Краткая лоция Сяпси-Шуи от Сямозера до Видан

Лоция: оз. Сямозеро – дер. Эссойла – р.Сяпся – р. Ю. Шуя – дер. Виданы. Август 2012 год, воды выше среднего.

Длина маршрута – 105 км, категория не выше 2 к.с.

Маршрут по рекам Сяпся – Ю. Шуя можно начинать с Сямозера в районе Эссойлы, тем самым удлинив его на 10 – 12 км.

До Эссойлы можно добраться как по ж/д на «подкидыше» из Петрозаводска, так и на машине.

От деревни Эссойла до пол-ва Азаннаволок вдоль песчаного берега Сямозера протянулся участок соснового леса, через который к берегу ведёт несколько лесных троп и дорожек, по некоторым из которых вполне можно проехать на машине.

Более узкая полоска пляжа тянется от пол-ва Азаннаволок до деревни Сямозеро. Здесь дорога подходит совсем близко к берегу озера.

В любом случае, на обоих участках можно найти удобные поляны для стапеля и ночёвки, но нужно понимать, что особенно на выходных сюда приезжают рыбаки и любители кемпингового отдыха.

Дрова найти можно.

Также стоянка есть на вытянутом острове Пелдосуари, расположенном по пути к истоку Сяпси.

Сямозеро очень обширно, поэтому на нём легко может разыгрываться высокая волна, не позволяющая двигаться по озеру туристским судам, что накладывает определённые условия при построении графика похода.

Второй вариант начала маршрута, которым часто пользуются плановые группы, – это поляна на ПБ р. Сяпси в самом её истоке из Сямозера на восточном берегу мыса Шапнаволок. В некоторых лоциях и на карте здесь отмечен водомерный пост, но сейчас вместо него работает богатая турбаза. Между турбазой и истоком Сяпси – небольшой кусок песчаного общественного пляжа, куда подходит проездная грунтовка. По ней как раз и попадают на грязноватую поляну с оборудованным кострищем, расположенную в сосновом лесу.

После входа в реку практически сразу начинается деревня Сяпся, в которой для удобства жителей сделан навесной пешеходный мост. Мост низкий, проход возможен только прижимаясь к ЛБ.

Затем следует железобетонный автомост, проход под которым свободный.

После окончания основных домов деревни на ПБ на отдельной отгороженной территории расположено около 10 шикарных бревенчатых коттеджей с беседками, причалом и гриль-домиками.

Фактически напротив коттеджей на ЛБ есть поляны, которые раньше могли использоваться туристами для ночёвки.

Ещё через 300 – 400 метров на ПБ виден выделенный, но ещё не застроенный участок, вскоре после которого начинается первое препятствие Сяпси – порог «Каракульский». Это, как и все остальные препятствия реки, – мелководная шивера в протоках между островами с множеством обливных и полуобливных камней и небольшим уклоном. По высокой воде все препятствия проходимы даже для катамаранов, практически без проводок. Основная проблема – правильно выбрать протоку. В некоторых протоках встречаются завалы из деревьев, брёвен, разбитых рыбацких лодок и т.п., конфигурация которых каждый год может меняться.

Однако глубина и скорость течения даже в высокую воду позволяют практически везде выйти из судна и зачалить его, либо провести. В низкую воду все препятствия потребуют проводки. Поэтому нет смысла описывать каждое препятствие, сложность которых не превышает 1 к.с.

Через 3 км после «Каракульского» реку пересекают автомобильный и ж/д мосты. Около мостов множество рыбаков. За мостами подряд следуют три мелководных шиверы.

За последней на высоком песчаном ПБ – огромная полка, где может разместиться не менее двух групп. От полян круглым разливом начинается плёс в заболоченных берегах, перед сужением разлива на ЛБ есть небольшая поляна с берёзками, пригодная для аварийной стоянки.

Далее река петляет среди заросших плотными камышами разливов, где местное население активно ловит рыбу, ставит сети и жерлицы. На протяжении 7 км стоянок нет.

Затем берега начинают повышаться, реку пересекает ЛЭП, ниже которой встречается очередная мелководная шивера, в конце неё на крутом песчаном ПБ – отличная оборудованная стоянка в сосновом лесу. В сезон она может быть занята.

Через примерно 500 м на ПБ есть ещё одна стоянка, чуть поменьше и менее вытоптанная. Это последнее место, на которое стоит рассчитывать перед так называемым Маниным мостом.

Вскоре после стоянки – несложная шивера, за которой на ЛБ видны обширные вытоптанные поляны, куда подъезжают машины, стоят кэмперы. Весь ЛБ до самого Маниного моста особенно в выходные, будет плотно занят отдыхающими и рыбаками. Мост деревянный, действующий, низкий.

Перед мостом необходимо зачалиться к ЛБ для короткого обноса катамарановБайдарки могут пройти в низкий узкий проход под ПБ. Под мостом – быстроток, основная струя которого идёт вдоль ПБ. У ЛБ за мостом – большое улово под маленькой грязноватой поляной, откуда удобно стартовать после обноса.

Несмотря на то, что во многих лоциях написано, что стоянок за Маниным мостом нет вплоть до препятствия «Сарикоски» (около 10 км от моста), это не так: на извилистом петляющем плёсе после моста встречается несколько вполне пригодных полок.

После моста через 500 м – быстроток, за ним небольшой разлив, река поворачивает вправо, возвращается влево и над ещё одним быстротоком на ЛБ после камышей – удобный мыс с ровной поляной и большими берёзами. Под ЛБ видна каменная плита. Это очень удобная, уединённая стоянка для групп менее 10 человек.

Через примерно 5 км после поляны – простой быстроток, который в лоциях и на карте отмечен как порог «Горбункоски».

Ещё через 5 км – такой же простой быстроток «Сарикоски», за которым на ПБ на стрелке с дренажным каналом есть стоянка.

Далее до Ваготозера около 9 км плёса, стоянок нет.

На выходе в Ваготозеро на ЛБ на мысу – низкое, но ровное место, возможно пригодное для стоянки.

Если ветер и волна позволяют, то стоит взять курс сразу на два острых выдающихся мыса по ЛБ (около 3,5 – 4 км от устья Сяпси), закрывающих заход в Ю. Шую. На обоих мысах есть большие оборудованные стоянки, которые могут быть заняты в сезон.

До мысов весь подход к ЛБ сильно зарос камышами, за которыми сложно увидеть, есть ли места, пригодные для стоянок или нет. Через 1 – 1,5 км после в падения в озеро на ЛБ просматривался небольшой песчаный пляж, на наличие за ним стоянки нами не уточнялось.

Вход в Шую расположен за вторым мысом. Шуя в этом месте очень широкая, имеет заметное течение. На протяжении 11 км до деревни Киндасово заметных препятствий нет – встречаются острова и широкие быстротоки с камнями и небольшими валами.

Через примерно 1,5 км после входа в реку из озера на ЛБ в высоких соснах и берёзах над участком очередного быстротока видна большая ровная поляна с оборудованным кострищем и столом.

В деревне Киндасово реку пересекает автомост, под которым есть остатки старого деревянного моста. Проход под мостом ближе к ЛБ.

Отсюда часто начинают маршруты плановые группы. В деревне магазина нет. Зато здесь проходят народные гуляния «Сельский фестиваль юмора». Место проведения фестиваля – на ПБ недалеко от моста. Там же установлен памятник рукавице, символ Киндасово.

Если от памятника двигаться по асфальтовой дороги в сторону шоссе, то через 500 м можно осмотреть так называемую «Саамскую поляну» с каменными лабиринтами, декоративным чумом, рогам и черепами животных.

Через 3 км после автомоста справа впадает крупный приток – Святрека. На стрелке расположено садоводство, а напротив него на ПБ притока – большая поляна с лавками (пентагоном).

Ниже притока тянется широкий и довольно унылый плёс, с трудом преодолимый при встречном ветре. На плёсе встречаются стоянки.

Через примерно 5,5 км после впадения Святреки – круглый разлив с островами, на котором несколько стоянок. Особенно хорошая стоянка на ЛБ перед началом разлива.

После разлива ещё около 5 км плёса без выраженных стоянок, три раза на ПБ видны антенны воинской части. За 200 – 300 м перед шиверой «Хаабакоски» («Площадка») на ПБ есть подъезд и гравием засыпанная полка, отсюда также начинают маршруты плановые группы.

Шивера «Хаабакоски» расположена на S-образном повороте реки, проход по струе чистый, не более 2 к.с.

За шиверой – небольшой маловыраженный быстроток, за которым река поворачивает вправо, слева виден большой приток р. Кутижма, а слева рыбацкие лодки и тропы со стороны Площадки. На высоком ЛБ сразу после впадения Кутижмы – обширная оборудованная стоянка в просторном березняке. Есть каменка.

Через 500 – 700 м после стоянки – шивера, названная в лоциях порог «Кутижмский», 2 к.с. Это протяжённая шивера с валами, проходимая с ходу по струе. Описанного в некоторых лоциях слива по высокой воде не существует.

Через примерно 2,5 км – продолжительная (более 1 км) шивера «Юманишки» (2 к.с.), в районе которой встречается несколько стоянок на высоких берегах. Шивера проходится по струе, валы вначале препятствия высокие (до 1 м), затем заметно уменьшаются, скорость течения для карельских препятствий выше среднего.

Через 1 – 1,5 после «Юманишек» – порог «Большой Толли», 3 к.с. До порога на ПБ есть несколько стоянок, на ЛБ – большая поляна прямо над порогом. В сезон здесь может стоять стационарный лагерь для плановых групп.

Порог можно осмотреть по обоим берегам. Это невысокий пологий падун в трёх протоках. В зависимости от уровня воды проходимы все три, основная – правая.

По ПБ к порогу подходит грунтовая дорога, видны дома садоводства. Здесь, в случае необходимости, можно закончить маршрут.

За «Большим Толли» короткий красивый плёс, заканчивающийся порогом «Малый Толли», 2 к.с.Короткая мощная шивера с пирамидальными валами, в малую воду на входе может обнажиться невысокий слив.

За порогом по ПБ тянется деревня Матросы, где есть магазины, хорошая столовая и другие блага цивилизации, как, например, автобусная остановка, откуда в середине дня два раза отправляется автобус в Петрозаводск.

Ниже деревни несколько быстротоков, по ПБ виден насос очистных сооружений, после которого через 1,5 – 2 км – «Сойважпорог», шивера 2,к.с. Над шиверой натянуто множество тросов для установки воротец трассы ТВТ. От шиверы вниз по реке по ПБ на протяжении нескольких километров тянутся туристские базы. Здесь заканчивают маршруты плановые группы.

Берега на этом участке высокие, течение быстрое, препятствий нет.

Через 6 км после «Сойважпорога» встречается быстроток, за ним через 800 м – протяжённая несложная шивера «Шиверская Луда». На ЛБ на этом участке можно найти места для стоянок. Далее до деревни Виданы несколько километров продолжается фактически непрерывная несложная шивера. В конце деревни Виданы на ЛБ начинается высокий песчаный обрывистый берег, вдоль которого продолжаются участки быстротоков с валами. Это так называемая «Кукушкина гора».

Чалиться нужно к ЛБ сразу под ЛЭП в начале повышения, потому что дальше подняться по крутому берегу будет сложно. Здесь можно закончить маршрут, есть поляны, где можно даже переночевать.Жители деревни не беспокоят туристов, а прямо к поляне без проблем может подъехать машина любой проходимости.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: