Сплав в Республике Карелия по реке Пистайоки

Отчет о водном спортивном учебно-тренировочном походе второй категории сложности в Республике Карелия по реке Пистайоки, совершенном с 16 по 25 июня 2017 года.

I. СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ

1. Проводящая организация

Поход был организован и проведён спортивно-туристским клубом  «Мумми-тролли» из города Санкт-Петербурга. В походе принимали участие туристы из Санкт-Петербурга и Москвы, из Псковской области и из республики Карелия, а также слушатели Школы Водного туризма Базового уровня, для которых этот поход был зачётным.

2. Страна, республика, край, область, район, подрайон, массив

Поход проходил на территории Республики Карелия в Российской Федерации в географическом районе Русского Севера.

3. Общие справочные сведения о маршруте и группе:

Вид туризма Категория сложности Протяженность активной части похода, км Продолжительность

 

Сроки проведения

 

сплав общая ходовых дней
водный вторая 101 км 9 дней 6 дней 16.06 – 25.08 2017

 

Группа из тринадцати человек на двух четырёхместных катамаранах, трех одноместных надувных байдарках и одной двухместной каркасно-надувной байдарке. Маршрутная книжка № 29/17.

4. Подробная нитка маршрута:

Санкт-Петербург – ст. Лоухи – мост после озера Кимасъярви – р. Писта – оз. Пистаярви – р. Писта – оз. Корпиярви – оз.Поалла – оз. Корпиярви (вверх по течению) – ст. Кемь –       – Санкт-Петербург.

5. Определяющие препятствия маршрута

Подробные рекомендации по прохождению, чалкам и осмотру даны в Главе 2, раздел 6.

Порог Сакал 2 к.с. Крупные камни-ворота на заходе, остров, слева маловодные водопадики, справа – извилистая каменистая шивера, на выходе плиты, ворота из камней, мели. Сильное течение.
Порог Падун 2-3 к.с. В основной протоке слив 1,5 м с прижимом вправо, затем сложная шивера с обливняками 150 м. В «канализации» скальный желоб, с косым валом на выходе, длинная маловодная шивера.
Порог Семи-поворотный 2-3 к.с. 5 ступеней, 1-2 ступени шиверы 2 к.с., 3 ступень мощная шивера с локальными бочками и валами до 1 метра, суводь слева, остров с «канализацией» справа, 4 ступень шивера с валами 0,5-0,7м, большая суводь справа, 5 ступень протяженный быстроток с мелями, приток впадает слева.
Порог Курки 2 к.с. Плита со сливом 1м на всю ширину русла, по центру стоячие валы, слева и справа мощные суводи-противотоки
Вайкульский каскад (Фурляляй) 2 к.с. Шиверы с невысокими валами на заходе, крутые повороты, перед ключевым местом слева 2 больших стоячих залива, затем слева скала, под ней слив 1,5м, а справа трек с небольшими валами и прижимом к камням на выходе.
Порог Имисев 2-3 к.с Каменные ворота на заходе, мощные языки со стоячими и косыми валами на выходе, 2 ступени одинакового типа, большие суводи
Порог Поалла 3 к.с. Первая ступень – слив 1,5м пологий, с косым отбойником на языке справа, затем трек, слева суводь-разлив, трек выносит на слив с мощной неравномерной бочкой через всю реку; в бочке есть проносной язык, слева мелко, в центре останавливает.

6. Сведения о руководителях и участниках (указан не весь перечень опыта)

№ п/п

 

Фамилия, Имя,

Отчество

Телефон,

E-mail

Туристическая

подготовка

Обязанности в группе,  средство сплава
1. Фёдоров Николай
Васильевич
+7 921 7504822,

moomin-papa@mail.ru

Красненькая – Кутсайоки – Тумча (4Р), Улуг-О – Бий-Хем (5У), Лоймола – Уксун (3Р, инструктор), р. Жом-Болок – Ока Саянская (5Р). Руководитель группы, инструктор, капитан К-4 «SUOMI»
2. Никифоров Константин Владимирович +7 921 367-08-17 2У (р.Тумча) Байдарка «Одиссей-1»
3. Яцухно Ксения Сергеевна +7 981 872-74-20 2У (р. Тумча) Байдарка «Одиссей-2»
4. Матюшин Андрей Михайлович +7 926 286-65-04 2У (р. Умба) Байдарка «Хатанга-1»
5. Фёдорова Алина Валерьевна +7 931 264-32-43 2У (р. Лоймола-Уксун) матрос К-4 «SUOMI»
6. Киселева Ульяна Владимировна +7 931 264-32-43 ПВД матрос К-4 «SUOMI»
7. Кочкуров Денис Георгиевич +7 921 788-39-12 2У (р.Умба) матрос К-4 «Лиса»
8. Присеко Владимир Ильич +7 911 917-49-86 ПВД матрос К-4 «Лиса»
9. Рыльков Александр Николаевич +7 911 953-26-39 1Р Лофотенские острова капитан К-4 «Лиса»
10. Рылькова Полина Георгиевна +7 911 709-97-50 1У Лофотенские острова матрос К-4 «Лиса»
 

11.

Тупикова Екатерина Сергеевна +7 952 350-02-45 ПВД матрос К-4 «SUOMI»
12. Рогов Степан Анатольевич +7 926 236-49-37 2У (р. Нижний Казыр) Байдарка «Свирь-2»

капитан

13. Рогова Елена Викторовна +7 916 304-43-06 2У (р. Нижний Казыр) Байдарка «Свирь-2»

матрос

II. СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЕТА

1. Общая смысловая идея похода

При выборе маршрута для водного похода были предъявлены следующие требования:

  • маршрут должен быть 2 категории сложности для катамаранов и до 3 к.с. ля надувных байдарок, так, чтобы обеспечить катамаранную страховку байдаркам;
  • заброска и выброска должны осуществляться «колёсами в воду»;
  • интересны длинные шиверистые участки, пригодные для «игрового» сплава, легко просматриваемые и легко страхуемые с помощью катамаранов К-4;
  • на маршруте должны быть представлены как слаломные, так и полноводные препятствия;
  • отдельные локальные пороги и бочки должны предоставлять возможность для тренировок спасработ слушателям Школы туризма;
  • важна живописность маршрута, удобство стоянок и малолюдность.

В июне река Пистайоки мало посещаема туристами, начинается от истока с расходом около 10 м3/с и в падает в озеро Куйто с кубатурой около 30-40 м3/с. Межозерные участки имеют значительный уклон (до 2 м/км), а стоянки на озерах продуваемы от комаров, окружены живописными скалами и пляжами. Так что наш выбор пал на эту реку.

2. Варианты подъезда и отъезда

Заброска и выброска:

В настоящее время фирма «WELT», расположенная в поселке Калевала, не располагает большими автобусами и микроавтобусами, хотя для групп до 6-8 человек может обеспечить транспорт. Поэтому мы обратились к водителю Юрию Павлову из Лоухов. Вместе со своей супругой на двух УАЗ «буханках», одна «санитарка», один «фермер», они довезли нас до Кимасозера за 17 000р за 2 машины.

Телефоны Юрия: +7 921 523 6608 и +7 921 016 1199.

В принципе, любые шоферы в поселке Лоухи могут довезти до Кимасозера (Кимасъярви). В месте стапеля дорога упирается в разрушенную деревянную плотину, смешанный лес, множество мест для постановки лагеря.

Обратно от Корпиярви (мост на деревню Войница через реку Пистайоки) мы договаривались с водителями из Кеми. Они все возят на вахтовых полноприводных автобусах типа ГАЗ-33 и ЗИЛ.

Родион +7 921 522 3665 15 000р.

Игорь +7 921 728 1010, +7 921 222 2130

В случае, если ваша выброска придется на один день с чьей-то заброской, можно смело торговаться и сбивать цену до 12-13 тысяч.

На антистапеле возможны следующие варианты: либо остановиться на поляне у моста справа, где есть лестница к воде, баня, места под палатки. За умеренную плату этот кемпинг держат местные жители. Либо остановиться на поляне по левому берегу, на берегу озера, не доходя 1,5 км до моста. Там также собираются строить кемпинг, но пока не начали, автотранспорт подъезжает туда без труда.

Кроме того, в случае сплава до Поаллы можно либо вернуться на вышеозначенные поляны, либо заночевать на Поалле, а потом вынести снаряжение на дорогу по лесной тропе около 1 км, на тропе есть один брод.

Погранзона:

С недавнего времени пропуска в погранзону нет необходимости оформлять заранее для граждан России, а вот даже белорусам придется высылать заявку за 2 месяца. На ст. Лоухи к нам подошел старший прапорщик, руководитель заполнил заявление в 3-х экземплярах и приложил заранее распечатанные в Санкт-Петербурге списки группы с подробными паспортными данными всех участников. Далее с этим заявлением мы явились в погранотряд в поселке Пяозерский (а это по пути на Кимасозеро) и передали один экземпляр со списком группы дежурному на КПП. Таким образом, группа была учтена в погранзоне на время путешествия. Труда такой механизм не вызывает. В Пяозерском есть универсам «Магнит» и живописная беседка с мостиками над водопадом в нескольких протоках, река Таваньга.

3. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты

Аварийно можно уехать от многих мест, дорога идет недалеко (менее 1 км) от реки от самого истока и до озера Шуванда (там небольшой поселочек). Деревянный мост пересекает реку за озером Хирвасъярви. На озере Пистаярви на хуторе постоянно живет финн и принимает рыбаков и туристов, у него есть моторный катер, и к нему можно обратиться за помощью.

На выходе из озера Вайкульское разрушенный мост и неплохая грунтовка. Там расположен стационарный пост рыбнадзора в вагончиках. К этому месту можно вызвать водителей и сняться с маршрута или обратиться к рыбинспекторам за помощью.

Запасных вариантов маршрут не предусматривает, так как протекающая рядом река Войница существенно превышает по сложности реку Пистайоки и имеет очень короткую сезонность в мае-июне или после сильнейших дождей. То же можно сказать и о реке Тавайоки (Таваньга).

4. Изменения маршрута и их причины

Изменения в маршруте были вызваны желанием побывать на Белом море, посмотреть на суровую природу и литорали, а также туристический комплекс в Кемь-Порту, попариться в бане и просушить снаряжение после тяжелого и холодного похода. В связи с этим мы увеличили темп движения по реке и выиграли себе целый день, чтобы переночевать в банном комплексе в Рабочеостровске и посетить побережье Белого моря.

В банном комплексе ночлег стоит всего 600р в своих спальниках на мансарде, время помывки в бане не ограничено, при бане есть небольшое кафе, работающее даже ночью.

5. График движения

Даты Дни пути Участки маршрута Км Способы передвижения Погода
17.07 ст. Лоухи – оз. Кимасъярви ___ автомобиль

 

постоянно менялась погода
18.07 1  оз. Кимасъярви – пор. Падун – оз. Шуванда 17 Сплав Сильный дождь
19.07 2 оз. Шуванда – оз. Мандуярви – пор. Межозерный – оз. Хирвасъярви – оз. Пистаярви (острова на выходе) 29 Сплав

 

Переменная облачность, сухо, +10+12С
20.07 3 оз. Пистаярви – пор. Родео – пор. Семиповоротный – пор. Петух (Могильный) 22 Сплав Переменная облачность, +10С
21.06 4 Дневка, баня, семинар по узлам и такелажным работам, тренировка по спасработам в струе Пасмурно, холодно, сухо, +7С
22.06 5 пор. Петух – оз. Вайкульское – пор. Фурляляй – пор. Имисев 15 Сплав Пасмурно, холодно, небольшой дождь
23.06 6 пор. Имисев – пор. Талии – пор. Хирви – оз. Корпиярви 13 Сплав Переменная облачность, +10 +12С
24.06 7 оз. Корпиярви – пор. Поалла – оз. Корпиярви 10 (в зачет 5) Сплав Солнечно, тепло, +16 +18С
 

Итого: активным способом передвижения                             101 км

Расстояния активной части похода измерено по картам 1:100000.

6. Описание реки Пистайоки в воду выше среднего с рекомендациями

Из поселка Лоухи, где есть хорошие магазины, типа «Райпо» со свежим хлебом, по неплохой грунтовке можно доехать до финской границы через поселок Софпорог и Пяозерский. По пути сделали кадр в местах сражений Великой Отечественной войны.

Фото 1.  Группа у памятника времен Великой Отечественной войны

Пока руководитель посещал погранотряд с документами группы, ребята осмотрели живописные водопады возле поселка Пяозерский.

Фото 2.  Водопады Тавайоки

В 4 км от финской границы к разрушенной плотине на оз. Кимасъярви ведет отворотка, где стоит заготовить сушину за 500-700м от стоянки и закидать дрова в кузов. В месте, где дорога упирается в разрушенную плотину, слева и справа большие поляны. Места для рыбалки там хорошие, однако до 15 июля существует нерестовый запрет.

Фото 3.  Поляны на месте стапеля на Кимасъярви

Фактически сразу на выходе из озера Кимасъярви начинается порог Захар с ощутимым уклоном и сильным течением. Суводь справа на выходе, удобная для страховки.

Фото 4.  Одиссей-2 Ксюши в пороге Захар

Большие камни в русле – это ориентир порога Сакал, который доставил немало проблем нашей группе. После больших ворот в центре стоит остров, покрытый черникой и небольшими деревцами. Для того, чтобы пройти справа от острова (оптимально для катамаранов), нужно преодолеть маловодный в нашу воду слив, где пришлось сниматься с камней. Лодки причалили к острову, перенеслись через него, и стартовали ниже основного порога в выходную шиверу. Катамараны прошли, оставляя остров по левую руку, по крутопадающей шивере с обливняками.

Фото 5.  Спасение «Свири»

Каркасная байдарка расклинилась между камней, пришлось снимать веревками, в результате чего матрос с лодкой перевернулся, а капитан остался на одиночном камне в русле. Нижняя страховка сработала, и две лодки подобрали «Свирь» с Леной. Степана сняли с камня морковкой.

Интересным препятствием оказался порог Змеиный. Везде удобные чалки, осуществляли страховку катамаранами.

Фото 6. К-4 «Лиса» Рыльковых в пороге Змеиный

Фото 7.  Одиссей-1 Кости в пороге Змеиный

После Змеиного нас ждала большая шивера с видим уклоном, которая в лоции категорировалась как безымянный порог. По центру хороший проход, слева и справа обливные камни, бревна. К-4 «Лиса» сел на камни справа на выходе. После каменистой горки большой разлив с мощными «кусающими» байдарки суводями. Справа после порога на выходе на скалах великолепная стоянка.

После еще одной небольшой шиверы будет большой травянистый остров, сразу за ним следует уходить влево в основную протоку порога Падун, куда пошли «Лиса» и «Хатанга». «Суоми», оба «Одиссея» и «Свирь» пошли вправо в канализацию. К-4 «Суоми» осуществлял страховку байдарок в суводи ЛБ. На выходе рукава соединяются в очень красивом разливе со скалами слева высотой метро 15. Мы долго обсуждали прохождение главного слива Падуна, в итоге Андрей на «Хатанге» обнес главный слив, а катамаран «Лиса» успешно его прошел.

Фото 8. К-4 «Суоми» страхует байдарки в канализации порога Падун

Фото 9.  К-4 «Лиса» в пороге Падун

 Фото 10. «Хатанга» в выходной шивере порога Падун

На следующий день до озера Мандуярви встретили не менее 4-х несложных, но интересных шивер, читаемых с воды. Шли в порядке «Суоми» — все байдарки – «Лиса». В конце озера Мандуярви есть явная хорошая стоянка на каменистом берегу. Слева от неё – заход в канализацию порога Межозерный, справа – в основную протоку, которая являет собой прямую шиверу без мелей и завалов. Приняли решение идти в канализацию, как технически более интересную и сложную, байдарки долго осматривали. На выходе устроили обед.

За озером Хирвасъярви встретили 2 шиверы небольшой сложности, затем высокий деревянный мост в обрывистых берегах. После моста весёлые быстротоки длились около 1 км, и мы впали в небольшое озеро Вихельтаярви, с длинными тростниковыми мелями. В разные годы здесь гнездятся огромные, 100-200 птиц, стаи лебедей. На выходе из него несложные шиверы и быстротоки продолжились. После них мы встретили рыбаков на катере, они сообщили, что рыбы нет из-за холодной погоды, и мы впали в озеро Пистаярви. Озеро фактически круглое, имеет множество островов. Не дойдя 1,5-2 км до истока реки, мы остановились на юго-западной оконечности острова на огромной стоянке.

Фото 11. Слаломная канализация порога Межозерный

Фото 12. Стоянки на Пистаярви

После Пистаярви река меняет характер, становится полноводнее, появляются бочки и мощные валы. На выходе из Пистаярви есть великолепная стоянка человек на 40, и за ней сразу порог Родео (он же Лужма).

Фото 13.  Проходим Лужму походной колонной

 

Порог 2 к.с., валы 0,5м, но доставляет очень много удовольствия. На плесах за ним есть великолепные стоянки. После расширения реки менее 1 км до сложного порога Семиповоротный. Это препятствие с самым большим уклоном на реке. Первые две ступени – несложная шивера 2 к.с., затем омут справа и резкий поворот влево. У поворота влево можно зачалиться на ЛБ под горелым косогором и осмотреть ключевую 3-ю ступень. Это череда валов и локальных бочек, до 1 м высотой, слева более опасных, чем по центру. Справа остров, который можно обойти справа же, чтобы избежать прижима в ряжевую стенку слева. В конце 3-й ступени напротив острова слева есть небольшая суводь, куда встала «Лиса» и осуществляла страховку и промежуточную фотосъемку.

4-я ступень заканчивается поворотом влево, справа в конце ступени есть большая суводь, где лодки страховал «Суоми».

5-я ступень – это широкая и чистая шивера 2 к.с.

Фото 14. 3-я ступень Семиповоротного, К-4 «Лиса» снимает К-4 «Суоми»

Фото 15.  4-я ступень Семиповоротного, байдарка «Свирь»

Фото 16. 5-я ступень Семиповоротного, К-4 «Лиса»

На озере после Семиповоротного устроили обед, хорошая стоянка на высоком ПБ. После нескольких несложных порогов 2 к.с. озеро Муасъярви, около 6 км, исключительно живописное, с высокими берегами и каменистыми выходами. Видели стоянки туристов. После правого поворота озеро сужается, и река вытекает из него порогом Курки. В высокую воду порог очень опасен пирамидальными пульсирующими валами для байдарок. У нас это было игровое препятствие, которое, тем не менее, было отстраховано на совесть.

 Фото 17. К-4 «Суоми» проходит порог Курки

Фото 18. «Одиссей-1» Кирилла переворачивается в пороге Курки

Фото 19. К-4 «Лиса» в пороге Курки

Вскоре за порогом Курки, название с карельского переводится как «журавли», который у нас было маловодным и не опасным, встречаются две шиверы, одна из которых в народе называется «Одинокое дерево», и на участке сужения реки и повышения берегов слева будут большие стоянки на пороге Петух (он же Могильный). Порог представляет из себя чистый язык с валами в центре и гряды камней слева и справа.

На Петухе мы устроили дневку, пользуясь каменкой, сложенной Алексеем Лобановым в 2015 году, истопили баню, провели тренировки по метанию спасконца и спасению перевернутой байдарки К-4. Александр Рыльков провел занятие по истории морских узлов и их применению в туризме примерно на 2 часа. Не смотря на популярность стоянки, дров много.

Фото 20. Купание туристов после походной бани

За быстротоками на выходе из порога Петух следуют шиверы, одна из которых, Архипелаг, весьма живописна и требует выбора рукава в зависимости от уровня воды и осадки судна. Далее начинается длинное озеро Вайкульское, в самом начале которого слева есть хорошая стоянка, и на выходе из него слева же на высоком берегу еще целых две стоянки.

У руин горелого моста (проход чистый фактически между всеми опорами) стоят вагончики, где живет рыбнадзор, но из-за холодов и плохого клева мы никого не встретили. Вскоре начались заходные шиверы Вайкульского каскада, он же порог Фурляляй. Первые две ступени (шиверы на S-образном повороте не выше 2 к.с.) заканчиваются большим уловищем слева у серой скалы, откуда можно сходить на разведку и фотосъемку ключевого места порога.

Вдоль левого берега явно выраженный слив около 1,5 метров высотой, но из-за маловодности без заметной бочки. Вдоль правого берега разгонный трек с валами и с прижимом в хаотичные камни. Струя в треке чистая, там все суда и прошли.

Фото 21. «Одиссей-1» Ксюши на выходе из порога Фурляляй

Далее длинный заболоченный участок плеса 15 км, который мы долго преодолевали, пытаясь рыбачить в Имисозере. На пороге Имисев справа отличные две стоянки, правда, тенистые. Украшены туристскими идолами.

Фото 22. Поляны с идолами над порогом Имисев

К этому моменту река становится широкой и полноводной, поэтому порог Имисев отличался от предыдущих препятствий. Это мощные языки струи, на выходе переходящие в косые валы. Слева и справа стоят камни-бойцы, образующие своеобразные ворота. Сверху и снизу порога можно выделить две похожих по гидродинамике ступени. Вдоль правого берега между ступенями заметная мель, на которую и сел К-4 «Лиса».

Фото 23. К-4 «Лиса» в пороге «Имисев»

Фото 24. «Одиссей-1» Кости во второй ступени порога Имисев

Тем не менее, все байдарки прошли благополучно, на «Хатанге» Андрея порог прошла Полина, Андрей же сел на К-4 и пригодился там при стаскивании судна с мели в прижиме перед второй ступенью.

После Имисева следует серия быстротоков, есть подводные плиты, берега низкие, поросшие смешанным елово-березовым лесом. Около 2 км до порога Талии. Пошел сильный дождь, фотографировать было, к сожалению, невозможно. На заходе и выходе широкий плёс, порог Талии – это высокая горка с двумя-тремя высокими пирамидальными валами после чистого языка.

Буквально 20 минут ходу до порога Хирви, что по-карельски значит «оленёнок». Над порогом хорошая стоянка, чалка с улово справа. Однако порог оттуда не осмотреть, он разделен островом с камнями и бревнами на две протоки, основная левая, поэтому и осмотр, страховка и фотосъемка с левого берега, чалиться прямо на правом повороте реки. Мы прошли порог без эксцессов, струя чистая и быстрая, воды немного, поэтому бочка на заходе не держала, но пыталась подкусить даже катамараны-четверки.

Фото 25. К-4 «Суоми» в ключевом месте порога Хирви

Фото 26. Байдарка «Свирь» на заходе в порог Хирви

Стоячий плес после Хирви переходит в озеро Корпиярви (Ельцовое по-русски). На его левом берегу, у дороги, предприимчивые местные жители оборудуют платные стоянки и домики для туристов из больших городов. Но необорудованная стоянка слева пока бесплатна, хотя мужики грозятся сделать там кемпинг и поставить шлагбаум. Стоянка удобна для сушки и антистапеля.

Через узость на выходе из Корпиярви переброшен бетонный мост, наклонный и с дырами в покрытии по причине сильных дождей в этой местности. Справа та же местная семья держит баню, у руин старого моста. Оттуда менее 3 км до порога Поалла. По пути встречается порожек с островами, проход справа. На обратном пути обнос по ЛБ (для вас против течения это будет опять справа) по ровному покосу, метров 200 максимум. Метрах в 200 выше Поаллы будет несложная шивера, после которой можно зачалиться слева для осмотра обеих ступеней порога и тропы обноса.

