Туризм гламурнЕет

Когда ты вернулся с Кавказа, да не важно, из любой поездки в горы, то первый вопрос, который задают коллеги, знакомые, соседи, далёкие от туризма и альпинизма: «Ну что, на Эльбрус поднялся?» И пускай ты им ответишь гордо: «Белалакая по стене взял!», они вздохнут, или даже усмехнутся, а то и скажут: «А что это? Ну, дак это ж не Эльбрус!». Мол, ты, дружок, не дорос, видать ещё. Так спрашивают у каждого, кто погружался с аквалангом: «А что, много кладов нашёл?» И если не нашёл, то значит ты аквалангист-неудачник, в телевизоре же все находят, а ты и тут не смог. Чёрт знает, чем там занимаешься!

Если твое фото не совпадает со стандартом позы, горделивого разворота плеч и йогического спокойствия нету на лице – считай, и не был ты вовсе во всех тех местах, о которых рассказываешь. Вона, там проходит на Reddit-е серия разоблачений инстаграмщиков, что делают фейковые картинки, будто они во всех странах мира побывали, а сами всего лишь грамотно гуляли по зоопарку и переодевались! Ждешь внимания публики – изволь соответствовать ее стандартам и понятиям, каким или какой они хотят видеть тебя в твоих фото и видео из путешествий.

И вот этот стандарт, собственно, определяет цвет вашего пуховика или гидрокостюма, название аэропорта в билете туда-обратно, марку телефона, на который будет снята та самая «себяшка». А ещё именно этот шаблон скажет, какие маршруты будут предлагать клубы туристам по весне, а какие – летом, и не дай боже наоборот.  Ну и, конечно, отведет стандарт глаза туриста от всех необыкновенно живописных, но вышедших из моды регионов для путешествий, таких, как Дигория, Приполярный Урал, Хамар-Дабан, Высокие Татры.

Стандарт же сам придуман путём совместных усилий Пэрис Хилтон и Ксении Собчак и описан Виктором Пелевиным легко и точно: «Гламур – это маскировка, которая нужна для того, чтобы повысить свой социальный статус в глазах окружающих. Гламур нужен для того, чтобы окружающие думали, что человек имеет доступ к бесконечному источнику денег».

И понеслось! На Языке Тролля в Норвегии, у водопада Скоугафосс в Исландии, на фоне любых кавказских гор в купальниках и шортах, но, конечно, лучше всего – именно на Эльбрусе. В кадр пошли красиво поставленные носочек к носочку треккинговые ботинки пурпурного, цианово-голубого, любого другого неестественного для обуви цвета. Не обошлось и без невероятных непальских шапочек, шезлонгов в Шамони, групповых нелепых поз на фоне ледников вперемешку с роскошными альпийскими шале. Иначе никаких «сердечек» ваш кадр не завоюет у настроенной на гламур, как радар на подводную лодку, избалованной публики. Точнее, аудитории с простым русским падонковским названием «подписота».

Теперь и просто палатка, даже с видом из тамбура на горы и облака, не в моде. Нужен особый, гламурный кемпинг, который даже называется особым словом «глэмпинг». Дорогой, аки статусный отель, на территории, арендованной у старой советской турбазы, зато со всеми атрибутами роскоши и высокого социального статуса. Туризм стал полем сражений изысканных брендов, с агрессивностью «The Coca-Cola Company» навязывающих нам стандарт активного путешествия в таком виде, чтоб поход был похож на модное дефиле.

Сейчас модно постить по делу и без дела марвелловскую цитату Таноса: «Реальность полна разочарований». Но она – единственное, что есть на самом деле. Нормы сменяют нормы, и теперь новая норма, новый шаблон замахнулся на само понятие реальности. Гламур претендует на то, что он и есть настоящая реальность, которая является выражением естественного человеческого желания «быть круче». Быть круче, пройдя «двойку А», провесив четыреста метров перил, или быть круче, купив самый модный шмот и выстояв очередь к топовому видовому месту для селфи – выбирать вам. А ответственность за вашу безопасность всё так же лежит на плечах инструктора, и с каждым новым селфи она всё тяжелее.