалка к ЛБ перед водопадом. Есть поляна, но она является популярным местом отдыха для автотуристов с шашлыками и музыкой. С поляны можно уехать на автомашине любой проходимости.

В самом водопаде в принципе проходима первая ступень – водопадный слив с котлом. По средней воде можно пройти на К4. Остальные две ступени не вызывают желания их прыгать.

К водопаду «Прощание славянки» нужно поворачивать с дороги, как только увидите табличку про лицензионную ловлю. Здесь расположен домик Мурманрыбвода, где продаются лицензии на ловлю сёмги. Мимо домика к водопаду ведёт тропа. Водопад впечатляет. Его пытается прыгать сёмга, но, видимо, в основном безуспешно.

Под водопадом располагаются основные участки для лицензионной ловли.

От водопада до моря ещё около 9 – 10 километров. По карте в устье Титовки есть мост, ведущий в посёлок Новая Титовка. Мост сожгли в 2008 году, так как посёлок недействующий – там сейчас располагается какая-то военная база. В заливе дежурит военный корабль – местные жители рассказывают, что он «гоняет» рыбаков.

От моста море не было видно, поэтому мы прошли дальше по дороге на полуостров Рыбачий, пока вправо не увидели хороший отворот. Он вывелнас к дамбе – на карте Генштаб 1:100000 дамба обозначена. Дамба частично разрушена, но был отлив, поэтому мы прошли этот участок в брод. Дальше оставалось подняться на сопку. У подножия сопки в зарослях березняка проходит грунтовка. Вдоль неё мы нашли остатки фортификационных сооружений, а также несколько снарядов и мину. К счастью, они уже были обезврежены.

С сопки открылся потрясающий вид на залив Баренцева моря и на полуостров Рыбачий.

На обратном пути мы спустились с сопки на лесную дорогу, прошли по ней в сторону Рыбачьего 150 – 200 м и вышли на основную дорогу выше места, где её пересекает приток, в устье которого мы бродили участок разрушенной дамбы.

Этот отворот от основной грунтовки на Рыбачий расположен сразу за мостом через приток. Оказалось, что мы до него просто не дошли.

На обратном пути мы останавливали попутки, возвращавшиеся с Рыбачьего, по одному – двое отправляя на них членов нашей группы. Последнюю попутку остановили уже у водопада «Прощание славянки». После чего автостоп мы прекратили – оставалось всего 5 км, так что не уехавшие прекрасно преодолели их пешком. Последние участники были в лагере в 19:30.

Фото 43: чум на территории мотеля в пос. Старая Титовка

Фото 44: водопад «Прощание славянки»

Фото 45: брод разрушенной дамбы

Фото 46: вид на полуостров Рыбачий

7. Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте.

1) Обязательного осмотра и страховки требуют пороги «Пятый», «Четвёртый» и «Третий» падуны на реке Западная Лица и пороги «Эдик», «Прорыв» и «Подушка» на реке Титовка.

2) Шиверы на реке Титовка носят горный характер – большой уклон, много камней. Они требуют хороших навыков слалома по высокой и средней воде, а по низкой их придётся проводить.

3) Пороги «Кюри» и «Шампанский» на реке Западная Лица и порог «Каменец» на реке Титовка разбиваются на несколько проток, поэтому требуют обязательного осмотра.

4) За падунами на Западной Лице могут стоять сети рыбаков – в случае прохождения, нужно просить, чтобы сети опустили.

5) Ниже «Третьего падуна» на реке Западная Лица начинается территория ЗАТО. В районе «Первого падуна» в связи с этим лучше не появляться вообще. На «Второй падун» военные, как правило, не заходят.

6) Сплав по реке Титовка на участке от ж/д моста до озера Лайя частично пролегает по территории действующего военного полигона. При этом информационные таблички отсутствуют.

8. Перечень наиболее интересных природных, исторических и других объектов (занятий) на маршруте

Маршрут позволяет подробно изучить историю боёв за Кольский полуостров во время Второй мировой войны – фактически, это поход по мемориальным местам воинской славы. Радиальные выходы с реки западная Лица – это возможность посетить Долину Славы (Чёртов перевал), фортификационные сооружения Адмирал-горы и горы Кат. На реке Титовка в рамках радиального выхода к Баренцеву морю также встречается целый ряд памятников войны: на сопке над гостиницей в посёлке Старая Титовка восстановлена опора горизонтальной канатной дороги, которую построили немецкие горные егеря для снабжения фронта. Канатка протянулась на 58 километров. Одна тележка брала до 250 кг груза. Дорога была легко восстановима и приводилась в движение дизельными подстанциями. Местные водопады – в том числе знаменитый водопад «Мельничный каскад» – уже после войны служили источником энергии, там сохранились остатки гидростанции. У самого моря около дамбы и на сопке, с которой мы любовались на морской простор, также расположена целая сеть укреплений. Даже безымянные дороги здесь памятны: многие из грунтовок – это рокадные дороги времён войны, например, дорога вдоль р. Лебежка. Вдоль дорог и по берегам рек, служивших рубежами, всюду встречаются братские могилы и памятники воинской славы. Более подробно все эти памятные места и возможности их посетить описаны в Техническом описании маршрута.

Прекрасна природа Кольского полуострова – величественные водопады, зажатые суровыми заполярными сопками, на вершине которых зона тундры уже переходит в зону горной пустыни; сильная и красивая рыба сёмга, проходящая вверх эти водопады, являющиеся порой непреодолимым препятствием для людей с их судами; просторы северного моря с обрывами скалистых берегов и узкие ущелья рек, где камни сменяются цепкими зарослями березняка, скрывающегося от холодных ветров в расщелинах за скальными уступами; белые, словно лежащий здесь большую часть года снег, сугробы ягеля в кроваво-красных каплях то цветов, то недозрелой морошки, то брусники; горделивые олени, царапающие зимой в кровь свои ноги об острый наст в попытках выкопать из-под него ягель; хищные птицы над ущельями, стерегущие чью-то беду, распластав чуть загнутые по краям крылья, и вечно оплакивающие кого-то чайки над холодным морем.

Фото 47: сёмга проходит пор. «Третий падун»

9. Дополнительные сведения о походе

9.1. Перечень специального снаряжения

ГрупповоеЛичное
НаименованиеКоличествоНаименованиеКоличество
Катамаран двухместный5Каска сплавная1
Спасательный конец (морковка)5Спасательный жилет1
Радиостанция Midland GTX5003Гидрокостюм неопреновый мокрого типа1
GPS-навигатор Magellan Triton 15002Обвязка, карабин1
Весло катамаранное с пластмассовой лопастью запасное5Весло катамаранное с пластмассовой лопастью1
Горелка газовая Kovea Camp 1 со щёчками2Гермоупаковка1
Основная верёвка50 мСтропорез1

9.2. Особенности общественного и личного снаряжения

Для уточнения координат наша группа использовала целых два GPS-навигатора Magellan Triton 1500, который работает с растровыми картами. Мы использовали растровые карты Генштаб 1:100 000 и векторные карты Госгисцентра 1:25 000.

В походе применялись спортивные катамараны-двойки с пониженной палубой: «RB-2BM» производства «QR shop», «Сварожич» производства судоверфи «Корвет» – 2 шт., «Гоша» производства «Рафтмастер» и «2ТБ» производства «Белрафт»


III. ИТОГИ, ВЫВОДЫ, РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОХОЖДЕНИЮ МАРШРУТА

Наша группа организовала и прошла не просто технически интересный маршрут – удалось совершить увлекательное и познавательное путешествие по русскому Заполярью, воочию познакомиться с историей боёв за нашу Родину на её северных рубежах, и конечно, насладиться видами суровой, но прекрасной природы Кольского полуострова. С технической точки зрения ряд членов нашей команды серьёзно повысил своё мастерство – удалось создать новые экипажи, что, надеемся, положительно скажется на возможностях нашей команды в грядущих походах.

Выводы:

Маршрут можно сильно сократить, если не стоит цель совершить путешествие, отвечающее требованиям категорийного спортивного похода – на Западной Лице можно начинать сплав от Чёртова перевала, на Титовке – от брода, где грунтовка с Луостари подходит к реке. Но все радиальные выходы чрезвычайно интересны и сильно обогащают маршрут, поэтому, на наш взгляд, отказываться от них не стоит.

Рекомендации:

Маршрут может быть рекомендован для групп, не обладающих большим бюджетом и временем, но желающих совершить с разных точек зрения интересное и сложное путешествие в суровых условиях горной северной природы.

IV. ОТЧЕТ ПОДГОТОВЛЕН

Отчёт подготовлен Фёдоровой М.В. на основе дневниковых записей, которые велись в походе, откорректирован Фёдоровым Н.В. В отчёте использованы фотографии Фёдоровой М.В., Иваненко И.В., Закирова И. Р., Александровых П. Д. и А. В.

V. ЛИТЕРАТУРА

Отчёт о водном туристском походе третьей (усложнённой) категории сложности по рекам Титовка – Западная Лица, совершённом с 25 июля по 9 августа 2009 года туристическим клубом «Колумб» г. Рязань, руководитель Тихонов М.А.

Отчёт о водном туристском походе пятой категории сложности по рекам Титовка и Западная Лица, совершённом с 12 по 25 июля 2003 года туристами из Дубненского городского клуба туристов Дома ученых Объединенного института ядерных исследований, руководитель Сапожников А.П.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: