В походах и путешествиях фотографируют тысячи людей. Некоторые фотографии (и совсем не обязательно сделанные профессионалами на продвинутые зеркальные камеры) вызывают интерес и восхищение самых разных зрителей, а большинство снимков навсегда остаётся лежать «мёртвым грузом» в личных архивах и альбомах в социальных сетях. Шанс сделать интересный снимок есть у каждого, стоит только немного задуматься о некоторых моментах съёмки и о своём отношении к уже отснятым кадрам.
Первое правило: контролируй эмоции!
Рассказ о любом путешествии интересен, когда его сопровождает подборка фотографий, отражающих самые яркие моменты. Туристский поход не исключение. Для рассказа или отчёта о походе важны фотографии преодоления группой сложных препятствий, а также фотографии объектов интереса: необычных природных форм, явлений, животных, птиц, культурных и этнографических достопримечательностей и так далее. Как видите, в этом списке отсутствуют фото, типа «я на фоне моей палатки», «моя лучшая подруга в купальнике на берегу горного озера» и другие подобные снимки, запечатлевшие переживания, важные только для автора снимка и героя снимка.
Поэтому, вернувшись из путешествия, не спешите выложить все фотографии в Интернет, рассказать о них друзьям в социальных сетях и мучить бесконечными сотнями своих снимков коллег на работе.
Как бы ни хотелось немедленно поделиться своими впечатлениями с окружающими, выдержите паузу. Дайте впечатлениям упорядочиться в вашей голове, может быть, даже слегка притупиться. А потом садитесь за разбор отснятого материала. Оценивайте его не с точки зрения пережитого вами в тот момент, а с точки зрения «ценности» кадра.
Кроме того, что однообразные и плохо технически выполненные кадры следует безжалостно стереть, остальные снимки можно разделить на несколько групп: «преодоление препятствий», «природа», «портреты» и т.д.
Только после этого задумайтесь о том, кому из ваших знакомых, близких, коллег какие кадры вы будете показывать. Поверьте, интерес к такой подборке гораздо выше – зритель с удовольствием досматривает её до конца, а не засыпает, не дойдя даже до половины.
И не поддавайтесь на просьбы: «Выложи всё!!! Не важно, как оно там снято!». За такие кадры вам самим потом будет стыдно.
Второе правило: не забывай протирать объектив!
Казалось бы, такая элементарная вещь, а ведь в процессе съёмки, особенно протокольной, фотографы об этом постоянно забывают. Мысль только об одном – скорее бы выхватить камеру и запечатлеть момент. Каково же будет ваше разочарование, когда нажать на кнопочку спуска вы успели, а кадр получился размытый, без фокуса или с пятнами на самом важном месте. Причина – грязь или влага на объективе.
Грязь, пыль, вода попадают на объектив в походных условиях постоянно, поэтому просто необходимо всегда иметь под рукой тряпочку для протирки оптики из нетканого материала, например, из микрофибры.
Запомните, что протирать объектив рукавами курток, флисок, термобелья, краешком шапки или носового платка, а уж тем более варежками или пальцами, НЕДОПУСТИМО. На объективе остаются царапины, а влага и грязь от такой протирки ещё больше размазываются по стеклу.
Если у вас конструкция фотоаппарата предполагает съёмный объектив, то не пожалейте денег на хороший фильтр. Самым распространённым вариантом для походных условий является ультрафиолетовый фильтр, который, защищая матрицу фотоаппарата, заодно и защищает объектив от повреждений.
Третье правило: правильная фокусировка – половина успеха!
Если внимательно присмотреться к качественным кадрам, вы заметите, что на фотографии наиболее важный объект или план очень чёткий, резкий, что позволяет сразу же привлечь к нему внимание. На технически плохо выполненных кадрах резкости либо нет вообще, либо в фокусе оказывается какой-нибудь второстепенный объект, например, случайно влезшая в кадр ветка дерева. Из-за неправильного фокуса кадр теряет информативность, его можно смело стирать.
Многие фотоаппараты сейчас имеют не только автоматический, но и ручной фокус. В походе вам часто приходиться фотографировать в протокольном режиме движущиеся объекты: суда в пороге, группу лыжников или пешеходов, велосипедистов и так далее. В такой ситуации ручной фокус не позволит вам моментально реагировать на обстановку и успевать сфокусировать камеру. Не забудьте перед протокольной съёмкой переключить фокус на авто.
Для того, чтобы авто фокус сработал, нужно сначала притопить наполовину кнопку спуска камеры, дать камере сфокусироваться на нужном объекте, наведя на него зелёную или красную рамку, которая появиться, когда вы притопите кнопку, и только потом нажать кнопку полностью.
Чем меньше лишних объектов в кадре (других людей, случайных травинок, веток, камней и т.п.), тем проще камере сфокусироваться. Поэтому, если вам надо снять конкретный экипаж, связку на склоне, не забывайте пользоваться зумом, чтобы отсечь из кадра всё ненужное.
Когда производите съёмку, постарайтесь принять наиболее устойчивое положение – при колебаниях фотоаппарата фокусу сработать гораздо сложнее, чем в неподвижном состоянии.
И ещё, у многих «мыльниц» среднего и низкого класса есть неприятная особенность – авто фокус срабатывает хорошо, если объект находится на расстоянии 2-3 метров от камеры, если же объект дальше кадр получается без фокуса (срабатывает так называемый фокус «на бесконечность»).
Четвёртое правило: выбирайте места съемки заранее!
При подготовке к походу дома, при планировании ходового дня с утра, на привалах, при осмотрах препятствий на реке фотограф должен понимать, где он будет осуществлять съемку. Все хорошие фото, даже динамичные кадры в движении, не говоря об общих планах, являются результатом подготовки фотографа. Руководителю похода следует (разумеется, соблюдая правила безопасности) давать фотографу определённую свободу в выборе места движения в походной колонне, в случае необходимости разрешать фотографу выходить вперёд или отставать для лучшей съемки планов движения группы. В местах ключевых препятствий (определяющие пороги, перевалы, ледовые участки) необходимо заранее утвердить порядок прохождения с учётом выгодного места или даже нескольких мест фотосъемки и согласовать способ передачи фотоаппарата (фотоаппаратов) и замены самого фотографа.
Выбирая место съёмки, постарайтесь встать так, чтобы не пришлось фотографировать против света – такие кадры получатся перетемнёнными. Также проследите, чтобы ваша тень не попадала в кадр.
Пятое правило: изучите режимы своего фотоаппарата!
Для того, чтобы получить не слишком тёмный и не слишком светлый кадр, нужно правильно выставить соотношении диафрагмы, выдержки и ISO. Если вам не очень хорошо знакомы эти понятия и нет времени в них разбираться, или фотоаппарат не позволяет быстрым и удобным способом выставить нужное значение в ручную, вам на помощь придут различные режимы съёмки, существующие практически во всех современных цифровых фотокамерах.
Не ленитесь заранее, до похода, изучить эти режимы. Режим полного автомата не гарантирует хорошую освещённость кадра. Обратите внимание на такие режимы, как «пляж/снег», «закат», «спорт», «макро» и другие, доступные в арсенале именно вашей камеры. Сделайте пробные снимки: один и тот же объект или вид сфотографируйте, используя разные режимы в разную погоду и разное время дня, а потом сравните фотографии и решите, какой режим в каких условиях наиболее подходящий.
В этом экспериментальном процессе вам может помочь и инструкция к вашей камере.
Шестое правило: зеркалка со съёмными объективами – палка о двух концах!
Зеркальный фотоаппарат, особенно если владелец умеет им пользоваться, безусловно, позволяет снимать гораздо более качественные и убедительные фотографии. Но в походе встаёт вопрос о транспортировке фотоаппарата. Такая камера боится ударов, плохо переносит влагу и пыль. Если вы всё-таки решились брать с собой зеркалку, заранее позаботьтесь о герметичном кофре. Кофр, конечно, можно сделать и самому, обклеив изнутри толстой пеной пластиковую коробку. Внутри можно добавить необходимые перегородки. Хорошо сделанная самодельная коробка защищает от ударов, но герметичность не обеспечивает. К такой переноске придётся ещё подобрать подходящую герметичную сумку.
Вторая проблема зеркалок в походе – это сменные объективы. Во-первых, при смене объективов в походных условиях, в камеру попадает пыль и влага. Во-вторых, особенно при протокольной съёмке, времени на смену объективов просто нет. Если хотите фотографировать в походных условиях, подбирайте универсальный объектив с большим диапазоном (18 – 200, 18 – 250). Такие объективы на границах своего диапазона могут уступать объективам с более узким диапазоном, но зато не придётся терять время на смену объективов, да и камера не будет подвергаться не нужным воздействиям влаги и пыли.
Седьмое правило: помните о композиции кадра!
Даже в остальном безупречный кадр не будет восприниматься глазом, потеряет свою ценность и информативность, если в нём не соблюдены правила композиции. Для начала запомните, что в кадре не должны оказываться половинки людей, их голов, рук, ног.
Также отвлекают и мешают воспринимать кадр «лишние» объекты. Например, снимаете вы походный лагерь, при этом на переднем плане в кадре оказывается чей-нибудь полиэтиленовый пакет или половина рюкзака (весь он в кадр не поместился). Выберите другую точку съёмки или временно отодвиньте «лишний» объект, чтобы исключить его из кадра.
Если ваша цель – сфотографировать людей на плане природы, то они должны занимать 70 – 80 % кадра. Если вы фотографируете пейзаж, то либо людей на нём быть вообще не должно, либо они должны занимать не более 15-20% кадра, становясь частью окружающей природы, наравне с камнями, травой, горами и так далее.
При протокольной съёмке прохождения препятствия иногда полезно воспользоваться соотношением туристов и самого препятствия 40% – 60% или 50% – 50%, чтобы дать возможность зрителю оценить весь масштаб происходящего.
Правильная композиция позволяет создать перспективу кадра, сделать изображение объёмным.
Композицию легко построить, вписав основной объект (объекты) съёмки в одну или несколько геометрических фигур. Это может быть треугольник, овал (реже круг) и прямоугольник (реже квадрат).
Рассмотрим композиционные и другие ошибки на нескольких любительских кадрах, снятых участниками на одном из учебно-тренировочных выездов Школы туризма несколько лет назад:
Фото 1
- Обрезан человек – нужно было либо снимать с другой стороны, либо просить человека выйти из кадра.
- слишком много обрезанного шатра попало в кадр – верх кадра перегружен
- в кадр попали лишние предметы (пакетики, мешочки)
- неправильно подобран режим съемки/настройки камеры
Фото 2
- Треугольник в композиции вырисовывается, он немного развёрнут, чтобы подчеркнуть движение, но слишком мал, чтобы стать основой композиции.
- Понятно, что посторонние предметы при съёмке не должны закрывать объектив (пальцы, ремешки фотоаппарата).
- Этот снимок можно исправить, просто обрезав фотографию, выбрав только нужную часть. Перед тем, как обрезать кадр, не поленитесь нарисовать для себя линии геометрической фигуры, которая является основой композиции кадра.
- Кадр не информативен: человека не видно, он не составляет центра композиции. Пропорционально фигурка слишком мала – она не притягивает внимания. К тому же из-за этого не попадает в фокус.
Фото 4
- Группа вписалась бы в овал, если фигуру на заднем плане развернуть лицом и чуть сдвинут вправо.
- Нужно убрать синий рюкзак справа, он не вписывается в композицию.
- Глубину кадра задают линии, которые образует дорога за спиной группы.
Выводы о композиции:
1. Кадр должен иметь глубину, для этого геометрическая фигура, одна или несколько не должна быть плоской, а всегда должна быть несколько развёрнутой – как бы уходящей вдаль, вглубь
2. Геометрическая фигура, задающая композицию, должна быть крупной, занимать не менее 2/3 кадра
3. Лицо и руки должны приходиться на внешнюю линию геометрической фигуры, на пересечение фигур, на самый центр фигуры и т.п. – то есть на значимое место.
4. Чем меньше в кадре лишних предметов: валяющийся рюкзак, пакетики и т.п., не относящееся к делу, часто обрезанное, тем чётче композиция, следовательно, фото лучше воспринимается глазом. К тому же отсутствие лишних предметов позволит избежать ошибки фокусировки именно на них, а не на лице или фотографируемом предмете.
Мария Мумми-мама Фёдорова