Сплав по рекам Лоймола — Укса с длинным волоком (от порога Табун)

I. СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ

1. Проводящая организация

Поход был организован и проведён в рамках Школы водного туризма Базового уровня спортивно-туристским клубом «Мумми-тролли» из города Санкт-Петербурга. Поход являлся зачётным для студентов ШВТ МКТ. В походе в целях комплектации экипажей также принял участие член СТК «Мумми-тролли» Копылов Дмитрий Сергеевич. Руководитель – Фёдоров Николай Васильевич.

Инструкторы – Фёдоров Николай Васильевич, Фёдорова Мария Владимировна

2. Страна, республика, край, область, район, подрайон, массив (место проведения)

Поход проходил в районе Южной Карелии на территории республики Карелия в Российской Федерации.

3. Общие справочные сведения о маршруте и группе:

Вид туризма Категория сложности Протяженность активной части похода 137 км Продолжительность Сроки проведения
Водная часть Пешеходная часть общая ходовых дней
Водный третья 118 км 19 км 10 дней 8 дней 29.04 – 09.05.2011

Километраж был сокращён, так как поход был учебно-тренировочным. В рамках похода проводились занятия.

Группа из восьми человек, для сплава использовались два четырёхместных катамарана. Маршрутная книжка № 10/11

4. Подробная нитка маршрута:

пос. Лоймола — р. Лоймоланйоки – уровень воды паводковый падающий – пор. «Веер» — пор. «Ядрёна вошь» — пор. «Цис» — оз. Сариярви — пор. «Табун» — волок на р. Уксунйоки — р. Уксунйоки – уровень воды паводковый – пор. «Тюфяк» — пор. «Мостовой» — пор. «Блюдце» — радиальный выход на Уксинскую озовую гряду — пор. «Розовый слон» – пор. «Мельница» — пор. «Каньон» — пор. «Храмина» — пос. Иля-Ууксу

5. Определяющие препятствия маршрута

Уровень воды в реке Лоймоланйоки паводковый, но падающий, в реке Уксунйоки паводковый стабильный.

При определении категории сложности (к.с.) водных препятствий для использованных на маршруте судов использовался «Регламент по спортивному туризму».

Водные препятствия

Вид препятствия Категория сложности Длина препятствия Характеристика препятствия Способ прохождения
река Лоймоланйоки
порог «Веер» третья 50 м Небольшой остров делит реку на 2 протоки, основная протока правая. В протоке на пологом правом повороте — чистый слив около 2 м с проносной бочкой, за сливом короткая череда валов. Проход по центру слива. Осмотр по ЛБ, также возможно перейти на островок. Страховка из улова ЛБ за островком после слива.
порог «Ядрёна Вошь» третья 150 м Мощная шивера со сливом менее 1 м и бочкой на заходе. Справа и слева в зависимости от уровня воды могут обнажаться зубья Осмотр по ПБ. Страховка возможна сразу после слива спас. концом или судном, если экипаж умеет чалиться на струе.
порог «Цис» третья 150 м Очень похож по структуре на порог «Ядрёна вошь» — мощная шивера со сливом менее 1 м и бочкой на заходе. Справа и слева в зависимости от уровня воды могут обнажаться зубья Осмотр по ПБ, Страховка возможна сразу после слива спас. концом или судном, если экипаж умеет чалиться на струе
порог «Табун» третья 200 м На заходе затопленный островок делит реку на две протоки, которые сливаются вместе ещё до первого слива порога. Заход в порог по правой протоке, в которой расположена разгонная шивера. Первый слив порога – чуть более 1 м с мощной косой бочкой, сбрасывающей влево к прижиму на правом повороте, за которым расположен второй слив порога, также чуть более 1 м высотой с бочкой. На выходе мощные валы, сбойка струй. Чалка перед порогом в небольшом улове сразу после шиверы требует умения чалиться на струе. Осмотр по тропе ПБ. Страховка возможна спасконцом с ПБ или судном с плёса под порогом.
р. Уксунйоки
порог «Тюфяк» третья 150 м Ориентир – остров на заходе.

Мощная шивера с жёсткими валами до 1 м и сливом менее 1 м с бочкой через всю струю на заходе

Осмотр по ПБ страховка с воды из суводи. Зубьев и брёвен в струе нет, поэтому для достаточно опытных экипажей рекомендуется прохождение тандемом сходу.
порог «Мостовой -2» третья 100 м Порог разделён на две протоки островом. Основной слив ограничен опорами разрушенного моста, находится в левой протоке. Ширина протоки около 3,5 м. Слив пологий, бочка косая. За сливом мощный трек на правом повороте с прижимом к камням ЛБ. Осмотр по ПБ или по ЛБ, страховка с воды с плёса за порогом
порог «Розовый слон» третья 20 м Мощный водопадный слив более 2 м высотой с жующей бочкой без разгонной и выходной шиверы. Слив разделён островом, основная протока левая. Слив косой на правом повороте, заход осложнён мощным косым валом, сбивающим носы и притормаживающим судно. Осмотр по ЛБ, страховка с воды из улова под островом
порог «Мельница» третья 30 м Короткая разгонная шивера и косой мощный широкий слив, в котором можно выделить визуально видимые 3 части: справа и слева пологие языки с мощными, опрокидывающими бочками, по центру проносной язык.

Порог расположен в остатках разрушенной ГЭС.

Осмотр по ПБ, страховка с воды из мощной суводи обратного хода под ЛБ
порог «Каньон» третья 200 м На заходе остров делит реку на 2 протоки, основная – левая с заходной шиверой. Перед сливом протоки сливаются. Заход в слив на левом повороте реки. Слив пологий более 2 м высотой, также, как и слив «Мельницы» имеет 3 части: проносной пологий язык с мощной, но не останавливающей бочкой слева, более крутой язык с более глубокой и тормозящей бочкой справа и бочка — котёл посередине.

После слива – короткий участок валов.

Осмотр по ПБ, страховка с воды из суводи ЛБ сразу под сливом.
порог «Храмина» третья 400 м Длинная заходная шивера с отдельными сливами менее 1 м и жёсткими валами. Слив пологий общей высотой не менее 3 м. Слева язык слива более пологий, бочка проносная, справа слив круче, резко огибает скалу ПБ, бочка косая, но тоже проносная. По центру крутой слив с каменной глыбы с глубокой мощной бочкой. На выходе из порога вторая ступень менее 1 м с бочкой, более мощной около ПБ.
За порогом сразу начинается шивера, длиной более 1 км
Осмотр по ПБ, страховка с воды из улова ЛБ сразу за сливом до начала выходной шиверы.

Пешеходные препятствия

В активной части маршрута два участка было пройдено пешком: волок от пор. «Табун» на р. Лоймоланйоки – до р. Уксунйоки в 300 м ниже впадения в Уксунйоки протоки из оз. Полвиярви – всего 10 км и радиальный выход на Уксинскую озовую гряду от пор. «Блюдце» на р. Уксунйоки – в одну сторону 8 км. Но в обоих случаях движение происходило по грунтовым дорогам, либо их остаткам, поэтому категорийных пеших препятствий группа не преодолевала.

