Тестирование лопастей для весел туристических катамаранов

Во время похода 3к.с. с элементами 5к.с. по рекам Тохмайоки и Уксунйоки туристы из клуба «Мумми-тролли» использовали самодельные весла на базе лопастей производства ООО «РАЛТ» г. Бийск и мастерской «Лаборатория 76» г. Рязань, а также весла Galasport C1 Canoe, Чехия.

Для изготовления цевья использовалась труба дюралевая марки Д16Т. По причине наличия на складе только определенных спецификаций труб, была приобретена труба 30х2 мм, что несколько увеличило вес цевья. В этой ситуации как нельзя лучше показали себя рязанские лопасти. За счет того, что конструктивно втулка верхней части лопасти входит в трубу, а не труба запихивается в лопасть на всю ее длину (как у РАЛТа), мы существенно сократили общий вес весла.

В походе один экипаж использовал чешские весла Galasport C1 Canoe (с логотипом Агентства Венгрова, куплены в Москве), поэтому была возможность сравнить вес. Весло приближается по весу к чешскому (1 кг у нашего против 800гр. у чехов), хотя прочность цевья у нас просто на порядок выше. Весло из 2мм трубы с лопастью РАЛТ не порадовало огромным весом, использовалось в качестве капитанского кормового благодаря большой площади лопасти.

В качестве рукояток использовались оригинальные бийские для РАЛТ и старые ПЭ-ручки от Тритона на весла с рязанскими лопастями. Алтайские ручки показались нам слишком длинными и тонкими на концах, питерские тритоновские ручки, наоборот, короткие и пузатые, почти как чешские на Galasport.

Теперь о крепеже. Использовался стандартный DIN-овский крепеж М6: болт 40мм, гровер, шайба, гайка с пластиковым стопором. Хотя в бийских веслах и сделаны 2 отверстия для крепежа, мы ограничились 1 болтом, о чем ни разу не пожалели. Наоборот, широкие дырочки под М8 сделаны на веслах РАЛТ под длинный 50мм болт и широкую, не менее 20мм шайбу. Это создало много проблем при креплении лопасти к цевью, поскольку мы резонно решили, что чем меньше отверстие в трубе тем лучше, и предпочли размер М6.

С лопастями от Лаборатории 76 удалось избежать подобных сложностей, т.к. крепеж соприкасался только с дюралевым цевьем. За все время похода никаких проблем с отвинчиванием крепежа не было.

В итоге в качестве основных группой были приняты на вооружение весла с лопастями от Лаборатории 76, кроме вышеозначенного капитанского на 5,5 метровом катамаране «Пингвин». Все весла были снабжены доп. емкостью непотопляемости в виде 0,5 л ПЭ бутылки от лимонада, примотанной сантехническим неразмокающим скотчем.

Во время прохождения препятствий, изобилующих камнями в русле реки, либо имеющих отвесные гранитные или бетонные стены, весла из Рязани показали себя просто превосходно. Вопреки легкости и тонкости лопасти, по окончании похода мы не обнаружили ни сколов, ни расслоений. Мягкий полиэтилен, из которого сделаны весла фирмы РАЛТ, получил вмятины и заусеницы по нижней кромке.

В прочности весел производства Лаборатории 76 заставляют убедиться такие факты:

1) К-6 «Пингвин» попадает в прижим на п.29 на р. Тохмайоки и упирается в бетонную стену плотины у левого берега. В случае захода лагом судно попадает в мощную бочку после 2,5-метрового слива. Т.к. «Пингвин» шел груженым и с пассажиром, допустить подобное развитие ситуации было крайне нежелательно. Левый борт, упершись веслами в стену плотины, сумел выправить судно на заходе в слив. В итоге лопасти не имели заметных невооруженным взглядом повреждений.

2) К-2 «Светофор» на падуне Розовый слон р. Уксунйоки влетает в бочку, при этом из упоров вылетает и идет самосплавом гребец с левого баллона. К-2 заваливается на скальный остров правым баллоном. Оставшийся гребец усердно упирался в остров веслом, надеясь вернуть судно на ровный киль. Не смотря на последующий переворот и самосплав, он не упустил весла. На берегу оказалось, что лопасть весла не получила никаких видимых повреждений, не говоря уже о прочном 2мм цевье.

На приведенных ниже фотографиях видно, как турист отталкивается веслом от камня в Розовом слоне и как выглядит само весло после того, как экипаж выловлен страхующим катамараном. Товарный вид сохранен налицо!

veslo

Еще хочется отметить то, что лопасти Лаборатории 76 имеют конструктивный выступ по центральной оси, что исключает так называемое «соскальзывание» весла, когда при гребке лопасть проворачивается под углом из-за сопротивления воды, и сила гребка существенно уменьшается. Этот выступ изнутри заполнен пеной наподобие Макрофлекса, что существенно увеличивает плавучесть весла. Когда мы экспериментировали с веслами, отмотав бутылки, мы были приятно порадованы сохранением положительной плавучести.

В итоге хочется сказать, что на ближайшие годы основными веслами турклуба «Мумми-тролли» стали весла с лопастями из Рязани, они же поедут с нами во все спортивные походы, в том числе летом 2006 года в Саяны.

Мумми-папа (Фёдоров Николай), 16.05.06

P.S. Весла в “Лаборатории 76” можно заказать, позвонив по телефону +7 905 736-7831 или по номеру +7(910)567-09-87.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: