Сплав по Кавказу: Зеленчук — Уллу-Кам — Кубань

Отчёт об учебно-тренировочном походе по рекам Большой Зеленчук — Уллукам — Кубань      

 

I. СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ

1. Проводящая организация

Учебно-тренировочный поход был организован и проведён как зачётный поход Школы водного туризма Специализированного уровня с инструкторским блоком при спортивно-туристским клубе «Мумми-тролли» из города Санкт-Петербурга. Кроме студентов ШВТ МКТ в походе приняли участие и другие члены турклуба «Мумми-Тролли».

2. Страна, республика, край, область, район, подрайон, массив (место проведения)

Поход проходил на территории республики Карачаево-Черкессия на Северном Кавказе на территории Российской Федерации.

3. Общие справочные сведения о маршруте и группе:

Вид туризма Категория сложности Протяженность активной части похода Продолжительность Сроки проведения
общая на маршруте
Водный третья с элементами четвёртой 137 км 12 дней 8 дней 29.04 – 10.05 2012

Группа из пятнадцати человек, для сплава использовались три четырёхместных спортивных катамарана, один двухместный спортивный катамаран и одна надувная байдарка. Маршрутная книжка № 03/12

4. Подробная нитка маршрута:

Посёлок Архыз – р. Большой Зеленчук (уровень воды высокий) – пор. «1-ый Взрывной» — порог «2ой Взрывной» – порог «Пушка» — пороги «3-4 ый Взрывные» — пор. «Косой» — аул Хурзук – р. Кубань в районе шахт Эльбрусского (уровень воды средний, растущий)- шивера «Даутская» — пороги «1-2 ой Взрывные» — каньон «Аман-Хит» — порог «1-ый Каменномостский» — р. Уллу-Кам (уровень воды высокий) – Хурзукский каскад – р. Кубань (уровень воды высокий, растущий) – шиверы без имени после слияния истоков — шивера «Даутская» — пороги «1-2ой Взрывные» — каньон «Аман-Хит».

5. Определяющие препятствия маршрута

На всех реках уровень воды был высоким для майских праздников и стабильно рос.

При определении категории сложности (к.с.) водных препятствий для использованных на маршруте судов использовался «Регламент по спортивному туризму».

Вид препятствия Категория сложности Длина препятствия Характеристика препятствия Способ прохождения
р. Большой Зеленчук
порог «1-ый Взрывной» третья 250 м Ориентир – серый треугольный камень около ПБ. Мощные косые валы более 1 м на правом повороте, прижим влево Возможен осмотр по ЛБ либо проход сходу. За порогом есть чалка к ЛБ
порог «2ой Взрывной» третья 300 м Ориентир – ручей по ПБ. На правом повороте 2 высоких мощных вала, сливы с обливняков с бочками. По малой воде возможны ворота. После порога непрерывная шивера, преходящая в порог «Пушка». Чалка возможна к осыпи ЛБ, но суводей нет Осмотр возможен по ЛБ от места чалки после предыдущего препятствия
порог «Пушка» четвёртая около 1000 м Ориентир заходной шиверы – осыпь из колотых камней от дороги по ЛБ (место чалки после предыдущего препятствия). Дальше возможностей для чалок нет. Порог по большой воде представляет собой хаотичную шиверу с залитыми сливами и глубокими мощными бочками. На выходе – залитая каменная гряда, проход по большой воде возможен как вдоль ПБ, так и вдоль ЛБ.
В середине порога впадает ручей по ЛБ «Горелая балка»
Осмотр возможен от места чалки после предыдущего препятствия по ЛБ. За порогом чалка к ЛБ в суводь под бетонную лестницу. Страховка возможна из суводи под лестницей ЛБ.
порог «3ий Взрывной» третья 200 м Ориентир – жёлтая труба газопровода, перекинутая через реку. Порог представляет собой серию валов и бочек, в конце порога по ЛБ – частичный завал, а по ПБ свежая расчёска. Осмотр возможен по ЛБ, перед завалом после ключевой части порога возможна чалка на ЛБ. Сразу за завалом большая галечная отмель. Проход по левой протоке.
порог «4ый Взрывной» третья 200 м Ориентир – мост через реку. После моста чалка к ЛБ через 300 – 400 м. Порог начинается короткой мощной заходной шиверой, затем струю разделяет большой зуб. Слева от зуба в струе есть ещё камни, справа – чистый проход, который по низкой воде скорее всего будет негабаритен. Осмотр с осыпи от дороги ЛБ. Проход в зависимости от уровня воды справа или слева от зуба. После порога возможна чалка в суводь ЛБ.
Порог «Косой» («5ый Взрывной») четвёртая 300 м Ориентиры сомнительны. После порога впадает ручей по ЛБ Касасосская балка. На высоком ЛБ над порогом – стоянки, тут многие группы антистапелятся. По ПБ – скала, но уже в самом пороге. Это самый сложный порог на реке, опаснее чем «Пушка». Порог начинается после резкого правого поворота двумя мощными косыми бочками через всю реку. Затем струя сужается и сливается вокруг большого зуба с мощной бочкой за ним, которая сваливает влево, что создаёт опасность навала на скальную глыбу, расположенную ближе к ЛБ. За глыбой у ЛБ линию осложняют ещё несколько камней значительного размера. Осмотр по ЛБ обязателен. За порогом возможна чалка по ЛБ и страховка с ЛБ. Линия движения зависит от уровня воды.
р. Уллу-Кам
Хурзукский каскад четвёртая 5000 м Ориентир – бетонный мост в пос. Хурзук (до него есть ещё деревянный). Непрерывная крутопадающая шивера со сливами с обливняков и узкими воротами. Осмотр по сути бесполезен. Участок необходимо идти сходу или не идти вообще, если технический уровень не позволяет. Чалок внутри каскада по большой воде фактически нет. В конце каскада проход в правую протоку и чалка к ПБ перед самым сливом плотины.
р. Кубань
Шивера «Даутская» третья 150 м Ориентир – красный мост, перед которым справа впадает приток Аминкол. Сразу за мостом впадает по ЛБ крупный приток Даут. Чалка к месту впадения Аминкола. Количество зубьев и ворот в шивере будет сильно зависеть от уровня воды. Осмотр с красного моста. Наиболее чистый проход по центру с уходом вправо. За шиверой есть чалка в суводь ЛБ.
Пороги «1-ый – 2ой Взрывные» третья 250 м + 250 м Ориентир – домики турбазы на ПБ, правый приток Индыш. Пороги представляют собой локальное увеличение уклона с большими зубьями в струе. Расстояние между порогами около 500 м. Проход возможен сходу. За вторым порогом чалка к галечной отмели ЛБ.
Каньон «Аман-Хит» четвёртая 1500 м Ориентир – по ПБ большая пологая полка с оборудованными стоянками, перед которой реку разделяет на две протоки галечный остров. Заход в каньон начинается в 500 – 700 м от полки. В каньоне выделяется две ступени – слалом в воротах с навалами на каменные глыбы, который заканчивается сливом с мощной бочкой, затем после короткого быстротока 50 м, на котором возможна чалка в суводь ПБ, ещё несколько мощных косых бочек. Осмотр возможен по ПБ, но очень непрост – приходиться спускаться по крутой мелкой осыпи, густо заросшей кустами. За порогом вынос судов на дорогу возможен только около сломанного моста. Страховка в каньоне возможна с воды из суводи после первой ступени.
Порог «1-ый Каменномостский» четвёртая 100 м Ориентир – по ПБ в посёлке видны 2 кирпичные и одна железная труба, шивера усложняется, у ЛБ стоит большая каменная глыба. Впереди видно сужение русла и скальные выходы.