6. Сведения о руководителях и участниках

№ п/п Фамилия, Имя,

Отчество

Город, телефон,

E-mail

Туристская

подготовка

Обязанности в группе, средство сплава
1. Фёдоров Николай Васильевич, 1980 Санкт-Петербург,

+7921 7504822,

moomin-papa@mail.ru

Шавла-Аргут-Катунь 5У, Худес – Кубань 4У, Печа-Конья 3Р, Улуг-О – Бий-Хем 5У руководитель,
инструктор,капитан К4 «Сварог»
2 Фёдорова Мария Владимировна, 1983 Санкт-Петербург,

+79213169767,

moomin-mama@mail.ru

Шавла — Аргут – Катунь 5У, Худес-Кубань 4Р, Улуг-О – Бий-Хем 5Р Инструктор,

капитан К4 «МКТ»

3. Лубов Александр Николаевич, 1981 Санкт-Петербург,

(812) 743 – 86 — 19

р. Уксунйоки 1 У, р. Воньга – Белое море 2У Студент ШВТ МКТ, хронометрист
4. Солоха Екатерина Николаевна, 1984 Санкт-Петербург,

(812) 348 – 09 — 27

оз. Вуокса – р. Тихая – Ладожское оз. 1У, р. Воньга – Белое море 2У Студент ШВТ МКТ,
завхоз
5. Калинин Иван Валентинович, 1981 Санкт-Петербург,

(812) 492 – 43 – 78

р. Манарага – р. Косью 3У водный с эл. 1У пеший Студент ШВТ МКТ, фотограф
6. Дашковский Геннадий Анатольевич, 1973 Санкт-Петербург, г. Сестрорецк,
(812) 437 – 66 — 46
оз. Вуокса – р. Тихая – Ладожское оз. 1Р, р. Воньга – Белое море 2У Студент ШВТ МКТ, рем.мастер
7. Эгель Ольга Орестовна, 1975 Санкт-Петербург,
(812) 652 – 30 — 35
оз. Вуокса – р. Тихая – Ладожское оз. 1У, р. Воньга – Белое море 2У Студент ШВТ МКТ, медик.
8. Копылов Дмитрий Сергеевич, 1987 Санкт-Петербург,

+7950 0072651

р. Уксунйоки 1У, р. Тохмайоки н/к с эл. 3У Член СТК «Мумми-тролли», левый кормовой К4 «МКТ»

II. СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЕТА

Общая смысловая идея похода

Поход носил учебно-тренировочный характер и являлся зачётным походом для студентов ШВТ МКТ Базового уровня, поэтому к выбираемому маршруту были предъявлены следующие требования:

по маршруту должно быть много информации, чтобы студенты могли самостоятельно подготовить график маршрута, предложить варианты заброски и выброски, составить раскладку.

маршрут должен полностью отвечать заявленной категории сложности, желательно без обносов препятствий

маршрут должен быть автономным;

в маршрут должен быть включён волок, чтобы приблизить маршрут к условиям более сложных и длительных спортивных туристских путешествий;

маршрут не должен пролегать в погранзоне;

заброска и выброска на маршрут должны быть короткими и дешёвыми

в маршрут должно быть включено посещение объектов культурного или природного интереса

маршрут должен быть хорошо знаком инструкторам ШВТ МКТ, чтобы они могли обеспечить наибольшую безопасность студентов на маршруте.

в рамках маршрута должно оставаться время на тренировки и учебные занятия

Всем этим требованиям в полной мере отвечал выбранный нами маршрут р. Лоймоланйоки до пор. «Табун» — волок на р. Уксунйоки – радиальный выход с пор. «Блюдце» на Уксинскую озовую гряду – пос. Иля -Ууксу

2. Варианты подъезда и отъезда

Заброска:

Из Санкт-Петербурга наиболее логично ехать поездом № 350АА Санкт-Петербург – Костомукша. Поезд отправляется с Ладожского вокзала в 18:16 и прибывает на ст. Лоймола в 02:35.

Внимание: поезд ходит только по нечётным дням.

От станции до поляны стапеля вдоль ж/д путей нужно пройти около 400 м.

Для жителей других городов возможна автомобильная заброска из Лодейного поля и Петрозаводска, через которые проходит больше поездов, направлением на г. Мурманск

Выброска:

Сплав по р. Уксунйоки логично заканчивать в пос. Иля-Ууксу, расположенном в устье р. Уксунйоки перед её впадением в Ладожское озеро. В зависимости от уровня воды можно проходить или не проходить последнее препятствие реки – «Пятый падун» либо его обходную шиверу в правой протоке. В случае прохождения последнего препятствия, маршрут заканчивается у автомоста или у ж/д моста через реку. Мосты находятся в прямой видимости друг от друга. От любого из мостов до станции не более 200 м.

В случае, если группа не собирается проходить последнее препятствие реки, маршрут заканчивается в 150 м выше начала препятствия на ПБ сразу после мощной шиверы либо в 20 м выше препятствия на ЛБ. В этом случае до станции придётся пройти пешком около 1 км.

Дальнейшая выброска осуществляется поездом 663АД Янисъярви – Санкт-Петербург, отправляющимся со ст. Иля-Ууксу в 17:06. На Ладожский вокзал поезд прибывает на следующий день в 07:07 утра.

Внимание: на участке Янисъярви – Лодейное поле ходят всего 2 вагона. 19П прицепляется в Лодейном поле к поезду Петрозаводск – Санкт-Петербург, а 20П прицепляется к поезду, следующему в обратном направлении.

Группы из других городов часто предпочитают автомобильную выброску до Лодейного поля.

3. Аварийные выходы с маршрута

Аварийный выход с маршрута на участке р. Лоймоланйоки – волок на р. Уксунйоки возможен по грунтовой дороге, идущей по ПБ Лоймоланйоки на отдалении не более 2 км обратно в пос. Лоймола. По дороге изредка проезжают рыбаки и охотники. В районе оз. Полвиярви на берегу р. Уксунйоки берёт мобильная связь.

Аварийный выход на участке р. Уксунйоки от впадения протоки из оз. Полвиярви – пор. «Мостовой-2» возможен на шоссейном мосту в 100 м выше порога. Ближайший населённый пункт – г. Питкяранта. Шоссе достаточно оживлённое, около моста берёт мобильная связь.

На участке ниже пор. «Мостовой-2» — пор. «Блюдце» — так называемый «Танковый брод», где аварийный выход можно, хотя и непросто, осуществить по сети лесовозных дорог в районе пор. «Блюдце» обратно к шоссе Петрозаводск – Суоярви либо уже сплавляться до пор. «Розовый слон», откуда плохого качества грунтовая дорога ведёт к пос. Иля-Ууксу по ПБ реки.

Ниже так называемого «Танкового брода» и до конца маршрута аварийный выход логичен только по уже упомянутой грунтовке от пор. «Розовый слон»

4. Изменения маршрута и их причины

В связи с тем, что наша группа быстро проходила намеченный график, к порогу «Блюдце» на р. Уксунйоки мы прибыли в 14:30 04.05., поэтому было решено, совершить радиальный выход на Уксинскую озовую гряду, намеченный на 05.05. в этот же день, пользуясь освободившимся временем и хорошей погодой. Соответственно, 05.05. в первой половине дня была проведена техническая тренировка на пор. «Блюдце», а вечером истоплена походная баня.
В связи с хорошим выполнением графика, отсутствием аварий и поломок судов и снаряжения на маршруте, а также с продолжительными дождями в условиях низких температур, было принято решение объединить два последних дня графика 07.05. и 08.05. и переночевать с 07.05. на 08.05. в самом пос. Иля-Ууксу у гостеприимного хозяина Владимира на ПБ перед автомостом через реку, с целью ещё раз посетить баню. Технические навыки группы к этому моменту позволяли заложить меньшее время на прохождение порога «Храмина», чем изначально предполагалось по графику.

Таким образом, никаких существенных изменений в сам маршрут внесено не было.

5. График движения*

Дни пути Дата Участок пути
(от – до)
Протяжённость
в км
Ходовое время Определяющие препятствия на участке
1 30.04. пос. Лоймола – стапель судов – р. Лоймоланйоки – пор. «Веер» — оз. Корпиярви 20 км
сплав
12:00 – 17:30 порог «Веер» 3 к.с.
2 01.05 Оз. Корпиярви – пор. «Ядрёна вошь» — оз. Сариярви – пор. «Цис» — пор. «Табун» — разведка возможностей для удобного волока – шивера за пор. Табун – ПБ р. Лоймоланйоки

Радиально: занос катамаранов от р. Лоймоланйоки – до р. Уксунйоки в 300 м ниже впадения протоки из оз. Полвиярви

16 км сплав

2 км пешком группа разведки
9 км пешком мужским составом группы с катамаранами

9:45 – 16:30 водная часть + разведка

17:30 – 22:30 занос судов и возвращение в лагерь

пороги «Ядрёна вошь», «Цис», «Табун» 3 к.с.
3 02.05 ПБ р. Лоймоланйоки – волок на р. Уксунйоки в 300 м ниже впадения протоки из оз. Полвиярви 9 км
пешком
11:15 – 13:50 Движение по грунтовой дороге, осложнено небольшим болотцем с гатью и участком кустарников в районе оз. Полвиярви – все препятствия н/к
4 03.05 р. Уксунйоки в 300 м ниже впадения протоки из оз. Полвиярви – на ЛБ над завалом 25 км

сплав

10:30 – 16:30 4 шиверы не выше 2 к.с., 2 завала
5 04.05 на ЛБ над завалом – пор. «Блюдце»
радиальный выхорд на Уксинскую озовую гряду
21 км

сплав

8 км пешком в одну сторону

09:40 – 14:30
сплав16:30 – 21:00 пеший радиальный выход
пороги «Тюфяк», «Мостовой-2» 3 к.с.
6 05.05 Тренировка на пороге «Блюдце» 2 к.с. 11:00 – 14:00 пор. «Блюдце» 2 к.с.
7 06.05. пор. «Блюдце – пор. «Розовый слон» — пор. «Мельница» — пор. «Каньон» 22 км
сплав
10:00 – 16:00 пор. «Розовый слон» 3 к.с., пор. «Мельница» 3 к.с., пор. «Каньон» 3 к.с.
8 07.05. пор. «Каньон» — пор. «Храмина» — пос. Иля-Ууксу – антистапель 12 км 10:30 – 14:30 пор. «Храмина» 3 к.с.

Расстояния активной части похода измерено по картам 1:50 000

*График маршрута был построен так, чтобы во второй половине дня оставалось время для проведения занятий: разбор пройденного дня, действий экипажей при прохождении препятствий, страховки, запись данных для отчёта

6. Техническое описание

(только активная часть маршрута)

День 1 — 30 апреля (суббота)

7:00 – подъём дежурных

7:30 – подъём группы

8:30 — зарядка

9:00 – завтрак

7:30 – 12:00 – стапель судов и подготовка к сплаву.

Параллельно с нами по похожему маршруту в эти же сроки следовала группа под руководством Ивана Иваненко, состоявшая в основном из членов нашего турклуба. Ребята шли на 3 К2 и 1 надувной байдарке «Каньон». Ночью у одного из участников этой группы – Алексея из Воронежа — украли гермомешок с неопреном, другими личными вещами, котелком и термосом. Мешок лежал снаружи палатки, стоявшей около самой дороги. Документы и деньги не пропали. Мы посоветовали ребятам немедленно идти в деревню, искать милицию, опрашивать местное население, а девушкам из группы Иваненко пройтись вдоль дороги, заглядывая в канавы.

Вещи так и не нашлись, в итоге, посовещавшись со всеми Иваненко решил, что Леша будет обходить ключевые препятствия по берегу, а на катамаране его в это момент будет заменять Константин (администратор сайта нашего турклуба, опытный водник тоже из Воронежа), который проходил маршрут на надувной байдарке «Каньон»
Наша группа в это время готовила дрова, завтрак и собирала катамараны. С ребятами мы договорились, что ждать их не будем, чтобы не устраивать «пробки» в узких шиверах Лоймолы, а также при обносе низкого моста в 10 км от старта. Поэтому мы состроили радиостанции, договорились о сеансах связи и о местах встречи.

12:00 – выход на воду нашей группы.

Группа ребят ориентировочно должна была выйти через 45 минут – 1 час, что они и сделали.

На участке от старта (исток р. Лоймолы из оз. Лоймоланъярви) – до низкого деревянного моста через реку – около 10 км встречается несколько шивер не выше 2 к.с. Основную сложность составляют заломы из деревьев, зубья в струе и притопленные стволы с сучьями в узких быстротоках.

В GPS-навигаторе руководитель отметил точку наиболее неприятной шиверы (здесь и далее см. Приложение 1), которую мы назвали «Узкое место»: слева шивера полностью перекрыта деревьями, справа нависают кусты, в струе торчит зуб. Проход возможен вдоль левого берега, маневрируя между деревьями и зубом. В низкую воду потребуется чалка к ЛБ и проводка.

По сравнению с 2008 годом, когда команда нашего клуба в эти же числа проходила реку Лоймола, паводок был несколько ниже. Это осложняло прохождение верхних мелководных шивер, зато требовало от экипажа более чёткой и слаженной работы. Для слушателей ШВТ МКТ – это была хорошая учебная задача.

В 13:40 мы были уже у моста, пройдя 10 км всего за 1 час 40 минут, что говорит о том, что лоймольские плёсы текут со скоростью около 2 км/ч.

Мост мы обнесли по ПБ, зачалившись в улово ПБ в 5 м от моста. Вещи не разгружали, К4 поднимали и протаскивали по восьмеро – всей командой. Обнос по ПБ – 30 м. Обнос по ЛБ примерно в 2 раза длиннее, зато там удобнее чалка. Проход под мостом в паводковую воду не возможен даже для байдарки.

14:00 – 14:40 – быстрый обед-перекус на поляне ПБ. Собрали несколько сморчков.

В 14:30 нас нагнала группа Иваненко, которая также остановилась на обед.

Выход на воду в 14:40.

Далее до пор. «Веер» встречается ещё несколько несложных шивер, единственным исключением из которых составляет шивера «Ледяная» — в некоторых лоциях П8. Её координаты руководитель также занёс в GPS-навигатор. Она начинается через 1,8 км после моста, ориентиром служит остров, основная протока левая. По обоим берегам и так узкую струю стискивают наледи (в 2008 году картина была абсолютно такой же). Шивера начинается на правом повороте реки, что означает прижим под наледь левого берега. Далее шивера поворачивает влево, образуя уже менее сильный прижим под наледь правого берега. Места для манёвра нет. Шивера опасна тем, что при неудачном заходе возможно столкновение с наледью, под которой образуются глубокие ледяные карманы. Наледи нависают над водой на уровне груди сидящего на катамаране человека.

В 2008 году паводок был экстремальный, поэтому даже К4 не испытывали проблем при прохождении шиверы. В нашем 2011 году паводок был средне-высоким, поэтому шивера осложнилась обливными камнями, которые задерживали и разворачивали гружёные К4. Уход от обливняков был фактически не возможен, потому что К4 с трудом помещался по габариту в шиверу.

В итоге, первым в шиверу стартовал К4 «МКТ», который при своей длине 5 м 30 см не смог вписаться в поворот и протащил левый нос под наледью. Левый носовой при этом не пострадал. Далее катамаран телемарком попытался уйти от прижима, зацепил носом теперь правый берег, но уже не так серьёзно, и без повреждений вышел из шиверы.

К4 «Сварог», следовавший вторым, оценив ситуацию, попытался зайти в шиверу правее, но в итоге всё равно зацепил носом правый берег.

Далее до порога «Веер» заметных препятствий нет.

Ориентиром порога «Веер» служит длинная несложная шивера в левой протоке вдоль вытянутого очень узкого острова – по паводку из воды, практически, торчат лишь деревья, вытянувшиеся в ряд. Видимо, это остатки лесосплавного канала. За шиверой чалка к левому берегу перед ещё одним небольшим островком.

Оба наших судна без проблем зачалились к кустам ЛБ в 16:00. Для наших учебных задач – это был первый ключевой порог, поэтому препятствие осматривали все студенты вместе с инструкторами. Установили порядок прохождения: первым идёт К4 «Сварог», где за капитана работает руководитель похода, двое страхуют с островка спас. концами, капитан К4 «МКТ» переходит на крохотный островок, закрытый наледью, откуда осуществляет видеосъёмку.

Порог начинается слабой заходной шиверой, затем небольшой островок делит реку на основной слив в правой протоке на плавном правом повороте и непроходимую канализацию в левой протоке. Слив в правой протоке осложнён прижимом под наледь ПБ, высота слива около 2 м, за сливом по высокой воде бочка вырождается в эффектный, но проносной вал. Около острова под водой угадывался зуб, который может обнажиться при более низком уровне воды.

К4 «Сварог» прошёл порог по центру и зачалился в улово ЛБ сразу за вторым островком для осуществления страховки и фотосъёмки.

К4 «МКТ» также без проблем преодолел препятствие.

Сразу за порогом «Веер» следует несложная шивера, после чего до озера Корпиярви остаются в основном плёсы, скорость передвижения по которым составила около 6 км/ч.

В 17:30 мы причалили к мысу правого берега сразу после впадения р. Лоймола в озеро Корпиярви.

На озере – несколько хороших стоянок. Также мы отметили стоянки при обносе моста на обоих берегах и над порогом «Веер» на левом берегу.

В 19:00 на озере Корпиярви нас догнала группа Иваненко.

Фото 1: р. Лоймола, начало сплава, К4 «Сварог»

Фото 2: порог «Веер», К4 «Сварог»

Фото 3: порог «Веер», К4 «МКТ»

День 2 – 1 мая (воскресенье)

В 6:30 — подъём дежурных (это был добровольный акт, по плану он был назначен на 7:00)

В 7:30 – подъём группы

В 8:00 – зарядка

В 9:00 – завтрак

В 9:45 – выход на воду. Группа Иваненко опять немного отстала, несколько затянув сборы.

Ещё с вечера предыдущего дня начала портиться погода: похолодало, подул сильный северный холодный ветер. С утра ничего не изменилось – ветер только усилился. По озеру гребли дружно, достаточно быстро, потому что, несмотря на ощутимый боковой снос, ветер был хотя бы не встречным.

Сразу после выхода из озера зачалились перед порогом «Ядрёна вошь» к ПБ. В учебных целях применили краткий беглый осмотр порога одним членом экипажа с сообщением по рации другому экипажу линии движения. Порог можно оценить в зависимости от воды в 2 или 3 к.с. На заходе – невысокий слив с бочкой, затем мощная выходная шивера.

Под руководством капитана К4 «МКТ» правый носовой «МКТ» осмотрел порог, сообщил по рации экипажу К4 «Сварог» линию движения, после чего капитан и носовой «МКТ» остались осуществлять видеосъёмку, а экипаж К4 «Сварог» прошёл препятствие по центру и зачалился в выходной шивере у ПБ.

Осуществили смену фотографов, и экипаж К4 «МКТ» также прошёл порог.

Перед тем, как К4 «МКТ» отчалил, нас догнала группа Иваненко, которая после прохождения порога следовала только до озера Сариярви, чтобы оттуда совершить волок на р. Уксунйоки.

Далее до озера Сариярви следует несколько шивер, не требующих осмотра, одна из которых примечательна тем, что в конце шиверы необходимо на 90 градусов повернуть направо.

На выходе в озеро Сариярви встретили двух рыбаков, которые нас совершенно бесплатно угостили большой щукой.

Сильный северный ветер на прекращался, что не помешало нам быстро преодолеть двухкилометровое озеро.

За озером зачалились к правому берегу перед порогом «ЦИС», чтобы также в учебных целях произвести беглый осмотр порога на этот раз силами экипажа К4 «Сварог».

Порог прошли без проблем в установленном порядке: К4 «МКТ», который встал на страховку и фотосъёмку, затем К4 «Сварог».

После порога течение на реке заметно убыстряется. Короткие плёсы сменяются быстрыми, хотя и несложными шиверами. Через 3 км после очередной шиверы, разделённой островом на 2 протоки нужно зачалиться к ПБ для осмотра ключевого препятствия на реке – порога «Табун». Заход в «Табун» обозначен крохотным затопленным островком перед зигзагообразным — сначала левым, потом правым – поворотом реки. Чалка происходит на участке быстротока, разделяющего шиверу с островом и заходную шиверу порога.

Порог расположен на правом повороте реки, перед которым необходимо пройти слив около 1,5 м с мощной бочкой, затем следует мощный трек с выносом к ЛБ, заканчивающийся на выходе из поворота ещё одним сливом с бочкой. После слива – валы, на выходе сбойка струй, иногда образующая выходную ступеньку с бочкой. За порогом плёс – озерцо Тайваслампи.

Осмотр порога произвели обоими экипажами, на береговой страховке и фотосъёмке остался экипаж К4 «Сварог», а К4 «МКТ» прошёл порог. Вторую бочку К4 прошёл кормой, что никак не отразилось на успешном результате.

К4 «МКТ» встал на страховку порога, порог прошёл К4 «Сварог» по намеченной линии движения.

По более низкой воде в пороге во втором сливе может обнажаться зуб.

В 14:00 группа собралась на правом берегу на поляне за порогом. Часть группы осталась готовить обед, а сборный экипаж под командованием инструктора Фёдоровой в составе Лубова, Дашковского и Калинина на К4 «МКТ», вооружившись картами, компасом и GPS-навигатором, отправились производить разведку путей для волока на р. Уксунйоки.

Важно было найти наиболее удобный выход на грунтовую дорогу, проходившую 1,5 километрах от реки.

Экипаж перечалился на противоположный берег Тайваслампи, где Геннадий Дашковский в 5 метрах от берега провалился в болотину почти по пояс. После этого разведчики уже без особого энтузиазма попытались выйти на обозначенную на карте Генштаба 1:50 000 лесную дорогу, но, как и следовало ожидать, она оказалась в плохом, заболоченном и местами заросшем состоянии. Поэтому прямо через местами заболоченный и засорённый кустарником лес, разведчики вышли на грунтовую дорогу в районе г. Хавиламменкангас, прошли по ней до следующей высотки вниз по течению реки к месту, где эта лесная дорога должна была соединяться с грунтовкой. Отворот нашли легко. Лесная дорога уходила вниз с горы и далее, видимо, упиралась в заболоченные участки леса. В 100 м от основной грунтовки на лесной дороге есть ещё один отворот, ведущий на северо-запад к пометке бр. (брод) через р. Лоймоланйоки. На этот отворот разведчики больше всего и надеялись. Он оказался в очень хорошем состоянии – не заросший, проходящий по высоким сухим холмам. Отворот выводит к месту окончания шиверы на выходе из Тайваслампи. С реки места подхода лесной дороги к берегу не видно. Последние 50 м вдоль реки дорога заросла редким осинником.

Выйдя на берег, разведчики соорудили на правом берегу в конце шиверы около большого улова треногу из палок. Судя по кострищу на берегу, это место посещают рыбаки. Отсюда к Тайваслампи ведёт рыбацкая тропа, по которой разведчики и вернулись к своему катамарану.

В 15:40 группа снова собралась на поляне за «Табуном». Мы пообедали и перечалились к отмеченному разведкой улову за шиверой. В 16:30 катамараны были вынесены на высокий холм на лесную дорогу на правом берегу реки, где вдоль дороги и был установлен лагерь.

Посовещавшись, решили, что мужская часть команды успеет за сегодняшний день осуществить хотя бы часть заноса судов к р. Уксунйоки.

В 17:30 5 человек ушло заносить суда, не разбирая их. На грунтовой дороге во многих местах лежал снег, что позволяло катить катамараны. Через 1 км после моста через р. Пенсанйоки на восток уходит лесной отворот, обходящий озеро Полвиярви. От места, где можно спустить катамараны на оз. Полвиярви, чтобы по нему выйти в р. Уксунйоки, по лесной дороге до реки было всего 1,5 километра. Поэтому ребята решили, что разумнее будет донести эти 1,5 километра суда до реки, чем на следующий день переодеваться в неопрен, привязывать вещи ради 30 минут сплава по озеру, выходная протока из которого по всем описаниям узкая и заваленная деревьями, может потребовать проводки. Таким образом, в общей сложности было пройдено 10 км по грунтовым дорогам. В 700 – 800 м от Уксунйоки дорога вокруг Полвиярви пересекает небольшое болотце – около 100 м, через которое ведёт гать. Болотце проходимое и не опасное. На выходе из болотца на протяжении около 70 м дорога подзаросла ельником, который можно обойти по лесу в 20 м от дороги. Других препятствий на пути волока нет.

В 22:30 все участники волока вернулись в лагерь на р. Лоймола, где их ждал костёр и горячий ужин.

Весь день продолжал дуть северный ветер, который особенно усилился к вечеру. В лесу недалеко от лагеря упало дерево. Оставшиеся в лагере девушки в целях безопасности свалили 3 сушины, находившихся в непосредственной близости от лагеря, хотя для обеспечения группы было достаточно и одной. Зато ночью лагерь спал спокойно.

Фото 4: порог «Ядрёна вошь», К4 «Сварог»

Фото 5: порог «Ядрёна вошь», К4 «МКТ»

Фото 6: порог «Цис», К4 «Сварог»

Фото 7: порог «Табун», К4 «МКТ»

Фото 8: порог «Табун», К4 «Сварог»

Фото 9: занос катамаранов к р. Уксунйоки

Фото 10: трудное место на волоке – болотце около 150 м шириной

День 3 – 2 мая (понедельник)

В 7:30 — подъём дежурных.

В 8:00 – подъём группы.

В 9:00 – зарядка

В 9:30 — завтрак

В 11:15 – выход на волок.

Утро всех удивило: лес был засыпан плотным слоем снега, который так и не растаял до самого вечера. Температура была близкой к нулю. Было сделано много красивых кадров, с выходом никто не торопился, тем более, что такая возможность была.

Путь с рюкзаками к р. Уксунйоки, где нас ждали наши суда, занял с учётом всех отдыхов меньше 3-х часов.

В 13:50 мы уже были на р. Уксунйоки.

На мосту через р. Пенсанйоки мы встретили УАЗ «Патриот» с охотниками, который ехал со стороны пос. Лоймола и оз. Сариярви.

За ночь от выпавшего снега вода в реках и ручьях заметно поднялась, но Пенсанйоки всё равно не вызвала у нас ощущений сплавной реки.

Пообедав, мы выслали 2 студентов с инструктором к озеру Сариярви, чтобы уточнить, как дела у группы Иваненко. К 18:45 ребята вернулись и рассказали, что лагерь группы всё ещё стоит на Сариярви, суда группа хочет обносить через озеро Полвиярви. Догнать нас они хотят на стоянке над завалом.

Фото 11: р. Пенсанйоки в высокую воду

Кадры заснеженного леса

Фото 12: начало волока

День 4 – 3 мая (вторник)

В 7:00 — подъём дежурных.

В 7:30 – подъём группы.

В 8:00 – зарядка

В 8:30 – завтрак

В 10:30 – выход на воду.

Выпавший вчера снег растаял ещё не до конца, было холодно и пасмурно, хотя ветер стих. Впереди ожидались 4 шиверы: Киерроскоски, Паталеннойнкоски, Сарикоски и Меккикари. Их можно оценить не выше 2 к.с. Шиверы мы прошли сходу походной колонной.

В 13:20 – 14:00 обед за шиверой Меккикари.

Неожиданно в районе отметки 24/2П – напротив болота Хаконесуо по левому берегу — на реке встретился новый непроходимый завал, обнос которого составил около 30 м по правому берегу.

От этого завала до стоянки на левом берегу над постоянным завалом остаётся не более 4 километров. Постоянный завал образован остатками разрушенного моста сразу за шиверой Суланкоскинманто, которую сложно оценить выше, чем 1 к.с.

В 16:30 мы были на стоянке над завалом, где обнаружили сложенную каменку и большой кусок полиэтилена, чем сразу же воспользовались. Всего за день было пройдено 25 километров.

В 19:10 нас догнала группа Иваненко. Наша баня уже вовсю топилась.

Фото 13: новый завал на р. Уксунйоки – обнос по левому берегу

День 5 – 4 мая (среда)

В 7:00 — подъём дежурных.

В 7:30 – подъём группы.

В 8:00 – зарядка

В 8:30 – завтрак

В 9:40 – выход на воду. Команда Иваненко опять отстала при сборах.

На примерно 10 километровом участке от завала до шоссейного моста через р. Уксунйоки встречается целый каскад мощных шивер, среди которых выделяется порог «Тюфяк», обозначенный на карте как Сарикоски. Ориентиром входа в порог служит остров, основная протока правая. Порог расположен на плавном левом повороте. Заход в порог обозначен плитой, по нашей воде залитой водой. Порог начинается мощной разгонной шиверой, затем следует невысокий слив с бочкой и выходная шивера. Порог мы прошли тандемом.

За порогом встречается ещё одна достаточно мощная шивера.

Участок проходится очень быстро – на плёсах река имеет хорошую скорость. Шиверы не требуют осмотра, основную сложность в них представляют мощные валы.

Уже около 11 часов мы зачалились в улово правого берега перед островом, разделяющим на две протоки заход в порог «Мостовой-2». По берегам стапелилось несколько групп, в том числе плановых.

Основная протока в пороге – левая. Порог начинается слабой разгонной шиверой на крутом правом повороте вокруг острова. Заход в слив расположен на крутом левом повороте. Сам слив разделён опорами разрушенного моста, основная часть – левая. Это пологий язык высотой чуть больше 1 м с косой бочкой, скидывающей носы влево на крутой трек, осложнённый камнями и наледями левого берега на теперь уже снова правом повороте реки.

Первым проходил порог К4 «Сварог», который зашёл в бочку слишком близко к левому берегу. Бочка сбросила носы влево, и экипажу пришлось изо всех сил отрабатывать левый прижим, что и было успешно сделано.

Экипаж К4 «МКТ», обсудив увиденное, решил, что изначально пойдёт в слив с правой стороны и пройдёт выходную шиверу вдоль острова. Это оказался очень удобный способ прохождения. Единственным осложнением послужили ветки кустарников, нависающих с острова. Для ухода от них пришлось сразу по выходу из бочки отработать на реверсе.

За порогом – круглый красивый плёс с большим количеством стоянок по обоим берегам.

Сразу за плёсом начинается мощная зигзагообразная протяжённая шивера в ледовых занавесках, которая, не требует специального осмотра. В нашем году справа сразу после захода в шивере лежало бревно с сучьями. Уход от него проблем экипажам не составил.

Далее до порога «Блюдце» — ничем не примечательные плёсы. Две отмеченные на участке шиверы по большой воде залиты и представляют собой скорее быстроток.

По берегам встречается много стоянок.

В 14:30 наша группа уже зачалилась на левом берегу сразу за порогом «Блюдце», который мы оценили в 2 к.с. Порог представляет собой локальную ступеньку менее 1 м с бочкой.

На левом берегу несколько хороших стоянок. Мы заняли стоянку с баней.

14:30 – 15:15 – обед.

Посовещавшись, мы решили, что намеченный нами на следующий день радиальный выход, можно провести сегодня, пока позволяет погода: была переменная облачность, пыталось выглянуть солнце. А следующий день, отведённый под радиальный выход, мы решили посвятить тренировке на пороге «Блюдце» и бане.

В 16:15 нас догнала группа Иваненко.

В 16:30 мы перечалились на правый берег и по грунтовой дороге отправились на поиски Уксинской озовой гряды. Уксинская озовая гряда – это геологический памятник природы. Озы – это работа ледника. Ледник тащил за собой камни, обтачивая их один об другой. В итоге образовалась целая цепь озёр с абсолютно прозрачной водой, пересыпанных выходами озов – кругловалунных морен.

Гряда расположена в районе озера Лоухиярви, подлежит охране как памятник природы. Но никаких реальных свидетельств о том, что гряда охраняется, мы не обнаружили. Не нашлось даже информационной таблички.

До гряды можно легко и приятно пройти по грунтовой дороге – около 8 километров в одну сторону. Несмотря на то, что вдоль дороги постоянно встречаются следы лесозаготовки, на дороге мы встретили очень много звериных следов, в том числе медвежьих.

К 21:00 мы вернулись в лагерь. В районе 22:00 зарядил дождь.

Фото 14: порог «Мостовой», К4 «Сварог»

Фото 15: порог «Мостовой», К4 «МКТ»

Фото 16: оз. Лоухиярви, Уксинская озовая гряда

День 6 – 5 мая (четверг)

В 8:00 — подъём дежурных.

В 8:30 – подъём группы.

В 9:00 – зарядка

В 9:30 – завтрак

С 11:00 – до 14:00 – тренировка на пороге «Блюдце». Тренировались разными составами экипажей на всех судах. Ещё раз повторяли и отрабатывали управляющие гребки, разбирали поведение судная в струе и в пенных структурах, сравнивали манёвренные и ходовые качества трёх моделей катамаранов-двоек.

14:00 – 15:00 – обед.

После обеда начали топить баню, чем и занимались весь оставшийся день.

Мимо проходили различные группы, было интересно наблюдать за их прохождениями порога. Прохождения обсуждались, делались выводы.

Весь день с короткими перерывами шёл дождь и было холодно.

Фото 17: тренировка на пороге «Блюдце», К4 «МКТ»

Наша фирменная зарядка

Фото 18: тренировка на пороге «Блюдце», К4 «Сварог»

Фото 19: тренировка на пороге «Блюдце», сборные экипажи на К2

День 7 – 6 мая (пятница)

В 7:00 — подъём дежурных.

В 7:30 – подъём группы.

В 8:00 – зарядка

В 8:30 – завтрак

В 10:00 – выход на воду. Команда Иваненко на этот раз собиралась быстро, чтобы оказаться на ключевых порогах вместе с нами. Мы должны были руководить прохождением ими порогов и обеспечить им страховку. Это вполне соответствовало нашим учебным задачам – тренировка страховки с воды.

Дождь продолжался, было холодно. По плёсам мы шли быстро, стараясь как можно скорее оказаться на падунах.

На участке от порога «Блюдце» до «Розового» слона встречаются две шиверы: первая известна под названием «Лососёвая». Это длинная очень мощная зигзагообразная шивера, на выходе из которой нужно придерживаться правой стороны: в центре – затопленный островок, слева, скорее всего, мелко. Шиверу прошли в походном порядке, К4 «МКТ» зачалился в суводи правого берега, чтобы сфотографировать К4 «Сварог». Сразу за шиверой на правом берегу есть стоянка.

Вторая шивера безымянная, расположена в примерно в 2 километрах выше «Розового слона». Шивера прямая, валы мощные, легко идётся сходу.

Порог «Розовый слон» сложно не заметить – по берегам с обоих сторон стоит множество групп. Порог состоит из мощного водопадного слива около 2,5 м высотой и заварной бочки. Слив разделён островом, основная протока – левая. По нашей воде по правой канализации также было можно пройти.

Страховка порога осуществляется с воды, лучше всего катамараном-четвёркой.

В 12:45 мы зачалились к правому берегу для осмотра порога, решили, что вещи разгружать не будем. Затем экипаж К4 «Сварог» перечалился к левому берегу для фотосъёмки, а К4 «МКТ» первым прошёл порог. На страховку катамаран заносить не пришлось, так как внизу в это время находился К4 другой группы, которых мы и попросили подождать, пока порог пройдут наши К4.

К4 «МКТ» прошёл порог вдоль острова, бочка его не задержала.

Затем несколько ближе к центру порог прошёл К4 «Сварог» и встал на страховку катамаранов-двоек группы Иваненко, которая нас как раз догнала. Посовещавшись с нами, ребята обнесли вещи, переформировали экипаж одной из двоек, заменив не имеющего права идти такие пороги Лёшу на Костю. После чего двойки по очереди прошли порог, прижимаясь к острову. Бочка заметно придерживала корму каждого из судов, но ребята цепляли струю и выводили суда.

На стоянке над порогом на правом берегу местные построили баню, пускают туда за деньги: 100 рублей за сеанс. Также открыли ларёк – пиво, сигареты, сувениры.

До следующего порога «Мельница» — 100 м плёса. Чалка к правому берегу. Порог также короткий: разгонная шивера и косой мощный широкий слив, в котором можно выделить визуально видимые 3 части: справа и слева пологие языки с опрокидывающими бочками, по центру проносной язык. Порог расположен в остатках разрушенной ГЭС.

Порог мы проходили в том же порядке, что и предыдущий. Катамараны-двойки шли без вещей. Оба К4 прошли порог по левому сливу, пробив бочку. Катамараны-двойки старались пройти между бочками. Немного скулой прошла последняя двойка, левый баллон сильно приподняло, но экипаж креном удержал катамаран на ровном киле.

До порога «Каньон» от «Мельницы» — около 3 километров плёса, которые проходятся за 30 минут. Чалка перед порогом также справа перед началом заходной шиверы.

Мы зачалились и сразу же пошли осматривать порог и занимать стоянку. С самой лучшей стоянки над самым порогом на правом берегу только что ушла группы белорусов, о чём нам рассказали москвичи, стоявшие на соседней стоянке. Мы заняли стоянку и увидели, что москвичи как раз собираются кататься на пороге. Они предложили нам пройти порог, пока у них на воде находятся их К4, а потом помочь им подстраховать их двойки.

На заходе в порог остров делит реку на 2 протоки, основная – левая с заходной шиверой. Перед сливом протоки сливаются. Заход в слив на левом повороте реки. Слив пологий более 2 м высотой, также, как и слив «Мельницы» имеет 3 части: проносной пологий язык с мощной, но не останавливающей бочкой слева, более крутой язык с более глубокой и тормозящей бочкой справа и бочка — котёл посередине. После слива – короткий участок валов.

Первым прошёл порог К4 «МКТ». Экипаж прошёл слева, сделал траверс выходной струи и зачалился в улово под скалу правого берега.

Затем по той же траектории прошёл К4 «Сварог» и задержался на некоторое время на воде, чтобы подстраховать московскую двойку. К этому моменту подошли и катамараны-двойки Иваненко, которые, пользуясь страховкой быстро прошли порог.

Порог вызвал у всех самые приятные впечатления.

В 16:00 абсолютно окоченевшая за этот мокрый и холодный день команда закончила сплав и под непрекращающимся дождём стала разбивать лагерь над порогом «Каньон».

Возникло предложение объединить два следующих дня в один и на следующий день дойти до посёлка, чтобы просушиться и попариться в бане.

На стоянке брал карельский Мегафон, поэтому руководитель немедленно связался со знакомым Владимиром, который сдаёт для гостей дом на правом берегу Уксунйоки перед самым автомобильным мостом. На наше счастье гости к Владимиру должны были приехать только 8го числа к вечеру, поэтому он согласился предоставить нам на сутки дом и баню.

Фото 20: порог «Розовый слон», К4 «МКТ»

Фото 21: порог «Розовый слон», К4 «Сварог»

Фото 22: порог «Розовый слон», К4 «Сварог», выход

Фото 23: порог «Мельница», К4 «МКТ»

Фото 24: порог «Мельница», К4 «Сварог»

Фото 25: порог «Каньон», К4 «МКТ»

Фото 26: порог «Каньон», К4 «Сварог»

День 7 – 6 мая (пятница)

В 7:30 — подъём дежурных.

В 8:00 – подъём группы.

В 8:30 – зарядка

В 9:00 – завтрак

В 10:30 – выход на воду

Накануне мы хотели пройти порог «Каньон» несколько раз, но продолжающийся уже третий день дождь и холод, заставили всех торопиться. Мысль о бане у Владимира в Иля-Ууксу грела души замёрзших водников.

До «Храмины» добрались за 15 минут. Перед «Храминой» чалка на правом берегу. Осмотр длинный – вдоль всей заходной шиверы, так как в ней чалиться негде.

Слив порога расположен в опорах разрушенной ГЭС. Порог начинается заходной шиверой с отдельными сливами менее 1 м и жёсткими валами. Основной слив пологий, высотой не менее 3 м. Слева язык более пологий, бочка проносная, справа слив круче, резко огибает скалу ПБ, бочка косая, но тоже проносная. По центру крутой слив с каменной глыбы с глубокой мощной бочкой. На выходе из порога вторая ступень менее 1 м с бочкой, более мощной у ПБ. За порогом сразу начинается шивера, длиной более 1 км.

Внизу под порогом на воде около правого берега находились суда другой группы, воспользовавшись этим, К4 «МКТ» быстро прошёл порог по левой части слива. Выдержать линию движения на заходе было не очень просто – валы в заходной шивере жёсткие, всё время пытаются скинуть судно в центр порога.

Следующим прошёл порог К4 «Сварог» и встал на страховку катамаранов-двоек группы Иваненко. Экипаж К4 «МКТ» перечалился к правому берегу. И тут произошла досадная неприятность: Костя, шедший на надувной байдарке «Каньон» при обносе порога уже перед самым спуском на воду обо что-то разорвал лодку. Лодка была хорошо накачана, поэтому при проколе произошёл взрыв, и дырка получилась длиной около 1 м.

Решили, что Костя пойдёт до деревни на К4 «МКТ» пятым. Расстроившись, Костя решил, что сменять Лёшу на двойке не будет, поэтому один катамаран-двойка порог обнёс.

Две другие двойки прошли порог, сильно прижимаясь к скале левого берега. Из-за этого одна двойка сделала перед заходом в слив два телемарка, но в итоге в слив вошла прямо.

Далее до посёлка остаётся 3 шиверы: выходная шивера порога «Храмина» и две зигзагообразные шиверы уже в самом посёлке. В последней шивере нужно держаться левой стороны, так как справа московская фирма «Три стихии» ведёт какие-то работы по сооружению якобы слаломного канала. В шивере торчат железные столбы, к которым прижимает струя.

В этом году сразу за шиверой появилась груда горной массы, песка и щебёнки, высыпанная в реку у правого берега. Её предназначение пока не ясно.

На поляне правого берега в 300 м выше так называемого «Пятого падуна» разбиралась огромная группа водников, возможно, даже не одна. Мы проследовали дальше и зачалились перед заходной шиверой в «Пятый падун» у правого берега. Ориентир препятствия – видны опоры разрушенного моста и остров. В левой протоке – сам падун, засорённый техногенным мусором. Справа от острова идёт обходная шивера – это мощное слаломное препятствие, которое можно оценить 3 к.с., осложнённое заломами из брёвен, каждый год меняющими свою конфигурацию.

Мы осмотрели шиверу, увидели в струе пару неприятных зубьев, которые требовали разгрузки вещей с катамаранов – четвёрок и решили, что прохождение этой шиверы мы в маршрут и не заявляли, и не пойдём её. К этому моменту наконец-то выглянуло солнце, и мы поспешили разбирать суда и сушить снаряжение. Сплавной день закончился в 14:30.

Около 17:00 нас забрал Владимир на УАЗе и привёз к себе в поместье, где нас уже ждала натопленная баня. Первую половину следующего дня до поезда мы провели в обсуждениях похода, а также совершили прогулку на берег Ладожского озера.

Фото 27: порог «Храмина», К4 «МКТ»

Фото 28: порог «Храмина», К4 «Сварог»

Фото 29: порог «Храмина», К4 «Сварог» страхует К2 из группы Иваненко

Фото 30: конец маршрута в пос. Иля-Ууксу

Фото 31: поместье Владимира

7. Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте.

1) В случае высокого уровня воды требуют обязательного осмотра и выставления страховки следующие препятствия: пороги «Веер» и «Табун» на реке Лоймоланйоки и пороги «Мостовой-2», «Розовый слон», «Мельница», «Каньон» и «Храмина» на реке Уксунйоки

2) В случае низкого уровня воды шиверы на реке Лоймола потребуют навыков слалома.