Порог – двуступенчатый водоскат, с большой бочкой внизу, требует однозначной страховки с воды, так как кидать «морковку» в бочку небезопасно. Над главным сливом прекрасная, но не очень большая стоянка и суводь для страховки. Первая ступень порога с косым валом по сливу у скалы правого берега, затем трек, который выносит влево в промежуточную суводь между водоскатами. Для правильного захода в главную бочку приходится постараться и выдержать линию движения.

Надувные байдарки прошли без проблем, не притопившись в бочке, некоторые даже проехали верхнюю ступень по два раза, обнос удобен. А вот «Свирь» погрузилась в пену, её закусило за корму и опрокинуло в бочке. Сработала страховка на К-4, экипаж выловили, а вот судно подержало с пару минут, были выявлены небольшие поломки.

Для тренировки заходили в бочку снизу носами вверх по течению на катамаранах-четверках, держало хорошо, но стоило подставить носы под слив – выплёвывало. Сломали одно весло и надорвали шов на сидушке.

Обратно есть ярко выраженная тропа обноса с пропиленными деревьями, верхнюю ступень Поаллы обнесли без труда. Шиверу выше порога обносить тяжелее, там около 100-150 метров по узкой тропе, катамараны пришлось ставить на ребро. Одним словом, подъем до Корпиярви занял 1 час 45 минут.

К поляне на Копиярви легко приезжает любая автомашина, оттуда мы и уехали в банный комплекс в Рабочеостровск. На этом активная часть путешествия была закончена.

Фото 27. «Одиссей-1» Кости в первом сливе Поаллы

Фото 28. «Одиссей-1» Кости во втором сливе Поаллы

Фото 29. К-4 «Лиса»со сборным экипажем «заварилась» в главной бочке Поаллы

Фото 30. Девушки из сборного экипажа «Лисы» завязывают весла в узелок

7. Особенности общественного и личного снаряжения

Для координации движения группы на маршруте и организации прохождения и страховки препятствий использовался комплект из 2-х раций «Motorola GTX 1000» мощностью 5 Вт и литий-ионными аккумуляторами. Рации позволяли использовать 4 батарейки типа АА.

Для фото и видеосъёмки использовался целый ряд фотоаппаратов, в том числе две зеркальные камеры.

Для уточнения координат и навигации по маршруту использовались 2 навигатора GPS Etrex заранее отмеченными точками основных препятствий.

8. Особенности погодных условий

В первый день нас ждала сырая и пасмурная погода, утро первого ходового дня нас встретило мощным ливнем стеной. Не смотря на периодические проблески солнца, в основном стояли холодные пасмурные дни с температурой 6-8 градусов. Приходилось тепло одеваться на стоянках.  Большую часть времени не было теплее, чем +10.

К концу путешествия резко потеплело, во время тренировок на Поалле нам удалось немного позагорать и полностью просушить снаряжение на антистапеле.

III. ИТОГИ, ВЫВОДЫ, РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОХОЖДЕНИЮ МАРШРУТА

В итоге, выбранная стратегия сплава и компоновка группы оказалась удачной, так как на больших катамаранах можно удобно везти продукты и бивачное снаряжение а также страховать байдарки на всех типах препятствий, встреченных на реке Пистайоки. Периодически некоторые из матросов катамаранов пересаживались на байдарки для получения опыта и тренировки, а байдарочники на катамаран для отдыха.

Не смотря на июнь, воды оказалось не очень много, что делало препятствия соответствующими заявленной категории, без проблем в вопросе безопасности.

Удалось провести неоднократные тренировки спасработ, метания спасконцов, переворотов лодок в струе со сменой аварийных экипажей на пороге Петух (он же Могильный). Там же провели семинар по узлам и такелажным работам. На пороге Поалла удалось «заварить» К-4 в бочке на несколько минут.

Маршрут исключительно живописен и может быть пройден как за короткий срок в спортивном режиме, так и в качестве летнего путешествия длиной в 7-9 дней в более благоприятную погоду и когда будет разрешена рыбалка (после 15 июля).

Рекомендуется даже в высокую воду внимательно отнестись к первому участку реки (до Падуна) из-за обилия мелей, обливняков, зубьев. Возможны проводки, поломки, оверкили по причине навала на камни в струе.