Русло сужается в каменный желоб, при этом заходной слив порога разделён большим камнем. На скалы правого берега сильный навал.

Чалка для осмотра к ЛБ в районе большой глыбы. После порога страховка с воды возможна из суводи ЛБ.
порог «Жёлоб» («2ой Каменномостский» 300 м Ориентир – сильное сужение русла, скальные выходы, впереди виден мост. Чалка к ЛБ к песчаному пляжу перед самым заходом в порог. Порог представляет собой свал в узкий скальный желоб, который с правой стороны перегораживает скальная затычка. Опасность порога в высокой вероятности оверкиля через затычку, после чего возможны повреждения экипажа и судна об скалы ЛБ. Осмотр по ЛБ, чалка за порогом в суводь ЛБ. Возможности прохождения зависят от уровня воды.

6. Сведения о руководителях и участниках

№ п/п Фамилия, Имя,

Отчество, год рождения

Город, телефон/

e-mail

Туристская

подготовка

Обязанности в группе, средство сплава
1 Фёдорова Мария Владимировна, 1983 Санкт-Петербург, +79213169767,

moomin-mama@mail.ru

УТП Лоймоланйоки – Уксунйоки 3У (инструктор), Шавла — Аргут –Катунь 5У, Улуг-О – Бий-Хем 5Р, Западная Лица – Титовка 5Р Руководитель, инструктор,

капитан К4 «МКТ»

2 Фёдоров Николай Васильевич, 1980 Санкт-Петербург,
+7921 7504822,moomin-papa@mail.ru
Шавла-Аргут-Катунь 5У, УТП Лоймоланйоки – Уксунйоки 3Р (инструктор), Улуг-О – Бий-Хем 5У, Красненькая – Кутсайоки – Тумча 4Р, Западная Лица – Титовка 5У Инструктор, капитан К4 «Пингвин»
3 Бардась Анна Александровна,
1983
Санкт-Петербург, bardanna@yandex.ru Южная Шуя 2У, Кереть 2Р Студент ШВТ МКТ, К4 «МКТ», врач
4 Кононов Евгений Сергеевич, 1983 Санкт-Петербург, retrospb@yahoo.com Южная Шуя 2У Студент ШВТ МКТ, К4 «МКТ»
5 Костыряченко Максим Юрьевич, 1965 Санкт-Петербург, maksimkos@mail.ru Вуокса 1Р, Южная Шуя 2У Студент ШВТ МКТ, К4 «МКТ»
6 Костыряченко Анна Максимовна, 1994 Санкт-Петербург, annakost11a@gmail.com Южная Шуя 2У Студент ШВТ МКТ, К4 «Пингвин»
7 Степанская Ольга Андреевна, 1977 Санкт-Петербург, step_step@mail.ru Кереть 2У Студент ШВТ МКТ, К4 «Пингвин», завхоз
8 Ефимов Александр Евгеньевич, 1984 Санкт-Петербург, pradd@list.ru Южная Шуя 2У Студент ШВТ МКТ, К4 «Пингвин»
9 Тарадай Максим Игоревич, 1981 Санкт-Петербург, mtaradai@yandex.ru Лоймоланйоки – Уксунйоки 2 с эл. 3У Капитан К2 «Сварожич»
10 Дубровский Кирилл Владимирович, 1980 Санкт-Петербург, 142092@rambler.ru Лоймоланйоки – Уксунйоки 2 с эл. 3У Матрос К2 «Сварожич»
11 Лопатин Константин Павлович, 1985 Воронеж, konstantin@lopatin.su Комбинированный пеше-водный поход руд. Желанный – пер. Кар-Кар – р. Манарага – р. Косью 3У водный, элементы 2У пеший, Улуг-О – Бий-Хем 5У Надувная байдарка «Каньон»
12 Лубов Александр Николаевич, 1981 Санкт-Петербург,
a.lubov99@yahoo.com
УТП Лоймоланйоки – Уксунйоки 3У (выпускник ШВТ МКТ), Западная Лица – Титовка 5У Капитан К4 «Сварог»
13 Эгель Ольга Орестовна, 1975 Санкт-Петербург,
egelolga@yandex.ru
УТП Лоймоланйоки – Уксунйоки 3У, (выпускница ШВТ МКТ), р. Ю. Шуя 1Р Матрос К4 «Сварог»
14 Закиров Игорь Равильевич, 1969 Санкт-Петербург, г. Сосновый бор

j.knecht@mail.ru

Комбинированный пеше-водный поход руд. Желанный – пер. Кар-Кар – р. Манарага – р. Косью 3У водный, элементы 2У пеший, Западная Лица – Титовка 5У Помощник капитана К4 «Сварог»
15 Пак Михаил Данилович, 1979 Санкт-Петербург, kamestate@yandex.ru Заявленного опыта на момент совершения похода не было. Реальный опыт р. Песчаная Матрос К4 «Сварог»

II. СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЕТА

Общая смысловая идея похода

Основной задачей было провести учебно-тренировочный поход на реках горного типа, чтобы все студенты ШВТ МКТ научились работать на струе. Выбранный маршрут как нельзя лучше подходит именно для учебно-тренировочных целей: на всём протяжении сплава по берегу проходит дорога, что позволяет заказать машину сопровождения и тренироваться на разгруженных судах. Это также повышает безопасность маршрута.

2. Варианты подъезда и отъезда

Заброска и Выброска:

Поезд: 29 мая прямым поездом 049 Санкт-Петербург – Кисловодск, который отправляется с Московского вокзала в 14:10 и прибывает в Невинномысск 1 мая в 05:38. Далее на заказанной автомашине. Обратный поезд тот же, отправлением из Невинномысска 8 мая в 17:25, прибытие на Московский вокзал Санкт-Петербурга 10 мая в 12:27. Константин Лопатин уехал в Воронеж более ранним поездом в 13:40, а Ольга Степанская уехала поездом до Минеральных вод и оттуда самолётом в Санкт-Петербург.

Автомашина:

Мы договаривались об услугах с Олегом, +7 928 300 29 72turistnew@yandex.ru, который выступает администратором забросок одновременно на несколько групп: возит сам и организует других водителей. В итоге нас возил Артём, у которого был 18 местный Мерседес с верхним багажником. Машина подходит больше для свадеб, чем для перевозки туристов. В результате на Аксаут мы не поехали, так как прошли дожди, и Мерседес туда бы не пробрался. Артём оказался достаточно капризным водителем, пытался взять с нас лишние деньги за «химчистку салона». Все его услуги, включая достаточно плохого качества баню 8го мая в Невинномысске, обошлись нам в 47500 р. Изначально договаривались на 40000 р. и 3000 за баню. Несмотря на итак добавленные деньги, Артём пытался выклянчить у нас на вокзале хотя бы ещё 1000 р. сверх полученного, но был отправлен в жёсткой форме. Особенно забавно было то, что он отправился с нами в длительную поездку, не имея с собой даже посуды. При этом к трапезе являлся регулярно. Пришлось организовать ему миску из контейнера, чайную ложку и постоянно одалживать кружку. Кстати, когда договаривались об услугах, речи о том, что водителя нужно кормить, не было, даже наоборот, Олег говорил, что если мы захотим, то кроме переездов водителя вообще видеть не будем.

Когда мы уже вернулись в Санкт-Петербург, нам позвонил Олег и очень сильно извинялся за Артёма, сказал, что тот его подвёл, так что больше он с ним работать не будет. Оказалось, что Олег сам в первый раз работал с Артёмом. Изначально на должен был везти другой водитель, но у него что-то изменилось.

Для связи с водителем использовали местную SIM-карту МЕГАФОН, которую оформили прямо в посёлке Архыз на торговой площади в сиреневом магазине за 150 р. Также выдали водителю одну нашу рацию, что сильно упростило связь, телефон берёт не везде.

Телефон Александра (тоже работает с Олегом) +7928819 68 22

Телефоны других водителей (выписаны из отчётов):

— Батал (Карачаевск, Maxus с прицепом) + 7928029 73 39

— Хасан (Кардоникская, ГАЗель) +7963284 18 28

— Рома (Архыз, ВАЗ-2101 с прицепом) +7928034 34 72

— Абак (Домбай, ГАЗель) +7928387 18 59

— Валера (Краснодар, 18 местный Мерседес) +7918441 68 79

Полезные телефоны:

Если начинать маршрут с Большого Зеленчука, то ставиться на учёт в ПСО в Черкесске означает делать большую петлю. Поставить группу на учёт в ПСО можно прямо в самом Архызе – база МЧС расположена на берегу р. Псыш в районе Солнечной поляны. Телефон КЧ ПСО +7928396 47 87. В маршрутную книжку нам вписали контрольный срок, под которым заставили расписаться. Снять группу с учёта можно, просто позвонив по указанному телефону.

3. Аварийные выходы с маршрута

На протяжении всего маршрута вдоль всех рек идёт дорога, так что аварийные выходы не представляют никаких проблем.

4. Изменения маршрута и их причины

Из-за особенностей нашей машины сопровождения и прошедших в горах дождей было решено отказаться от Аксаута, зато более плотно обкатать Кубань. После прохождения Большого Зеленчука переехали на Кубань, начав сплав от шахт в Эльбрусском, так как оценили уровень воды в Хурзукском каскаде как недостаточный для К4. Пройдя середину и низ Кубани, заехали обратно в Хурзук и сплавились по Уллу-Каму, пройдя Хурзукский каскад, а затем по Кубани до каньона «Аман-Хит». Это позволило уменьшить плечи переездов и увеличить количество сплавных дней. Из-за большой разницы в уровне воды на Кубани (вода заметно росла каждый день) было интересно и поучительно повторно пройти средний участок от шахт Эльбрусского до каньона «Аман-Хит»

5. График движения

Дни пути Дата Участок пути
(от – до)
Протяжённость
в км
Ходовое время Определяющие препятствия на участке
1 01.05. Заброска на реку Большой Зеленчук на Архызскую поляну, осмотр аланских храмов, стапель, постановка группы на учёт в КЧ ПСО
2 02.05. р. Большой Зеленчук, Архызская поляна – Богословская балка (на поляне турбазы на ЛБ) 29 км сплав 10:15 – 18:30 пороги «1-ый, 2ой Взрывные» 3 к.с., «Пушка» 4 к.с., «3ий – 4ый Взрывные» 3 к.с., «Косой» 4 к.с.
3 03.05 переезд на р. Кубань на поляну на ЛБ перед мостом к шахтам в Эльбрусском, стапель, прогулка в шахты
4 04.05 р. Кубань, поляна на ЛБ перед мостом к шахтам в Эльбрусском – перед каньоном «Аман-Хит» 28 км сплав 10:05 – 18:00 шивера «Даутская» 3 к.с., пороги «1-ый, 2ой Взрывные» 3 к.с., каньон «Аман-Хит» 4 к.с.
5 05.05 перед каньоном «Аман-Хит» — перед порогом «Жёлоб», переезд на Уллу-Кам в 1 км выше пос. Хурзук 20 км
сплав
10:10 – 16:30 каньон «Аман-Хит» 4 к.с., порог «1-ый Каменномостский» 4 к.с.
6 06.05 р. Уллу-Кам в 1 км выше пос. Хурзук – р. Кубань – поляна на ЛБ перед мостом к шахтам в Эльбрусском 32 км сплав 11:20 – 16:00 Хурзукский каскад 4 к.с.
7 07.05. поляна на ЛБ перед мостом к шахтам в Эльбрусском – перед каньоном «Аман-Хит» 28 км
сплав
9:50 – 14:00 шивера «Даутская» 3 к.с., пороги «1-ый, 2ой Взрывные» 3 к.с., каньон «Аман-Хит» 4 к.с.
8 08.05. Выброска в Невинномысск, баня

Расстояния активной части похода измерено по картам 1:100 000

6. Техническое описание

День 1 — 1 мая (вторник)

В 5:48 прибыли на вокзал в Невинномысск. Местные полицейские не преминули поинтересоваться, по каким рекам мы едем сплавляться. Погрузили рюкзаки на верхний багажник Мерседеса и выехали в сторону Архыза. В столь раннее время все продукты ещё закрыты. Единственный удобный магазин по дороге – «Магнит» в пгт. Зеленчук. До 11:00 никакое спиртное не продают.

В 9:45 приехали в Нижний Архыз, где остановились, чтобы перекусить и осмотреть фреску с ликом Христа на скале, к которой ведёт длинная лестница от входа в действующий храм, и старинные не действующие аланские храмы. Въезд на территорию, где расположены храмы, перекрыт шлагбаумом, так как оттуда же начинается дорога на обсерваторию. Для проезда на территорию необходимо предоставить список группы с именами и паспортными данными, а так же дать 200 р. с группы товарищу полицейскому. Официальная плата за посещение – 100 р. с человека. У входа на цепи сидит огромный гриф Гоша. Сами храмы расположены на живописной полке правого берега в обрамлении зелёных предгорий. Осмотр двух храмов занял около 1,5 часов.

В 12:30 выехали вверх по Зеленчуку. В районе Косасоской балки присмотрели поляну для антистапеля – тут разбирается большинство групп, так как далее на реке – разбои с завалами.

В посёлке Архыз сделали короткую остановку, чтобы купить местную SIM-карту (в сиреневом магазинчике прямо у шоссе на торговой площади.

В 13:30 прибыли на место стапеля, где уже стояло несколько лагерей других групп. Дрова есть, полян и костровищ много. Сюда также приезжают отдыхать и местные жители.

Это место называется Архызская поляна, здесь раньше было городище, остатки стен которого можно увидеть до сих пор. На поляне есть источник, раньше над источником был храм. Отправили Лубова Александра и Эгель Ольгу поставить группу на учёт в КЧ ПСО, расположенный на берегу р. Псыш в районе Солнечной поляны.

Фото 1: древний аланский храм

День 2 — 2 мая (среда)

Подъём дежурных в 7:00, группы в 7:30. Традиционная зарядка.

Выход на воду в 10:15, вещи отправлены на машине.

Река представляет собой непрерывную шиверу с видимым уклоном. Чалки напряжённые. Шивера «Архыз», пороги «Галактика» и «Порожек» совершенно не выделяются на фоне при высоком уровне воды. Ориентиры типа «разделение на три протоки» также довольно бесполезны, так как по большой воде протоки затоплены и разделений нет.

В 10:30 прошли мост в посёлке Архыз. До 11:40 шли с периодическими чалками для страховки НБ «Каньон» и сбора группы. Связь осуществляли по рациям.

В 11:40 прошли сходу «1-ый Взрывной», так как ориентиры в лоциях были крайне сомнительны, а предыдущие пороги мы не вычленили. На самом деле ориентир порога – серый треугольный камень около правого берега, который видно издалека. Чалка для осмотра возможна к ЛБ.

Решили, что прошли «Галактику», поэтому в 11:50 также сходу влетели во «2ой Взрывной», изначально приняв его за «Порожек». Уже на входе в порог осознали, что тех, кто составлял лоции мало убить, потому что увидели приток по правому берегу, который является ориентиром именно «2го Взрывного». Поняли, что «Галактика» и «Порожек» — это мистические препятствия, которых не существует.

«2ой Взрывной» стоит осмотреть по левому берегу, так как порог представляет собой достаточно напряжённый слалом между зубьями, по нашей воде частично залитыми, за счёт чего образовались сливы и навалы.
После порога чалка к левому берегу к осыпи из колотых камней от дороги. Отсюда стоит начинать осмотр «Пушки», так как дальше чалок по большой воде нет. Во многих лоциях ориентиром «Пушки» назван приток по левому берегу, но он впадает уже в самом пороге. Осмотр не сложен – по дороге левого берега. Чалка за порогом к бетонной лестнице на левом берегу. Здесь же есть поляна для лагеря. По большой воде «Пушка» — это мощная шивера со сливами и глубокими бочками.

За порогом у лестницы мы выставили страховку спас. концом и операторов, прошёл экипаж К4 «Сварог» и встал на страховку. Затем по очереди прошли остальные экипажи катамаранов. Константин Лопатин на «Каньоне» стартовал в порог тандемом с экипажем «МКТ», но, оценив мощь бочек уже в заходной шивере, сумел причалить к левому берегу и обнести порог.

Пообедав, решили, что вторую ступень «Пушки» и порог «3ий Взрывной» пойдём без осмотра. Вторую ступень «Пушки», расположенную после бетонной лестницы как порог не оценили вообще. «3ий Взрывной» оказался чередой мощных бочек, так что К4 «МКТ» зачалился в выходной шивере порога, чтобы подстраховать «Каньон». Ориентир порога – жёлтый газопровод. Осмотр по левому берегу. В выходной шивере порога с левого берега завал, а с правого у нас лежала свежая расчёска, которую невидно из-за поворота. Катамараны преодолели ворота без проблем, а вот «Каньон» влетел в расчёску и повис на ней. Константину удалось самосплавом с веслом уйти из-под сосны и вылезти на отмель левого берега, куда уже зачалился экипаж «МКТ». Остальные экипажи, которые не видели происшествия, к этому времени стояли на чалке у моста в 300 – 400 м ниже. Константин по левому берегу прошёл к группе, чтобы, перейдя на правый берег по мосту, силами нескольких человек снять лодку с расчески. Снимал лодку с дерева инструктор Николай Федоров, которого морковкой страховали Михаил Пак, Константин Лопатин и Александр Ефимов. Пришлось отрезать обвязку лодки и в нескольких местах разрезать шнур морковки, которая намертво запуталась в завале. Лодка ушла на струю, где её поймал экипаж «МКТ», вытащив на галечный остров. Правая протока мелкая и узкая, образуется только при высоком уровне воды. Через протоку экипаж «МКТ» помог переправиться Константину, который уже самостоятельно добрался до чалки под мостом, где его страховал экипаж К4 «Сварог».

До порога «4ый Взрывной» от моста около 400 м, поэтому осуществили ещё одну перечалку. Порог осмотрели, выставили операторов. Первым прошёл К4 «Сварог» и зачалился в суводь левого берега. Порог прошли все экипажи, кто-то слева от зуба, разделяющего вход в порог, кто-то справа. Линия движения зависит от уровня воды, поэтому порог необходимо осмотреть.

Далее в лоциях было указано, что порог «Косой» особенной сложностью не отличается, поэтому решили идти его сходу. Это было неверное решение. Порог оказался самым сложным на всей реке. На входе в порог две косые бочки, затем огромный зуб со сливом и бочкой, которая выкидывает влево, где проход запирает скальная глыба с опасным навалом на неё.
Ориентиры сомнительны. После порога впадает ручей по ЛБ Касасосская балка. На высоком ЛБ над порогом – стоянки, тут многие группы антистапелятся. По ПБ – скала, но уже в самом пороге. Порог удачно проскочили К4 «Сварог» и К2 «Сварожич», К4 «Пингвин» прижался к камням левого берега уже за глыбой, что по-своему оказалось весьма удачно, так как в сливе у зуба перевернулся «Каньон», который «Пингвин» тут же поймал и зачалил вместе с Константином на левый берег. Весло поймал К2 «Сварожич». К4 «МКТ» не сумел выправиться после второй косой бочки и налетел на зуб со сливом, с трудом удержав крен, снялся с него и кормой вписался в глыбу у левого берега. Катамаран немедленно начало килять через правый баллон, но капитан и правый носовой с удивительной скоростью вылезли на левый баллон, что позволило избежать переворота. При этом ушло весло капитана. Снявшись с глыбы, катамаран так же кормой обогнул её слева, присел на ещё один камень, но к этому моменту кормовые уже срезали запаску, и экипаж вернул катамаран на чистую струю и поймал собственное весло.

Пока «Пингвин» в суводи левого берега чалил Константина и его «Каньон», к воде сбежал наш водитель, который уже успел услышать о наших приключениях с деревом и теперь искал нас по всему нижнему течению реки. Константин погрузил свою байдарку на машину, а остальные экипажи в это время нашли стоянку ниже по течению в районе Богословской балки на территории турбазы «Нарт» на левом берегу. Туда же к 18:30 перечалился К4 «Пингвин» и подъехал водитель с Константином. В этом месте на реке начинаются разбои, в протоках могут быть завалы. Хозяин базы попросил 600 р. со всей группы за стоянку, на что мы с радостью согласились, так как это давало нам возможность спокойно отдыхать на охраняемой территории без мусора. Дрова нашли на галечной отмели у впадения Богословской балки, воду также брали из этого притока.

Фото 2: порог «Пушка», К4 «Сварог»

Фото 3: порог «Пушка», К4 «Пингвин»

Фото 4: порог «Пушка», К2 «Сварожич»

Фото 5: порог «Пушка», К4 «МКТ»

Фото 6: после порога «3ий Взрывной», К4 «МКТ»

Фото 7: спасение «Каньона» из завала после порога «3ий Взрывной»

Фото 8: «Каньон» после спасения из завала проходит шиверу и чалится под мост

Фото 9: порог «4ый Взрывной», К4 «Сварог»

Фото 10: порог «4ый Взрывной», К2 «Сварожич»

Фото 11: порог «4ый Взрывной», К4 «Пингвин»

Фото 12: порог «4ый Взрывной», «Каньон»

День 3 — 3 мая (четверг)

К 10:05 погрузили рюкзаки и сдутые суда поверх них на крышу машины и выехали на Кубань. По дороге осмотрели «Жёлоб». Доехали до моста через Уллу-Кам и решили, что воды пока ещё не достаточно для четвёрок. Вернулись на поляну левого берега около моста, ведущего к шахтам Эльбрусского. Теперь мост перегорожен шлагбаумом, на территории шахт держат скот. Осмотреть шахты можно, но встать на их территории не получится, даже не из-за хозяев, которые не против туристов, а из-за скота, гуляющего по всей территории с соответствующими последствиями.

Надули катамараны, осмотрели шахты, нашли свою запись 2007 года, прибавили к ней 2012.

Фото 13: в шахтах

День 4 — 4 мая (пятница)

Подъём дежурных в 7:00, группы в 7:30. Выход в 10:05.

Под мостом, ведущим к шахтам, узко. Далее довольно мощная шивера в скальных стенках со слаломом между крупными зубьями. У впадения правого притока Худес короткая шивера с большими валами. За ней сломанный мост, прижим к центральной опоре, проход справа вдоль галечной отмели. До впадения правого притока Джалан-Кол мощная шивера с зубьями и бочками, продолжающаяся до красного моста, где дорога переходит с одного берега на другой. Чуть выше моста и сразу за мостом на левом берегу есть хорошие стоянки.
За мостом Константин понял, что очень сильно тормозит катамараны, которые идут на скорости, в отличие от надувной байдарки, поэтому решил до каньона «Аман-Хит» доехать на машине. Кубань по сравнению с Зеленчуком оказалась слишком мощной для лодочки. Около 10:30 вызвали по рации водителя и сняли «Каньон».

До моста перед впадением левого притока Даут продолжается мощная шивера с зубьями и отдельными бочками. Перед мостом чалка вправо к устью ручья Аминкол. Осмотр «Даутской» шиверы прямо с моста. Шиверу осмотреть стоит, так как линия движения в нагромождении обливняков сильно зависит от уровня воды. Шиверу все экипаж преодолели без проблем. За шиверой чалка к левому берегу.

Далее до впадения правого притока Индыш, в районе которого на берегу расположены домики, обычный кубанский фон – непрерывная шивера. Вдоль Индыша можно по правому берегу подняться 3 км к нарзану по грунтовой дороге. Здесь же на Кубани расположены так называемые «1-ый и 2ой Взрывные» пороги. Между порогами расстояние около 500 м. Это локальное увеличение уклона с несколькими огромными зубьями в струе. Можно пройти сходу либо осмотреть по правому берегу.

За вторым порогом пришлось чалиться к отмели левого берега и вызывать водителя с топором, так как у «Пингвина» от износа лопнула муфта на поперечине. Вырубили новую, заодно осмотрели живописные развалины на склоне горы. Ориентир развалин – огромная галечная отмель по левому берегу, после впадения ручья Отлукол по правому берегу.

К 14:00 уже без особых приключений добрались до «Аман-Хита». После «Взрывных» на реке мощные перекаты с отдельными бочками и зубьями. Перед каньоном реку разделяет галечный остров, правая протока мелкая и узкая, на правом берегу видны большие поляны на широких полках, а впереди сильное сужение бортов долины. В этом месте мы поставили лагерь, пообедали и отправились на осмотр каньона по дороге правого берега. С дороги каньон не видно, пришлось спускаться по крутой мелкой осыпи, заросшей кустами и пробираться вдоль кромки воды, пока после окончания первой ступени путь не преградил большой скальный выступ. Здесь снова пришлось подняться наверх, а затем спуститься для осмотра второй ступени. Осмотр оказался физически крайне тяжелым и занял 1,5 часа. Ключевое место каньона представляет собой напряжённый слалом между огромными скальными обломками, сливы и бочки. В 16:30 вернулись на стоянку и сформировали 3 экипажа для прохождения препятствия с вечера. Первым прошёл «МКТ» в составе Федоров, Федорова, Бардась, Степанская. Пойдя первую ступень, экипаж зачалился в суводь за скальным выступом для страховки К4 «Сварог» и К2 «Сварожич». К2 «Сварожич» прошёл в составе Тарадай, Лопатин, К4 «Сварог» в составе Лубов, Закиров, Пак, Кононов.

Катамараны зачалили у сломанного моста в 500 метрах от выхода из каньона, откуда на машине суда были доставлены в лагерь.

Фото 14: «2ой Взрывной», К2 «Сварожич», К4 «Сварог», К4 «МКТ»

Фото 15: каньон «Аман-Хит», К4 «Сварог»

Фото 16: каньон «Аман-Хит», К2 «Сварожич»

День 5 — 5 мая (суббота)

Подъём дежурных в 7:00, группы в 7:30. Выход в 10:10. Через каньон провели катамараны сборными экипажами. К4 «МКТ»: Федоров, Федорова, Бардась, Лопатин, К4 «Пингвин»: Федоров, Степанская, Ефимов, Лопатин, К4 «Сварог» и К2 «Сварожич» своими экипажами. Затем К2 «Сварожич» вернули на стоянку, чтобы прошёл экипаж Тарадай, Бардась.

Под сломанным мостом группа собралась в 11:30. Пошли походной колонной, на этот раз с «Каньоном». На реке в основном мощные перекаты, затем в районе электрической подстанции на правом берегу выделяется мощная шивера с большим падением и навалом влево на крутом правом повороте. Зачалились, чтобы подстраховать «Каньон», который Константин ловко провёл по канализации вдоль правого берега. Шиверу назвали «Степань Табанская».

Дальше по берегам начинается посёлок, шиверы усложняются, по правому берегу видны 2 кирпичные и одна железная труба, а у левого берега, загороженного многочисленными загонами для скота, стоит огромный камень. Чалка за камень для осмотра порога «1-ый Каменномостский». Осмотрев порог, Константин решил, что для «Каньона» — это слишком серьёзное препятствие, поэтому перечалился на правый берег, где его забрал водитель. В пороге на входе огромный зуб, который по большой воде не видно с наплыва, далее сливы с мощными бочками и навалом на скальную стенку правого берега. Весь порог расположен в скальной узости, имеет значительное падение.

Первый экипаж К4 «Сварог» страховали из суводи левого берега спас. концом. К4 «Сварог» прошёл слева от зуба, врезался носами в скалу правого берега и телемарком вышел из порога на страховку. Затем пошёл К4 «Пингвин», который стал обходить зуб справа, но не справился с навалом на скалы правого берега и перевернулся. Носовой Александр Ефимов ушёл самосплавом, был пойман экипажем «Сварога» и доставлен на левый берег, а перевернутое судно с остальными членами экипажа село на камни в середине реки на выходе из порога. Пришлось вычаливать «Пингвин» с помощью морковки, а затем проводить вдоль скал левого берега до хорошей суводи. Результат оверкиля — порванная сидушка на корме и разорванная тонкая герма. Сразу за «Пингвином» шёл К2 «Сварожич», экипаж которого успел оценить силу навала и прошёл порог благополучно. К4 «МКТ» прошел в составе: Федорова, Закиров, Бардась, Пак слева от зуба.

До «Жёлоба» остаётся около 700 метров шиверы, чалка к левому берегу к песчаному пляжику, скрытому за скальными выступами, перед самым в порог. После всех приключений, учитывая уже позднее время, решили, что «Жёлоб» не пойдём. К тому же вода поднялась, и навал на затычку стал ещё более сильным, а габарит не улучшился.

На «МКТ», видимо от износа, сломалась поперечина, так как на камни не садились. Перекусили, сдули катамараны, быстро переоделись и поехали в Хурзук. За посёлок заехали на 1 километр, в 20:00 нашли грязную поляну. Как потом выяснилось, до более хороших полян не доехали 1,5- 2 км. По дороге оценили, что вода сильно выросла.

Фото 17: порог «1-ый Каменномостский», К4 «Сварог»

Фото 18: порог «1-ый Каменномостский», К4 «Пингвин», начало оверкиля

Фото 19: порог «1-ый Каменномостский», К4 «Пингвин», оверкиль

Фото 20: порог «1-ый Каменномостский», К2 «Сварожич»

Фото 21: спасение К4 «Пингвин»

Фото 22: порог «1-ый Каменномостский», К4 «МКТ»

День 6 — 6 мая (воскресенье)

Утром группу разбудил крик муэдзина, призывающего к намазу. День начался с ремонта – пришлось делать новую поперечину на «МКТ» и зашивать сидушки «Пигвина». К тому же вдруг начали травить надувные элементы двух сидушек – на «МКТ» и на «Свароге».

Несмотря на ремонт, вышли в 11:20. Сразу после стоянки низкий мост, обнос по правому берегу 20 м. Река входит в посёлок, вдоль правого берега тянется бетонная стенка, в конце которой виден бетонный мост, за ним начинается первый сложный участок каскада. После участка возможна чалка к правому берегу перед вторым бетонным мостом. Далее каскад непрерывно тянется до самого слива плотины в посёлке Учкулан.

Каскад представляет собой непрерывную крутопадающую шиверу со сливами с обливняков и узкими воротами. Осматривать его, в общем-то, бесполезно. Если технический уровень группы не позволяет идти подобные препятствия сходу, то лучше его просто не идти. В конце напряженного 5 километрового участка река разделяется на две протоки – проход в правую, чалка к галечной отмели перед самым сливом бетонной плотины с арматурой. Обнос плотины по правому берегу 70 м. Старт за плотиной с галечной отмели. До стрелки притоков, откуда начинается Кубань, продолжается мощная шивера с обливняками – около 500 метров.

На плотине пообедали, Константин по Кубани решил уже не сплавляться, так как уровень воды сильно вырос и все «мелководные» по лоциям перекаты превратились в мощные шиверы с высокими валами, отдельными зубьями и бочками.

В посёлке Карт-Джурт очень низкий мост, который придётся обносить, если уровень воды ещё вырастет. К 16:00 группа зачалилась на знакомой поляне перед шахтами. После такого напряжённого сплава некоторые участники сильно устали, поэтому было решено остаться на ночёвку на этой стоянке.

Некоторые члены группы поднялись на борт правого берега, чтобы сфотографировать панораму окрестностей.

Оставшиеся пекли оладьи и сходили в посёлок Эльбрусский за хычинами, которые продавщица испекла прямо в их присутствии. Нужно учитывать, что она несколько плохо понимает по-русски, хотя и говорит четко и внятно.

Фото 23: Хурзукский каскад, К4 «Сварог»

Фото 24: Хурзукский каскад, К4 «МКТ»

Фото 25: Хурзукский каскад, «Каньон»

Фото 26: Хурзукский каскад, К2 «Сварожич»

Фото 27: Хурзукский каскад, К2 «Сварожич» и «Каньон»

День 7 — 7 мая (понедельник)

Подъём дежурных в 7:00, группы в 7:30. Выход в 9:50. Уровень воды ещё вырос, многие даже крупные зубья залило. Валы стали мощными, появились серьёзные бочки. Все препятствия до каньона «Аман-Хит» шли сходу, Константин ехал на машине и фотографировал ключевые участки. Струя стала намного мощнее, но количество манёвров заметно уменьшилось. Примерно в 3х километрах выше каньона «Аман-Хит» К4 «Пингвин» умудрился влететь в огромную бочку, которая его задержала и попыталась положить через нос. Благодаря действиям экипажа, судно из бочки вышло, но порвалось переднее ушко крепления рамы, поэтому пришлось чалиться для небольших ремонтных работ, продолжавшихся с 11:05 до 11:40. К 12:00 вся группа собралась на поляне перед каньоном «Аман-Хит» До 14:00 организовали прохождение каньона сборными экипажами. Всего прошло 4 экипажа. Затем, наскоро перекусив, занялись постановкой лагеря, просушкой и антистапелем судов, а также мелкими ремонтными работами. Все это удалось закончить до дождя.

Надо отметить, что все дни стояла жаркая солнечная погода, немного похолодало только к 6 мая. Дожди были в основном кратковременные.

День 8 — 8 мая (вторник)

Выехали в Невинномысск уже в 9:30. В 13:40 проводили Константина Лопатина, который уехал в Воронеж, затем заехали в магазин «Магнит» за продуктами, попрощались с Ольгой Степанской, которая ушла обратно на вокзал, чтобы сесть на поезд до Минеральных вод. После этого остальная часть группы помылась в бане, расположенной напротив «Магнита». Баня нам не понравилась – сауны довольно холодные и крохотные, душевая одна, температура воды в ней фактически не регулируется. Зато много бессмысленных огромных помещений. Единственный плюс – всем дали простыни и тапочки.

В 17:25 с трудом погрузились в поезд, так как посадка оказалась с низкой платформы, а вещей у нас было неприлично много. К тому же стоянка поезда оказалась очень короткой. Вещи нам уже помогали закидывать в тамбур какие-то пассажиры и провожающие. Багажные квитанции мы купить не успели, поэтому был сложный разговор с проводником и с начальником поезда, итогом которого стали лотерейные билеты РЖД по количеству участников группы.

7. Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте.

1) Обязательного осмотра и страховки требуют все «Взрывные» пороги на реке Большой Зеленчук, а также порог «Косой» и «Пушка».

2) На реке Уллу-Кам Хурзукский каскад имеет смысл идти только группам с техническими навыками слалома.

3) На реке Кубань стоит осмотреть «Даутскую» шиверу, обязателен осмотр и страховка каньона «Аман-Хит» и порога «1-ый Каменномостский». Что касается порога «Жёлоб», стоит задуматься о целесообразности прохождения данного препятствия в связи с высоким риском травматизма в случае оверкиля, возможность которого велика.

8. Перечень наиболее интересных природных, исторических и других объектов (занятий) на маршруте

1) На реке Большой Зеленчук в посёлке Нижний Архыз стоит осмотреть лик Христа на левом берегу и старинные аланские храмы на правом берегу.

2) На поляне стапеля (Архызская поляна) видны руины стен древнего городища и есть святой источник.

3) На реке Кубань интерес представляют шахты в Эльбрусском и развалины на левом берегу в районе впадения ручья Отлукол. Ниже порога «Жёлоб» на левом берегу на высокой скале просматривается белая церковь.

III. ИТОГИ, ВЫВОДЫ, РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОХОЖДЕНИЮ МАРШРУТА

Итоги:

Несмотря на то, что не удалось из-за технических возможностей машины пройти реку Аксаут, маршрут получился напряжённым и технически сложным. Высокий и постоянно растущий уровень воды добавил технической сложности, при этом позволил пройти Хурзукский каскад. Небольшие поломки и возникавшие аварийные ситуации, связанные с оверкилями судов, позволили студентам ШВТ МКТ получить бесценный опыт. Благодаря постоянной работе на струе к концу учебно-тренировочного похода значительно выросла техника гребли участников, появилась привычка работать «на экипаж».

Выводы:

Маршрут можно рекомендовать именно как тренировочный, так как полноценного автономного маршрута в связи с особенностями региона не совершить. Для тренировочного похода здесь есть все необходимое: возможность машины сопровождения, связи, технически сложный сплав.

Рекомендации:

Маршрут может быть рекомендован для спортивных групп, собирающихся в более сложные походы, как тренировочный, а также для школ туризма специализированного уровня как зачётный учебно-тренировочный поход.

IV. ОТЧЕТ ПОДГОТОВЛЕН

Отчёт подготовлен Фёдоровой М.В. на основе дневниковых записей, которые велись в походе Костыряченко А.М., откорректирован Фёдоровым Н.В. В отчёте использованы фотографии Фёдоровой М.В., Пака М.Д., Федорова Н.В., Бардась А.А.

V. ЛИТЕРАТУРА

1. Отчет о водном походе 4 (четвёртой) категории сложности по рекам Аксаут, Б.Зеленчук, Маруха, Уллу-Кам, Кубань (Северный Кавказ), совершённом с 30 апреля по 11 мая 2008 года группой туристов при РООСМТ Туристский Клуб (т/к Перово) г. Москвы. Руководитель Покровченко В.В.

2. Отчет-впечатления о путешествии 3 к.с. с элементами курорта по маршруту
г. Москва – г. Невинномысск – р. Кубань – р. Аксаут – р. Большой Зеленчук – пос. Домбай – г. Невинномысск – г. Москва, совершенном с период с 31 июля по 9 августа 2009 г. Руководитель Юшинский Сергей