3) На реке Лоймоланйоки в шиверах встречаются заломы, их конфигурация может меняться. Особое внимание стоит уделить шивере «Ледяная». Есть сведения, что в особо холодные годы наледи перекрывают шиверу в самом узком месте мостиком.

4) На реке Уксунйоки стоит обратить внимание на последнюю шиверу, осложнённую металлическими конструкциями, установленными фирмой «Три стихии». Держаться левой стороны.

5) Несмотря на популярность участка реки Уксунйоки от порога «Мостовой-2» до пос. Иля-Ууксу среди туристов, маршрут проходит в автономных условиях, что накладывает на группу дополнительные обязательства по обеспечению безопасности на маршруте.

8. Перечень наиболее интересных природных, исторических и других объектов (занятий) на маршруте

Наиболее интересный объект на маршруте – это Уксинская озовая гряда, расположенная в районе озера Лоухиярви на правом берегу р. Уксунйоки. Выход на неё возможен по хорошей грунтовой дороги от порога «Блюдце». Более подробно объект был уже описан выше в Техническом описании похода.

9. Дополнительные сведения о походе

9.1. Перечень специального снаряжения

Групповое Личное
Наименование Количество Наименование Количество
Катамаран четырёхместный 2 Каска сплавная 1
Спасательный конец (морковка) 2 Спасательный жилет 1
Радиостанция «Kenwood TH-K4AT» 2 Гидрокостюм неопреновый мокрого типа 1
GPS-навигатор Magellan Triton 1500 1
Весло катамаранное с пластмассовой лопастью запасное 2 Весло катамаранное с пластмассовой лопастью 1
Горелка газовая Kovea Camp 1 со щёчками 2 Гермоупаковка 1
Термос 4 Стропорез 1

9.2. Особенности общественного и личного снаряжения

Для координации движения группы на маршруте и организации прохождения и страховки препятствий использовался комплект из 2-х раций «Kenwood TH-K4AT».

Для уточнения координат, особенно учитывая, что наша группа собиралась делать волок на реку не традиционным образом, а также радиально посещать Уксинскую озовую гряду, использовался GPS-навигатор Magellan Triton 1500, который отличается тем, что в него можно загрузить растровые карты. В нашем случае мы работали с картами

Генштаб CCCР 1:50 000.

9.3. Характеристика средств передвижения

В этом спортивном походе применялись следующие средства сплава:

1) К4 «МКТ» — туристско-спортивное четырёхместное судно для сплава по горным рекам с пониженной палубой и коленной посадкой гребцов, производён фирмой Корвет. Ширина 2 м, длина 5,3 м.

2) К4 «Сварог» — туристско-спортивное четырёхместное судно для сплава по горным рекам с пониженной палубой и коленной посадкой гребцов, производён фирмой Корвет. Ширина 2 м, длина 5 м.

 

III. ИТОГИ, ВЫВОДЫ, РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОХОЖДЕНИЮ МАРШРУТА

Итоги:

Наша группа прошла классический маршрут третьей категории сложности, автономный и логически понятный. Мы смогли внести разнообразие в маршрут, совершив радиальный выход на Уксинскую озовую гряду. Техническая подготовка студентов за время прохождения маршрута заметно выросла. Студенты ШВТ МКТ научились «читать» струю, разбираться в гидродинамических структурах реки, принимать правильные и своевременные решения. Экипажи хорошо сработались, научились быстро реагировать на ситуацию.

Учебные цели нами были полностью выполнены, все студенты ШВТ МКТ прошли зачётный поход на отлично.

В ходе маршрута мы уточнили наиболее удобный вариант волока на р. Уксунйоки с порога «Табун», надеемся, что это поможет другим туристам водникам. К отчёту прилагается список координат наиболее важных точек маршрута и картографический материал с отметками.

Выводы:

Маршрут может использоваться в качестве учебно-тренировочного для школ подготовки кадров по спортивному туризму не ниже базового уровня. Желательно, чтобы у всех студентов был опыт участия в походах второй категории сложности. При подготовке к походу большую положительную роль сыграло посещение студентами гребной ямы и тренировки на пороге в пос. Лосево (ЛО) в апреле.

Рекомендации:

Маршрут может быть рекомендован для групп в целях подготовки к более сложным походам, а также для учебных групп уровня не ниже базового.

IV. ОТЧЕТ ПОДГОТОВЛЕН

Отчёт подготовлен Фёдоровой М.В. на основе дневниковых записей, которые велись в походе студентом ШВТ МКТ Лубовым А.Н, откорректирован Фёдоровым Н.В. В отчёте использованы фотографии Фёдоровой М.В., Копылова Д.С., Эгель О.О. и Калинина И.В.

V. ЛИТЕРАТУРА

При подготовке к походу использовались материалы, хранящиеся на сайте турклуба «Мумми-тролли» moominclub.ru, так как команда клуба в разном составе уже несколько раз посещала с 2005 по 2011 год реки Лоймоланйоки и Уксунйоки.

Используемая на маршруте лоция реки была составлена студентами ШВТ МКТ в рамках самостоятельной работы и семинарских занятий на основе сведений, почёрпнутых ими в сети Интернет. Лоция была проверена и уточнена инструкторами.

ПРИЛОЖЕНИЕ 

Координаты ключевых точек маршрута

р. Лоймоланйоки и волок:

1) Узкое место (завал, проход слева) — С 61.94519 В 31.77286

2) Низкий мост (обнос и слева, и справа) — С 61.92805 В 31.80789

3) Заход в шиверу «Ледяная» П8- С 61.92185 В 31.82577

4) Чалка перед П11 «Веер» по ЛБ – С 61.89094 В 31.87238

5) Стоянка на скале на оз. Корпиярви – С 61.87775 В 31.86676

6) п. Ядрена Вошь С 61.859220, В 31.873350

7) п. Райякоски С 61.842770, В 31.883920

8) Чалка к ПБ перед П25 «Табун» С 61.79961, В 31.93443

9) Чалка к волоку в шивере П26 – С 61.79336 В 31.93341

10) Место возможного старта на озере Полвиярви – С 61.81646 В 31.85863

11) Спуск к реке Уксунйоки – С 61.81732 В 31.83395

р.Уксунйоки и Уксинская озовая гряда

1) Хорошая стоянка ЛБ – С 61.78531 В 31.83062

2) Мысок с затоном на шивере Меккикари – С 61.73892 В 31.86464

3) Новый большой завал, обнос ЛБ – С 61.72037 В 3186832

4) Вековой завал на разрушенном мосту, стоянка с баней – С 61.69621 В 31.88598

5) п. Тюфяк – С 61.67894 В 31.89270

6) п.Мостовой-2 — С 61.657300, В 31.901120

7) Стоянка на пор. Блюдце – С 61.58522 В 31.84276

8) Отворот к дальним озёрам Озовой гряды – С 61.61877 В 31.80153

9) Стоянка в Озах на маленьком озере – С 61.61920 В 31.79493

10) Стоянка в Озах напротив маленьких островков – С 61.61280 В 31.78741

11) Петля реки, проход вдоль ЛБ – С 61.556263 В 31.76397

12) ш. Лососевая — С 61.557230, В 31.751580

13) чалка ЛБ у п. Розовый Слон – С 61.56100 В 31.70106

14) Каменная плотина на п. Мельница — С 61.561630 В 31.697110

15) Стоянка над п. Каньон – С 61.56175 В 31.66879

16) Чалка перед п. Храмина – С 61.55603 В 31.63882

17) п. Храмина — С 61.55307 В 31.63621